В основе методики лежит анализ положения фирмы и условий её функционирования по четырём координатам, характеризующим непосредственное и макроокружение фирмы, а также её внутренний потенциал: привлекательность отрасли, стабильность экономической среды, конкурентное преимущество фирмы и её финансовое положение. Оценка проводится обычно по 6−8 наиболее значимым для фирмы параметрам по каждой из координат методом экспертных оценок с использованием специальной шкалы:
|
высокая. (большая). | | | | | | | | низкая. (небольшая). |
Результаты балльной оценки критериев методом SPACE представлены в таблице 3. space матрица паретто клемар Таблица 3. Результаты балльной оценки критериев.
|
Критерии. | Оценка. | Весомость. | Обобщенная оценка баллов. |
Финансовая сила предприятия. |
Рентабельность инвестиций. | | 0,3. | 1,5. |
Финансовая независимость. | | 0,23. | 0,92. |
Платежеспособность предприятия. | | 0,23. | 0,92. |
Уровень финансового риска. | | 0,23. | 0,92. |
Общая оценка критерия. | 4,26. |
Конкурентоспособность предприятия. |
Доля рынка. | | 0,43. | 2,58. |
Качество продукции. | | 0,07. | 0,07. |
Лояльность покупателей. | | 0,21. | 0,63. |
Чистая рентабельность реализованных услуг. | | 0,21. | 0,63. |
Жизненный цикл продукта. | | 0,07. | 0,07. |
Общая оценка критерия. | 3,98. |
Привлекательность отрасли. |
Потенциал роста. | | 0,2. | 0,4. |
Потенциал прибыли. | | 0,2. | 0,4. |
Уровень технологий. | | 0,1. | 0,1. |
Легкость доступа на рынок. | | 0,5. | 2,5. |
Общая оценка критерия. | 3,4. |
Стабильность отрасли. |
Уровень развития инновационной деятельности. | | 0,14. | 0,28. |
Темпы инфляции. | | 0,21. | 0,63. |
Изменчивость спроса. | | 0,36. | 1,8. |
Маркетинговые и рекламные возможности. | | 0,07. | 0,07. |
Давление конкурентов. | | 0,21. | 0,63. |
Общая оценка критерия. | 3,41. |
По результатам построенной матрицы стратегического положения и оценки действий можно сделать вывод о том, что ООО «ПКП «Клемар» занимает двойственную стратегическую позицию: «агрессивную» и «консервативную».
1) «Агрессивная» позиция:
Это состояние типично в привлекательной отрасли промышленности с незначительной неопределенностью обстановки. Компания получает конкурентные преимущества, которые она может сохранить и приумножить с помощью финансового потенциала. Угрозы незначительны, необходимо сконцентрироваться на обеспечении интересов. Механизмы направлены на:
- · Расширение производства и продаж;
- · Ценовую войну с конкурентами;
- · Освоение новых секторов рынка;
- · Продвижение брендов;
Это состояние обычно наблюдается на стабильных рынках с низкими темпами роста. В этом случае усилия концентрируются на финансовой стабилизации. Важнейшим фактором является конкурентоспособность продукта. Основные механизмы:
- · Снижение себестоимости при повышении качества товара;
- · Сокращение производства и выход на более перспективные рынки;