Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль предпринимателей в развитии культуры России в XIX веке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В словаре-справочнике «Благотворители и меценаты прошлого и настоящего» дается такая информация: «Русский купеческий род Третьяковых, упоминается с XVII века. Их прадед Елисей Мартынович из Малоярославца прибыл в Москву в 1774 году. В историю вошли два брата Третьяковых — Павел Михайлович (1832−1898 гг.) и Сергей Михайлович (1834−1892 гг.), которые являлись владельцами Костромской мануфактуры… Читать ещё >

Роль предпринимателей в развитии культуры России в XIX веке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль предпринимателей в развитии культуры России в XIX веке

В статье рассмотрено влияние благотворительности предпринимателей России в XIX веке на культуру. Приведены основные сферы деятельности благотворителей и их мотивы. Дано подробное описание благотворительной деятельности отдельных предпринимателей: П. М. Третьякова, С. М. Третьякова, С. Т. Морозова. К. Т. Солдатенкова.

С древнейших времен, с принятием христианства на Руси, в нашей стране существует такое явление как благотворительность. Благотворительность понимается как элемент духовной и нравственной культуры русского народа, характерная черта его менталитета. И хотя в разные периоды она реализовывалась в разных формах и осуществлялась разными субъектами, в России всегда проявлялось милосердие к бедным, больным, убогим, нищим, детям-сиротам. Особенно, опытом меценатской и благотворительной деятельности богата дореволюционная Россия.

Изучение истории благотворительности в России, а особенно рубежа конца XVIII—XIX вв.еков представляет значимость и актуальность на данный момент. Ведь, как известно, после революционных событий произошло угасание деятельности благотворителей. Но на современном этапе развития нашей страны происходит возрождение благотворительности, поощряемой при этом государством. Поэтому, чтобы объяснять суть происходящих в данный момент процессов, необходимо проводить аналогию с прошлым.

Отдельное место в истории русской благотворительности занимают купцы-предприниматели, которые бескорыстно жертвовали свои средства на нужды имущих, строительство больниц, театров и музеев. Предприниматели-меценаты играли огромную роль в развитии отечественной культуры, науки и искусства нашей страны. Преимущественно, в XIX веке, на который приходится расцвет частной благотворительности. Именно об их деятельности и роли в развитии культуры пойдет речь в данной работе.

Предприниматели России ХIX в. осуществляли свою деятельность не только в экономической сфере, развивая промышленность и банковское дело, но и расходовали свои капиталы на развитие науки, образования, культуры и помощь нуждающимся. В купеческой среде, по словам В. Л. Прохорова, необычайно были развиты благотворительность, коллекционирование, на которые смотрели как на выполнение долга, предназначенного свыше [1, с. 23]. Соответственно филантропическая деятельность предпринимателей была неотъемлемой частью их жизни.

К. Луцук в статье «Нравственные основы традиционной российской благотворительности» отмечает, что в XVIII — первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Однако со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившимся дворянам, предприимчивым крестьянам — к третьему или четвертому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII — начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высокообразованные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими духовными запросами [2]. Таким образом, капиталистическая модернизация лучшим образом повлияла на развитие российской благотворительности.

С развитием капиталистических отношений и ростом предпринимателей менялся и их социальный облик. В. Л. Прохоров указывает, что в дореформенных условиях хозяйствования недостаток культуры и образования у предпринимателя во многом компенсировал природный ум и смекалка, колоссальная работоспособность и природная выносливость. Поэтому, для предпринимательских династий второго и третьего поколений было характерно стремление дать своим детям систематическое образование, для чего их посылали за границу изучать торгово-промышленную практику, общеобразовательные предметы. И к рубежному периоду XIX-XX столетий в России сформировался социальный тип предпринимателя новой пореформенной эпохи: сохранив в своей ментальности традиционный православный уклад прошлых поколений, он в то же время являлся интеллектуалом, способным чутко улавливать и реагировать на происходившие социальные изменения [1, с. 26−27]. Значит, характер и образование предпринимателей непосредственным образом влияли на направления их деятельности, связанной с благотворительностью, как попыткой изменить интенсивно изменяющиеся социальные отношения.

Предприниматели XIX века жертвовали средства на развитие различных сфер жизни общества.

Многие учреждения здравоохранения в городах России, в том числе и в столичных, были построены и функционировали на средства благотворителей и жертвователей. Т. А. Ковалева и О. А. Сербина в своей статье «Традиции благотворительности и меценатства в России» пишут, что в начале XIX века были известны многие акты благотворительности дворян и купцов. Одним из них являлось пожертвование К. В. Крестовникова и его детей 50 тыс. рублей на войну с Наполеоном, о чем было записано на 28-й стене на мраморной доске Храма Христа Спасителя. Еще ранее, в 1802 г., в Москве открылась больница, построенная на средства князя А. Н. Голицына, а в 1803 г. — Странноприимный дом князя Н. П. Шереметьева, включавший больницу и богадельню (ныне здание Московского НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифасовского. [3]. Д. Жуковская пишет, что представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и другие — построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием [4]. Следовательно, шло развитие медицины, что непосредственным образом влияло на уровень здоровья населения России.

Так как многие купцы-предприниматели были людьми религиозными, они выделяли огромные средства на церковные нужды, а некоторые строили церкви на свои средства. П. Н. Мешалкин доносит информацию о том, что томский купец С. С. Валгусов построил и обеспечил всем необходимым храм в деревне Зоркальцево Томского округа, за что был награжден орденом Св. Анны III-й степени. Крупные пожертвования церквям и монастырям дали сибирские промышленники-благотворители Сибиряковы. На средства А. М. Сибирякова в Иркутске в 1885—1892 годах построена Казанская цекровь. В 1885 году он принес в дар Соловецкому монастырю доставленный пароходом груз сибирской муки, а 1886 пожертвовал этому монастырю 1000 рублей и передал в пользу Печенегской обители, которая строилась на Мурмане, корабельный груз леса [5, с. 70]. Соответственно, предприниматели развивали духовную сферу общества, подкрепляя тем самым веру людей. Наряду с этим, они делали вклад и в культурное развитие страны в виде памятников архитектуры.

На развитие культуры выделялись значительные средства. Д. Жуковская в своей статье «Меценатство и благотворительность России в конце XIX — начале XX века» указывает, что знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительской деятельности. Так, на средства Марии Федоровны и Феодосии Ермиловны Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич — великолепное здание Художественного театра. Профессиональными благотворителями называли современники семейство купцов Бахрушиных, щедро жертвовавших миллионы на строительство храмов, домов с бесплатными квартирами. Александр Алексеевич Бахрушин передал на строительство здания театра Корша (теперь МХАТ им. Горького на улице Москвина) крупную сумму денег. Но более всего помнят москвичи и россияне Алексея Александровича Бахрушина — основателя знаменитого театрального музея, подаренного хозяином в 1913 г. Академии наук. Не менее известными покровителями культуры были и московские купцы Щукины [4]. Значит, с развитием данного направления благотворительности шло и культурное развитие людей.

Как пишет П. Н. Мешалкин: «Народное образование было одним из наиболее важных и наиболее распространенных направлений меценатско-благотворительной деятельности купцов-предпринимателей. Конкретно — это благотворительная помощь учебным заведениям и учащимся» [5, с. 8]. Предприниматели-меценаты были заинтересованы в этом, потому что с развитием предприятий и закупкой современного оборудования им нужны были грамотные обученные люди, которые смогли бы овладеть эти оборудованием и технологиями производства. Соответственно, на развитие системы образования шло самое большое число пожертвований.

В.Л. Прохоров пишет, что Алексеевы, Бахрушины, Лепешкины, Лямины, Морозовы, Рукавишниковы, Третьяковы, Солдатёнковы и другие отчисляли немалые средства на школы, училища, институты, университеты и т. д. К примеру, немалые суммы и вклады завещались К. Т. Солдатёнковым на развитие образования и науки: в Московский университет — 65 тыс. рублей на учреждение восьми стипендий на каждый факультет; на учреждение стипендий мужской и женской гимназии в Москве — 40 тыс. рублей; Обществу для пособия нуждающимся студентам Московского университета — 20 тыс. рублей; Российской академии наук — 20 тыс. рублей и многое другое [1, с. 37, 90]. Следовательно, предприниматели не скупились на поддержку отечественного образования.

В.Л. Прохоров, в противовес всему отмечает, что, однако вряд ли справедливым было бы считать благотворительность чертой, присущей поголовно всем предпринимателям. Как правило, на ниве филантропии отличались наиболее зажиточные купцы Сибири, предприниматели во втором-третьем поколении, имевшие достаточно высокий культурный уровень, или по крайней мере сторонники развития науки и образования в России, либо глубоко религиозные люди. Далеко не все предприниматели были такими. Значительная часть из них не считала для себя обязательной благотворительную деятельность. Часть купцов, вроде Александра Ерофеева из Каинска, все свое золото перед смертью спрятавшего в тайнике, принципиально не занималась благотворительностью [1, с. 19]. Следовательно, благотворителями становились не все.

Таким образом, на XIX век приходится расцвет русской благотворительности. Особое место среди благотворителей занимали предприниматели: С. И. Мамонтов, П. М. Третьяков, К. Т. Солдатёнков, П. П. Рябушинский, А. И. Гучков, Г. В. Юдин, А. М. Сибиряков, М. Ф. Морозова, В. С. Гиршман и многие другие. Предприниматели-меценаты вкладывали свои средства в развитие науки, образования, медицины, помощь нуждающимся и строительство церквей. Они являлись инициаторами и организаторами крупных начинаний в культурной сфере страны, оказывали значительную поддержку в деятельности ученых, писателей, художников и музыкантов России. предприниматель меценат российский культура При упоминании благотворителей XIX века стоит отдельно отметить братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, Савву Тимофеевича Морозова и Козьму Терентьевича Солдатёнкова.

В словаре-справочнике «Благотворители и меценаты прошлого и настоящего» дается такая информация: «Русский купеческий род Третьяковых, упоминается с XVII века. Их прадед Елисей Мартынович из Малоярославца прибыл в Москву в 1774 году. В историю вошли два брата Третьяковых — Павел Михайлович (1832−1898 гг.) и Сергей Михайлович (1834−1892 гг.), которые являлись владельцами Костромской мануфактуры льняных изделий. Оба брата широко занимались благотворительностью» [6, с. 165]. В. Л. Прохоров в книге «Творили во благо: меценаты-предприниматели России (XIX — начало XX вв.)» описывает деятельность Павла Михайловича Третьякова. Он пишет, что имя Третьякова Павла Михайловича, человека одаренного, самобытной русской натуры, вышедшего из старинной, но сравнительно небогатой семьи купцов из Замоскворечья, является одним из величайших в истории меценатства России. П. М. Третьяков принимал активное участие в общественной жизни, являясь членом совета Московского художественного общества, совета Московского попечительства о бедных, выборным и старшиной Московского биржевого общества, членом советов Московского коммерческого и Александровского коммерческого училищ, Московского отделения Совета торговли и мануфактур. Большую роль в деятельности П. М. Третьякова, предпринимателя и мецената, играла моральная и материальная поддержка его младшего брата, Сергея Михайловичаё который так же активно участвовал в общественной жизни, являлся старшиной купеческого сословия, членом Московского совета торговли и мануфактур, выборным Московского биржевого общества, много лет был попечителем Московских мещанских училищ, членом Московского попечительства о бедных, попечителем Арнольдовского, Московского и Александровского училищ. Являлся членом и субсидировал деятельность Московского художественного и Русского музыкального обществ, переводил средства Московской консерватории и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества [1, с. 38−39, 49−50]. Следовательно, Третьяковы внесли огромный вклад в развитие искусства и попечения о бедных.

Начав с простого увлечения собирательством произведений живописи, распространенного среди московского купечества того времени, братья пришли к идее создания национальной художественной галереи, осознанию социальной значимости искусства, необходимости сохранения и приумножения коллекции как своего гражданского долга. Третьяковская галерея возникла как частное собрание картин в 1856 году. А в 1892 году, вместе со своей коллекцией, Третьяковы передали в дар городу московскую художественную галерею Павла и Сергея Третьяковых, которая располагалась в их доме. К тому же ими было создано в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых [6, с. 165]. Таким образом, братья Третьяковы занимают отдельное место в истории благотворительности предпринимателей России в XIX веке. В основе их беспримерного национального подвига — осознание больших социальных, нравственных и патриотических задач искусства, культуры России, осуществлению которых они посвятили всю жизнь.

В.Л. Прохоров утверждает, что не менее знаменитыми своей меценатской деятельностью были предприниматели Морозовы. Наибольшую известность среди них как крупнейший представитель искусства, и прежде всего Художественного театра приобрел Савва Тимофеевич Морозов (1862−1905 г.). Его пожертвования стали важнейшим финансовым источником деятельности этого театра. Его расходы по устройству театра составили 500 000 рублей [1, с. 59−60]. Кроме того, при своих фабриках Савва Тимофеевич организовывал школы, ясли, больницы, богадельни, содержал огромное количество стипендиатов как в России, так и обучавшихся за рубежом. В 1896 году С. Т. Морозов ассигновал 200 000 рублей на создание общедоступного театра для рабочих и служащих Орехово-Зуева. На нижегородской ярмарке, будучи председателем ярмарочного комитета, он купил две паровые машины, чтобы качать воду из Волги во время эпидемии холеры [1, с. 92]. Соответственно, С. Т. Морозов действовал также во благо страны, не жалея собственных средств.

В.Л. Прохоров, описывает К. Т. Солдатёнкова и его деятельность так: «Коллекционер, издатель, благотворитель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818−1901) родом из купеческой семьи. В детстве не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в «мальчиках» за прилавком своего богатого отца. Имя Солдатёнкова в истории культуры связывается с издательской деятельностью в России XIX века, с коллекционированием отечественной живописи: издания Солдатёнкова имели в стране большой общественный резонанс, а собрание картин могло быть сопоставимо с галереей П. М. Третьякова. Значительную ценность представляло Солдатёнковское собрание икон. Известно, что Козьма Терентьевич был страстным библиофилом, его обширная библиотека насчитывала свыше 20 тысяч книг. Собрание Солдатёнкова, получившее известность как частная художественная галерея, размещалось в стенах его особняка на Мясницкой, перестроенной старинной усадьбе, рядом с нынешним домом Корбюзье [1, с. 27, 30−31]. Словарь-справочник «Благотворители и меценаты прошлого и настоящего гласит, что золотыми буквами вписано в летопись российской благотворительности пожертвование Солдатёнковым двух миллионов рублей на сооружение в Москве бесплатной больницы для граждан всех сословий. Открытая в 1910 году, уже после смерти Козьмы Терентьевича, солдатёнсковская больница и сегодня служит москвичам. Согласно завещанию собирателя, вся его коллекция поступила в Румянцевски музей. Одних только картин в солдатенковском собрании насчитывалось около двухсотсемидесяти: после закрытия музея они влились в фонды Третьяковской галереи и Русского музея, а книги пополнили Государственную библиотеку имени Ленина (ныне Российская государственная библиотека) [6, с. 152−153]. Соответственно, К. Т. Солдатёнков вкладывал средства в развитии культуры и здравоохранения.

Таким образом, из общего числа благотворителей можно выделить некоторых купцов-предпринимателей, которые оказали в большей степени, чем остальные вкладывали личные средства в развитие отечественной культуры и помощи нуждающимся. Эти люди всегда будут вызывать уважение и признание потомков.

Так, предприниматели занимают особое место в истории благотворительности и меценатства России, особенно в XIX веке, на который приходится расцвет частной благотворительности. Их деятельность была проникнута потребностью укрепления национального духа, престижа России, развития национальной идеи. В то же время, эта деятельность не лишена была особого национального колорита, так как вобрала в себя разнообразные вкусы, пристрастия и характеры меценатов. Предприниматели-меценаты XIX века являлись инициаторами и организаторами крупных начинаний в культурной сфере страны, оказывали значительную поддержку в деятельности ученых, писателей, художников, музыкантов России, а также помощь нуждающимся.

Благодаря стараниям российских предприниматлей-меценатов, в стране было создано бесценное национальное достояние — собрание книг, произведений искусства, театры, музеи, библиотеки, больницы и церкви.

Таким образом, предприниматели XIX века внесли неоценимый вклад в историю и культуру нашей страны.

  • 1. Прохоров В. Л. Творили во благо: меценаты-предприниматели России (XIX — начало XX вв.). М.: Издательство МГСУ «СОЮЗ», 1998. 104 с.
  • 2. Посткризисная модель развития торговли и сферы услуг глазами молодежи: тез. меж.-вуз. науч.-практ. студ. конф., посв. 50-летию Челяб. ин-та РГТЭУ (22 апр.2011г.) / Челяб. ин-т. (фил.) РГТЭУ — Челябинск. 2011
  • 3. Ковалева Т. А., Сербина О. А. Традиции благотворительности и меценатства в России // Национальный благотворительный фонд «Вечная слава героям»
  • 4. Жуковская Д. Меценатство и благотворительность России в конце XIX — начале XX века // Историк — общественно-политический журнал: сайт
  • 5. Мешалкин П. Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей (вторая половина Х1Х-начало XX века). Красноярск, 1995. 156 с.
  • 6. Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от, А до Я / Авторы-составители: Макальская М. Л., Бобровская Н. Н. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. 256 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой