Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Похороны. 
Материальная и духовная культура якутов и эвенков в XVII-XVIII веках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Характерной чертой похоронного обряда тунгусов являлось наличие сопроводительной жертвы в виде оленя. Возможно, в этом проявилось влияние других народов, в частности якутов. Страх эвенков перед мертвым заставлял их уничтожить чум, в котором находился покойник до захоронения, а стойбище переносили на новое место. В большинстве случаев эвенки ориентировали покойников головой на запад. Исключительно… Читать ещё >

Похороны. Материальная и духовная культура якутов и эвенков в XVII-XVIII веках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одно из первых сообщений о похоронах эвенков принадлежит Адаму Каменскому (1658 г.): «В земле умерших не хоронят, так как считают, что она их не принимает. Только на деревьях они оставляют в определенное время — на кедрах… или на соснах» .

В целом, тунгусы-оленеводы практиковали воздушное захоронение — на деревьях или на лабазах, устроенных на обрубленных деревьях или столбах. Применялись как заворачивание тела в кожу или бересту, так и положение тела в деревянную колоду. Но в древности, как считал В. А. Туголуков, применялось и трупосожжение.

Характерной чертой похоронного обряда тунгусов являлось наличие сопроводительной жертвы в виде оленя. Возможно, в этом проявилось влияние других народов, в частности якутов. Страх эвенков перед мертвым заставлял их уничтожить чум, в котором находился покойник до захоронения, а стойбище переносили на новое место. В большинстве случаев эвенки ориентировали покойников головой на запад.

Фольклор

Фольклор эвенков, обладающий большим разнообразием жанров, продолжает существовать там, где сохраняется эвенкийская языковая среда. Наиболее значительным жанром является героическое сказание; нимнгакан — у эвенков Якутии, Приамурья, нимкан — у сахалинских, улгур — у забайкальских. У других групп эвенков термином «нимнгакан» называют как героические сказания, так и все виды сказок и мифов. Живое бытование героических сказаний в настоящее время, по наблюдениям фольклористов, обнаруживается только у восточных эвенков (территория Якутии, Амурской области). На обширной территории проживания северо-западных эвенков наличие этого жанра не засвидетельствовано. Сказания эвенков прибайкальского региона впитали элементы бурятского эпоса, о чем свидетельствуют имена героев сказаний — Акширэ-бакширэ, Хани Гэхэр Богдо, Куладай Мэргэн, Арсалан Бакши. Но вопрос о первенстве и заимствованиях в этой сфере весьма неоднозначен, следует скорее говорить о сотворчестве предков нынешних этносов.

Изобразительные средства во многом схожи с таковыми в эпосе монголои тюркоязычных народов. Все нимнгаканы восточных эвенков имеют особенно много общего с олонхо — эпическими сказаниями якутов. У них аналогичные вступлення-зачины, генеалогическая цикличность, почти одинаковые описания появления врага, гнева богатыря, битвы, красоты девушки, бега коня или оленя и т. д. Излюбленным средством описания фантастических, сказочно-волшебных превращений, которыми изобилуют сказания, как и у многих соседних народов, является гиперболизация. Гипербола используется повсюду, начиная с описания трех миров, богатырей, их жилищ, битв и кончая описанием торжества победы добра над злом, гимном продолжению жизни и рода человеческого на земле.

В эвенкийском эпосе широко используются образные, близкие и понятные слушателю-эвенку сравнения. Например, затупившееся, истершееся во время поединка оружие богатырей сравнивается с привычными для эвенка предметами Этническую специфику мировосприятия отражает также множество бытовых описаний.

По представлениям эвенков, души еще не родившихся детей жили в виде птичек в местности, называемой нектар (слово, имеющее общий корень с эвенкийским нэви «покойник» или «дух умершего предка». В фольклоре восточных эвенков словом оми, обозначающим душу, называют также синицу, поскольку считается, что в ней заключена душа ребенка. В силу этого представления у эвенков существует запрет убивать маленьких птичек.

В суровых условиях кочевой жизни эвенков нередки были случаи, когда роженица долго мучилась. умирала или рожала мертвого ребенка. По отношению к роженице существовало много запретов и оберегов. При трудных родах прибегали к различным магическим действиям. Одним из них было развязывание всех имеющихся в хозяйстве узлов, после появления в быту замков — их размыкание. Считалось, что без этого благополучный исход родов будет невозможен.

В колыбель новорожденного мальчика клали предметы, которые соответствовали его жизненному предназначению охотника и воина и, как предполагалось, еще в младенчестве способствовали формированию у него соответствующих качеств. Лук, копье, потник и узда необходимы для того, чтобы он вырос метким, сильным богатырем и умелым наездником.

У всех эвенков Прибайкалья (еще в 60-е гг.) широкое распространение их традиционный и самобытный фольклор. Правда, у эвенков Баунта и Северобайкалья фольклор бытовал тогда повсеместно, знало его и проявляло к нему интерес все население. Меньшее распространение имел фольклор у баргузинских эвенков. Если в Баунте и Северобайкалье широко был распространен песенный фольклор, исполнялись песни-импровизации, песни с устойчивым текстом и особенно икэвун (песни-пляски), то в Баргузине этого почти нет. Песни-импровизации на охоте и рыбалке, во время переездов по тайге верхом на олене, женщинами за выполнением домашних работ. В Баунте и Северобайкалье бытовали десятки традиционных мелодий, на которые складывали песни этого жанра.

Исключительно серьезно относились сказители и слушатели к эпическим сказаниям и эпическом песням. По сохранившимся традициям, для исполнение эпоса должен быть особый повод и соответствующие условия. Если сказки и предания могли исполняться и одним сказителем, то эпос исполнялся коллективно. Припевы в эпосе пелись исполнителем, а затем уже и всеми присутствующими.

У северобайкальских эвенков бытовало много сюжетов о женщинах-лгуньях, о девочках-воровках. Все эти пороки сказки высмеивают и обычно в конце ее герои освобождаются от них.

В бытовой сказке переплетались элементы мифологии, суеверия. Но вместе с тем в сказках этого вида особенно ярко отражена материальная культура эвенков, иногда в деталях описывается жилище или процесс кочевания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой