Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этапы технологии аудита

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если мы опираемся на стоимостное выражение уровней компетентностей, как это делает «Хониуэлл» Магура М. И. Курбатова М.Б. Обучение персонала, как конкурентное преимущество. — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. — 216 с., вводя (V — стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников, долл.) необходимо разрабатывать профили компетенций или опираться… Читать ещё >

Этапы технологии аудита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аудит системы корпоративного обучения представляет собой комплексную технологию, которая состоит из 5 шагов: на каждом из них важно учесть возможные трудности и нюансы.

Шаг 1. Организация проекта.

1.1 Оформление заказа на проведение аудита.

Ловушка неоправданных обещаний: пообещать заказчику автоматического увеличения доходов от обучения.

Аудит — не тренинг продаж. Его результат не прибыль, а информация о том, как обучать персонал и саму организацию более эффективно.

Ошибка низкого полета — несогласованность процедуры с первым лицом может закрыть доступ к необходимым людям и документам.

1.2 Формирование команды проекта.

Ошибка узкого полета — не включение в команду проекта значимых фигур корпоративного учебного центра может повлечь за собой сопротивление с их стороны.

1.3 Утверждение плана работ Шаг 2. Оценка эффективности.

2.1 Оценка социально-экономической эффективности системы обучения В процессе оценки экономической эффективности обучения следует учесть следующие моменты:

О системной подоплеке.

Необходимость в аудите может отойти на второй план, если на этапе оценки эффективности будет принято решение внедрять «Управление по целям», «Систему сбалансированных показателей» или «Универсальную систему показателей».

О статистике

За основу анализа эффективности системы производственного обучения целесообразно взять показатели, которые приводит С. В. Шекшня Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 336 с.

Показатели входной информации.

Показатели выходной информации.

Отработанные производительные часы Часы профессионального обучения Число работников, прошедших профессиональное обучение Доля издержек в объеме реализации (в %).

И др.

Уровень образования Объем реализации на одного сотрудника Объем прибыли на одного сотрудника.

Добавленная стоимость за один производительный час И др.

Об оценке результативности корпоративного учебного центра Если учебный центр или корпоративный университет выделены в отдельное структурное подразделение, его результативность целесообразно оценить независимо.

Для этого разработаны 9 типов критериев.

  • · Эффективность;
  • · Результативность;
  • · Кадровая обеспеченность;
  • · Методическое своеобразие;
  • · Материальная обеспеченность;
  • · Финансируемость;
  • · И др.

Пример № 1. Критерий «Кадровая обеспеченность».

Тип.

Критерий.

Описание.

Кадр

Кадровая обеспеченность.

Количество собственных преподавателей на 1000 сотрудника корпорации, чел.

Кадр

Вовлеченность персонала в процессы обучения.

Доля, сотрудников корпорации, участвующих в процессе обучения персонала, партнеров и потребителей в качестве преподавателей, наставников, инструкторов и консультантов, %.

Кадр

Квалифицированность ППС.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или международные сертификаты, в общей структуре преподавательского состава КУ, %.

Кадр

Самобытность ППС.

Средний стаж работы профессорско-преподавательского состава в качестве сотрудников корпорации, %.

И др.

2.2 Оценка социально-экономической эффективности конкретных программ обучения.

О специфике применения модели Киркпатрика

  • · Как на уровне «Реакция», так и на уровне «Усвоение» целесообразно использовать относительный показатель «Доля от максимально возможного».
  • · Если провести стандартизацию сырых данных, то можно будет сопоставлять результаты, как между программами обучения, так и по периодам проведения одной и той же программы.
  • · Для оценки поведения обученных (3 уровень) лучше использовать бланки, чтобы непосредственные руководители более ответственно и точно оценивали наблюдаемые изменения.

О специфике формул эффективности.

  • · При определении изменения индивидуальной или командной выработки целесообразно учитывать показатели «чистой продукция», «нормо-часы» или «среднесписочная численность работников, т.к. натуральные показатели часто несопоставимы.
  • · При затруднениях с измерением выработки можно использовать измерение индивидуальной или командной трудоемкости продукции или услуг.
  • · Если невозможно посчитать эффект от высвобождения персонала вследствие повышения производительности труда, можно посчитать «условную экономию численности работающих»

О специфике коэффициентов.

  • · Если мы привязываем результаты обучения к общей результативности предприятия, следует вводить в формулу «коэффициент влияния» какой процент увеличения результативности вызван именно обучением. Например, в «Спортмастере» удельный вес влияния программ обучения на повышение эффективности работы составил 21% Ю. Васильева, Мечта сбылась. Компании подсчитывают доходность вложений в персонал, Ведомости, № 128 (1168), 22 июля 2004.
  • · Если мы опираемся на стоимостное выражение уровней компетентностей, как это делает «Хониуэлл» Магура М. И. Курбатова М.Б. Обучение персонала, как конкурентное преимущество. — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. — 216 с., вводя (V — стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников, долл.) необходимо разрабатывать профили компетенций или опираться на тарифную сетку, помножая разницу в ставках разных разрядов (до и после обучения) на среднее по предприятию соотношение доход/зарплаты.
  • 2.3 Оценка качества конкретных программ обучения
  • · Т.к. аудит опирается в основном на анализ документов, то мы разработали критерии для количественной оценки, являющиеся, по сути, компетенциями системы профессионального обучения.
  • · Результаты представляются в виде паутинчатой диаграммы, на которой реальный профиль сопоставляется с идеальным, нормальным и минимальным.
Этапы технологии аудита.

Пример № 2. Шкала ориентированности на эффективность программ профессионального обучения.

Шкала оценки.

Описание.

После проведения программы, ее эффективность не оценивается.

+1.

После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям удовлетворенности участников (понравилось, интересно, полезно и др.) — в ходе анализа устной и письменной обратной связи.

+2.

После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям усвоения соответствующих знаний (проводятся тесты, зачеты).

+3.

После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям изменения рабочего поведения в ходе непосредственного наблюдения руководителей, включенного наблюдения, «акций таинственный покупатель» и пр.

+4.

После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям изменения рабочего поведения усвоения соответствующих ЗУН и/или по критериям изменения рабочих показателей и поведения.

+5.

После проведения программы, ее эффективность оценивается по вкладу в достижение соответствующих целей развития организации.

+6.

После оценки эффективности корректируются цели соответствующей программы профессионального обучения.

Коэффициент ориентированности на эффективность системы профессионального обучения (Kbut). Рассчитывается путем суммирования и усреднения оценок по каждой программе. После этого полученное среднее сопоставляется с максимально возможным.

Шаг 3. Анализ потребностей в обучении.

  • · Для анализа потребностей в обучении целесообразно опираться на РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ISO 10 015:1999.
  • · Для многих организаций, чтобы воспользоваться рекомендациями ИСО придется разрабатывать модели ключевых компетенций.
  • 3.1 Анализ потребностей в организационных изменениях
  • · Проведение экспертных интервью;
  • · Сбор и анализ документации.
  • 3.2 Анализ потребностей в обучении персонала
  • · Сбор и анализ документации;
  • · Проведение оценочных мероприятий.

Шаг 4. Выявление ресурсов эффективности.

  • · В исследовании, которое мы проводили на протяжении трех лет, нам удалось собрать и систематизировать более 100 условий и конкретных методов повышения эффективности профессионального обучения и организационного научения.
  • · Для каждого фактора разработаны контрольные карты, позволяющие выявить ресурсы эффективности на каждом уровне и на каждом этапе организации и проведения обучения.

Пример. Контрольная карта ресурсов мотивирования.

Этап.

Проведение обучения.

Организация обучения.

Организация труда.

Профессиональное обучение.

  • · В начале занятия собрана информация об ожиданиях и опасениях.
  • · Сообщено о целях обучения.
  • · Выяснено отношение участников к целям обучения.
  • · Тренер проявляет энтузиазм, увлеченность и энергичность, заражает положительной энергией.
  • · Тренер хвалит за успешное выполнение сложных заданий.
  • · Цели и темы занятий согласованы с целями организации.
  • · Цели и темы занятий согласованы с интересами персонала.
  • · Участники заблаговременно проинформированы о целях предстоящего обучения.
  • · Лучшие участники обучения поощряются грамотами.
  • · Карьерный рост невозможен без повышения квалификации.
  • · Повышение квалификации является основанием для выдвижения в кадровый резерв.
  • · Существует система надбавок за квалификацию.
  • · Непосредственные руководители приветствуют изменения в работе обученных.

Организационное научение.

  • · На совещаниях поощряется высказывание «безумных» идей.
  • · К ошибкам относятся с юмором.
  • · Ошибки являются поводом для извлечения выводов.
  • · Цели организационного развития знакомы сотрудникам.
  • · Документ «Видение» находится в открытом доступе.
  • · Существует система отбора желающих участвовать в кружках качества или проектных группах.
  • · Сдача проектов по бенчмаркингу является обязательным условием повышения квалификации.
  • · Ведущим мастер-классов предоставляется возможность свободно планировать рабочий график.
  • · Работники привлекаются в качестве экспертов при проведении опросов.
  • · Существует система поощрений за рацпредложения.
  • · Инициатива поощряется путем предоставления полномочий, а не только влечет за собой увеличение ответственности.
  • · Знание миссии и ценностей обязательно для прохождения аттестации.

Корпоративное обучение.

  • · Обучение партнеров и потребителей проводится с учетом выявленных потребностей.
  • · В ходе обучения сообщается о перспективах развития организации.

· Установлены графики выступлений экспертов перед различными группами работников.

  • · В должностных инструкциях зафиксирован как обязательный пункт об обучении подчиненных и коллег.
  • · Наставничество оплачивается путем премирования.
  • 4.1 Выявление ресурсов эффективности системы профессионального обучения
  • · Оценка соответствия учебных программ специфике и нуждам предприятия.
  • · Оценка качества программ профессионального обучения.
  • · Выявление организационных ресурсов эффективности обучения.
  • · Выявление «педагогических» ресурсов эффективности обучения.
  • · Оценка материально-технических ресурсов развития системы обучения.
  • 4.2 Диагностика системы управления знаниями
  • · Анализ эффективности процессов управления знаниями.
  • · Выявление ресурсов развития системы управления знаниями.
  • · Оценка надежности сохранения и доступности корпоративных знаний.
  • · Выявление ресурсов выработки и трансляции корпоративных знаний.
  • · Оценка объема инвестиций в создание системы электронного обучения.
  • 4.3 Оценка элементов «научающейся организации»
  • · Анализ эффективности процессов организационного научения.
  • · Выявление ресурсов развития научающейся организации.
  • · Оценка элементов корпоративной культуры, способствующих организационному научению.
  • · Оценка мероприятий по бенчмаркингу, обучению действием и коучингу.
  • · Оценка системы стимулирующей обратной связи.
  • 4.4 Аудит корпоративного университета или учебного центра
  • · Определение типа учебного центра.
  • · Анализ эффективности деятельности корпоративного учебного центра.
  • · Основы реинжениринга образовательных бизнес-процессов и коррекция организационной структуры Учебного центра или Корпоративного университета.
  • · Оценка объемов и направлений внешнего обучения.
  • · Выявление ресурсов для проведения корпоративных исследований.

Шаг 5. Подготовка программы оптимизации.

5.1 Представление аналитического отчета Отчет лучше представлять в двух вариантах: полная версия с подробными описаниями для специалистов отдела обучения, и краткая, иллюстративная (в схемах и диаграммах) для руководства.

5.2 Согласование программы оптимизации Вместе с описанием нынешнего состояния системы обучения отчет должен содержать рекомендации по совершенствованию процессов обучения и организационного развития:

  • · Изменения в положениях об обучении, должностных инструкциях, формах отчетности, и т. п.
  • · Проекты положений о создании корпоративного университета, внедрении программ «Action Learning».
  • · Проекты о постановке систем сбалансированных или универсальных показателей, разработке моделей ключевых компетенций и корпоративных стандартов (в т.ч. образовательных)

Отметим, что шаги 2, 3, 4 могут идти параллельно, т.к. необходимую информацию можно почерпнуть из документов.

Продолжительность аудита

Продолжительность программы зависит от следующих параметров:

  • · Приоритеты заказчика;
  • · Количество лиц, принимающих участие в организации и проведении обучения;
  • · Количество категорий обучаемого персонала;
  • · Количество, подробность и реалистичность документов, регламентирующих или отображающих процессы обучения;
  • · Оперативность предоставления запрашиваемой информации.

Минимальный срок составляет 1 месяц для малых и средних предприятий. Для крупных предприятий — от 3 до 6 месяцев.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой