Этапы технологии аудита
Если мы опираемся на стоимостное выражение уровней компетентностей, как это делает «Хониуэлл» Магура М. И. Курбатова М.Б. Обучение персонала, как конкурентное преимущество. — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. — 216 с., вводя (V — стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников, долл.) необходимо разрабатывать профили компетенций или опираться… Читать ещё >
Этапы технологии аудита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Аудит системы корпоративного обучения представляет собой комплексную технологию, которая состоит из 5 шагов: на каждом из них важно учесть возможные трудности и нюансы.
Шаг 1. Организация проекта.
1.1 Оформление заказа на проведение аудита.
Ловушка неоправданных обещаний: пообещать заказчику автоматического увеличения доходов от обучения.
Аудит — не тренинг продаж. Его результат не прибыль, а информация о том, как обучать персонал и саму организацию более эффективно.
Ошибка низкого полета — несогласованность процедуры с первым лицом может закрыть доступ к необходимым людям и документам.
1.2 Формирование команды проекта.
Ошибка узкого полета — не включение в команду проекта значимых фигур корпоративного учебного центра может повлечь за собой сопротивление с их стороны.
1.3 Утверждение плана работ Шаг 2. Оценка эффективности.
2.1 Оценка социально-экономической эффективности системы обучения В процессе оценки экономической эффективности обучения следует учесть следующие моменты:
О системной подоплеке.
Необходимость в аудите может отойти на второй план, если на этапе оценки эффективности будет принято решение внедрять «Управление по целям», «Систему сбалансированных показателей» или «Универсальную систему показателей».
О статистике
За основу анализа эффективности системы производственного обучения целесообразно взять показатели, которые приводит С. В. Шекшня Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 336 с.
Показатели входной информации. | Показатели выходной информации. |
Отработанные производительные часы Часы профессионального обучения Число работников, прошедших профессиональное обучение Доля издержек в объеме реализации (в %). И др. | Уровень образования Объем реализации на одного сотрудника Объем прибыли на одного сотрудника. Добавленная стоимость за один производительный час И др. |
Об оценке результативности корпоративного учебного центра Если учебный центр или корпоративный университет выделены в отдельное структурное подразделение, его результативность целесообразно оценить независимо.
Для этого разработаны 9 типов критериев.
- · Эффективность;
- · Результативность;
- · Кадровая обеспеченность;
- · Методическое своеобразие;
- · Материальная обеспеченность;
- · Финансируемость;
- · И др.
Пример № 1. Критерий «Кадровая обеспеченность».
Тип. | Критерий. | Описание. |
Кадр | Кадровая обеспеченность. | Количество собственных преподавателей на 1000 сотрудника корпорации, чел. |
Кадр | Вовлеченность персонала в процессы обучения. | Доля, сотрудников корпорации, участвующих в процессе обучения персонала, партнеров и потребителей в качестве преподавателей, наставников, инструкторов и консультантов, %. |
Кадр | Квалифицированность ППС. | Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или международные сертификаты, в общей структуре преподавательского состава КУ, %. |
Кадр | Самобытность ППС. | Средний стаж работы профессорско-преподавательского состава в качестве сотрудников корпорации, %. |
И др. |
2.2 Оценка социально-экономической эффективности конкретных программ обучения.
О специфике применения модели Киркпатрика
- · Как на уровне «Реакция», так и на уровне «Усвоение» целесообразно использовать относительный показатель «Доля от максимально возможного».
- · Если провести стандартизацию сырых данных, то можно будет сопоставлять результаты, как между программами обучения, так и по периодам проведения одной и той же программы.
- · Для оценки поведения обученных (3 уровень) лучше использовать бланки, чтобы непосредственные руководители более ответственно и точно оценивали наблюдаемые изменения.
О специфике формул эффективности.
- · При определении изменения индивидуальной или командной выработки целесообразно учитывать показатели «чистой продукция», «нормо-часы» или «среднесписочная численность работников, т.к. натуральные показатели часто несопоставимы.
- · При затруднениях с измерением выработки можно использовать измерение индивидуальной или командной трудоемкости продукции или услуг.
- · Если невозможно посчитать эффект от высвобождения персонала вследствие повышения производительности труда, можно посчитать «условную экономию численности работающих»
О специфике коэффициентов.
- · Если мы привязываем результаты обучения к общей результативности предприятия, следует вводить в формулу «коэффициент влияния» какой процент увеличения результативности вызван именно обучением. Например, в «Спортмастере» удельный вес влияния программ обучения на повышение эффективности работы составил 21% Ю. Васильева, Мечта сбылась. Компании подсчитывают доходность вложений в персонал, Ведомости, № 128 (1168), 22 июля 2004.
- · Если мы опираемся на стоимостное выражение уровней компетентностей, как это делает «Хониуэлл» Магура М. И. Курбатова М.Б. Обучение персонала, как конкурентное преимущество. — М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004. — 216 с., вводя (V — стоимостная оценка различий в результативности труда лучших и средних работников, долл.) необходимо разрабатывать профили компетенций или опираться на тарифную сетку, помножая разницу в ставках разных разрядов (до и после обучения) на среднее по предприятию соотношение доход/зарплаты.
- 2.3 Оценка качества конкретных программ обучения
- · Т.к. аудит опирается в основном на анализ документов, то мы разработали критерии для количественной оценки, являющиеся, по сути, компетенциями системы профессионального обучения.
- · Результаты представляются в виде паутинчатой диаграммы, на которой реальный профиль сопоставляется с идеальным, нормальным и минимальным.
Пример № 2. Шкала ориентированности на эффективность программ профессионального обучения.
Шкала оценки. | Описание. |
После проведения программы, ее эффективность не оценивается. | |
+1. | После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям удовлетворенности участников (понравилось, интересно, полезно и др.) — в ходе анализа устной и письменной обратной связи. |
+2. | После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям усвоения соответствующих знаний (проводятся тесты, зачеты). |
+3. | После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям изменения рабочего поведения в ходе непосредственного наблюдения руководителей, включенного наблюдения, «акций таинственный покупатель» и пр. |
+4. | После проведения программы, ее эффективность оценивается по критериям изменения рабочего поведения усвоения соответствующих ЗУН и/или по критериям изменения рабочих показателей и поведения. |
+5. | После проведения программы, ее эффективность оценивается по вкладу в достижение соответствующих целей развития организации. |
+6. | После оценки эффективности корректируются цели соответствующей программы профессионального обучения. |
Коэффициент ориентированности на эффективность системы профессионального обучения (Kbut). Рассчитывается путем суммирования и усреднения оценок по каждой программе. После этого полученное среднее сопоставляется с максимально возможным.
Шаг 3. Анализ потребностей в обучении.
- · Для анализа потребностей в обучении целесообразно опираться на РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ISO 10 015:1999.
- · Для многих организаций, чтобы воспользоваться рекомендациями ИСО придется разрабатывать модели ключевых компетенций.
- 3.1 Анализ потребностей в организационных изменениях
- · Проведение экспертных интервью;
- · Сбор и анализ документации.
- 3.2 Анализ потребностей в обучении персонала
- · Сбор и анализ документации;
- · Проведение оценочных мероприятий.
Шаг 4. Выявление ресурсов эффективности.
- · В исследовании, которое мы проводили на протяжении трех лет, нам удалось собрать и систематизировать более 100 условий и конкретных методов повышения эффективности профессионального обучения и организационного научения.
- · Для каждого фактора разработаны контрольные карты, позволяющие выявить ресурсы эффективности на каждом уровне и на каждом этапе организации и проведения обучения.
Пример. Контрольная карта ресурсов мотивирования.
Этап. | ||
Проведение обучения. | Организация обучения. | Организация труда. |
Профессиональное обучение. | ||
|
|
|
Организационное научение. | ||
|
|
|
Корпоративное обучение. | ||
| · Установлены графики выступлений экспертов перед различными группами работников. |
|
- 4.1 Выявление ресурсов эффективности системы профессионального обучения
- · Оценка соответствия учебных программ специфике и нуждам предприятия.
- · Оценка качества программ профессионального обучения.
- · Выявление организационных ресурсов эффективности обучения.
- · Выявление «педагогических» ресурсов эффективности обучения.
- · Оценка материально-технических ресурсов развития системы обучения.
- 4.2 Диагностика системы управления знаниями
- · Анализ эффективности процессов управления знаниями.
- · Выявление ресурсов развития системы управления знаниями.
- · Оценка надежности сохранения и доступности корпоративных знаний.
- · Выявление ресурсов выработки и трансляции корпоративных знаний.
- · Оценка объема инвестиций в создание системы электронного обучения.
- 4.3 Оценка элементов «научающейся организации»
- · Анализ эффективности процессов организационного научения.
- · Выявление ресурсов развития научающейся организации.
- · Оценка элементов корпоративной культуры, способствующих организационному научению.
- · Оценка мероприятий по бенчмаркингу, обучению действием и коучингу.
- · Оценка системы стимулирующей обратной связи.
- 4.4 Аудит корпоративного университета или учебного центра
- · Определение типа учебного центра.
- · Анализ эффективности деятельности корпоративного учебного центра.
- · Основы реинжениринга образовательных бизнес-процессов и коррекция организационной структуры Учебного центра или Корпоративного университета.
- · Оценка объемов и направлений внешнего обучения.
- · Выявление ресурсов для проведения корпоративных исследований.
Шаг 5. Подготовка программы оптимизации.
5.1 Представление аналитического отчета Отчет лучше представлять в двух вариантах: полная версия с подробными описаниями для специалистов отдела обучения, и краткая, иллюстративная (в схемах и диаграммах) для руководства.
5.2 Согласование программы оптимизации Вместе с описанием нынешнего состояния системы обучения отчет должен содержать рекомендации по совершенствованию процессов обучения и организационного развития:
- · Изменения в положениях об обучении, должностных инструкциях, формах отчетности, и т. п.
- · Проекты положений о создании корпоративного университета, внедрении программ «Action Learning».
- · Проекты о постановке систем сбалансированных или универсальных показателей, разработке моделей ключевых компетенций и корпоративных стандартов (в т.ч. образовательных)
Отметим, что шаги 2, 3, 4 могут идти параллельно, т.к. необходимую информацию можно почерпнуть из документов.
Продолжительность аудита
Продолжительность программы зависит от следующих параметров:
- · Приоритеты заказчика;
- · Количество лиц, принимающих участие в организации и проведении обучения;
- · Количество категорий обучаемого персонала;
- · Количество, подробность и реалистичность документов, регламентирующих или отображающих процессы обучения;
- · Оперативность предоставления запрашиваемой информации.
Минимальный срок составляет 1 месяц для малых и средних предприятий. Для крупных предприятий — от 3 до 6 месяцев.