Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятия, нуждающиеся в пояснении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Денежные выплаты клирикам — неважно, какого ранга, членам капитула или нет — за проведение службы, это обычное явление. Основной доход клирики, служившие при кафедральном соборе, либо коллегиальной церкви (церкви, управляемой секулярными канониками, капитулом, на коллегиальных началах; первые капитулы возникли в кафедральных церквях и были на службе у епископов, позже — в других церквях, которые… Читать ещё >

Понятия, нуждающиеся в пояснении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1)Brunel.

Сlos brunel, или Clos bruneau, огороженный участок Брюно, был расположен в нынешнем квартале Сорбонны, через него были проложены две улицы: нынешняя улица Сен-Жан-де-Бове, которая до XV века носила название улицы Кло-Брюно, и улица Ланно, тогда улица Сен-Илиер или Мон Сен-Илиер, которая, будучи проложена около 1250 года, изначально также называлась улицей Кло-Брюно. На этом месте находился виноградник, довольно известный в Париже. Правами в отношении этого участка располагали одновременно капитул Сен-Марсель и аббатство Св. Женевьевы, которому эти права были переданы Парижским епископом в 1101 году, и кроме этого епископ, как следует из нашего документа, и, судя по всему, капитул Нотр-Дама, потому что, когда в 1222 году Филипп-Август заключает соглашение о том, что пошлины на торговлю хлебом и вином в Кло-Брюно принадлежат королю, он договаривается и с епископом, и с капитулом. В Улицу Сен-Жан де Бове часто посещали студенты. Участок был ограничен четырьмя улицами. Это улица Кармелитов (rue des Carmes), сохранившая свое название, улица Сет-Вуа (rue de Sept-Voyes), сейчас улица Валетт, улица Сен Жан де Латран (rue Saint Jean de Latran), сейчас улица Латран и rue des Noyers, которая в нынешнее время была поглощена бульваром Сен-Жермен. Кроме вышеназванных, через Кло-Брюно также проходили улица Жосселин (сейчас тупик Бонапарт) и улица Иуды, сегодня проезд Кло-Брюно. О Кло Брюно упоминается в фаблио Гийо де Пари (Guillot de Paris) «Dit des rues de Paris», «Ди (сказ) об улицах Парижа». Fabliaux et contes des poиtes franзois des XI, XII, XIII, XIVe et XVe siиcles: tirйs des meilleurs auteurs, Dominique Martin Mйon. Издатель: B. Warйe oncle, 1808 Редактор и Составитель: Йtienne Barbazan.

2)Личности, упомянутые в документе.

Об Одо де Сюлли в картулярии церкви Нотр-Дам сказано, что он был поставлен на должность в 1196 году Cartulaire de l’йglise Notre-Dame de Paris, Benjamin Edme Charles Guйrard, Crapelet, 1850, Том 1, стр. 303; его предшественником был Морис де Сюлли, его дальний родственник. Смерть Одо в поминальной книге Нотр-Дам датируется 1208 годом. Cartulaire de l’йglise Notre-Dame de Paris, Benjamin Edme Charles Guйrard, Crapelet, 1850, Том 4, стр. 107О смерти Одо указано в поминальной книге Нотр-Дам, IV том картулярия Нотр-Дама, на странице 107.

О декане Гугоне Клеменсе известно немного. Запись его смерти в поминальной книге датируется 1217 годом. Cartulaire de l’йglise Notre-Dame de Paris, Benjamin Edme Charles Guйrard, Crapelet, 1850, Том 4, стр. 14. Вполне вероятно, что грамота, созданная около 1193 года, подписанная «H. Decanus» также исходила от него. Cartulaire de l’йglise Notre-Dame de Paris, Benjamin Edme Charles Guйrard, Crapelet, 1850, Том 1, стр. 661 Нам точно известно, что в 1198 году он вместе с епископом Одо составил постановление о празднике «День дураков». Cartulaire de l’йglise Notre-Dame de Paris, Benjamin Edme Charles Guйrard, Crapelet, 1850, Том 1. Стр. 321. Американский ученый Крэйг Райт упоминает Гугона в связи с именем Леонина, полулегендарного французского композитора, предположительно родившегося в 1150 году и умершего в начале XIII века, первый известный автор полифонического произведения (полифония появилась раньше, однако это первое имя, которое мы знаем, имена авторов более ранних произведений до нас не дошли). Райт считает, что Леонин-музыкант — одно и то же лицо с Леонином-поэтом, клириком собора Нотр-Дам, жившим в то же время.

В документах, связанных с историей собора Нотр-Дам, он находит по-крайней мере 12 упоминаний о некоем канонике Леонине. Проанализировав списки подписей, принимая во внимание, что в то время подписи ставились в соответствии с положением ее владельца, начиная с епископа и декана и заканчивая низшими чинами. Судя по расположению подписей, к 1190 году Леонин занимал в иерархии место сразу после главных чинов капитула: декана, регента, трех архидиаконов, пенитенциария, солиста-баса церковного хора (помощник регента), канцлера. Соответственно, он, вероятно, был хорошо знаком с Морисом де Сюлли, предшественником Одона, самим Одоном, по указу которого от 1198 года на празднике Святого Стефана и праздника, называемого «День дураков» впервые прозвучал орган и деканом Гуго Клеменсом, благодаря которому орган стал использоваться и на празднике Св. Иоанна Евангелиста. Craig Wright: The Poetry of Leonin// Musicalia Mediaevalia (MusMed) В связи с реформой этого праздника он также упомянут в книге Томаса Форреста Келли «Григорианский хорал в век полифонии (Plainsong in the Age of Polyphony, Thomas Forrest Kelly).» Plainsong in the Age of Polyphony, Thomas Forrest Kelly, Cambridge University Press, 1992. стр. 78.

3) Понятие «Анниверсарий».

Денежные выплаты клирикам — неважно, какого ранга, членам капитула или нет — за проведение службы, это обычное явление. Основной доход клирики, служившие при кафедральном соборе, либо коллегиальной церкви (церкви, управляемой секулярными канониками, капитулом, на коллегиальных началах; первые капитулы возникли в кафедральных церквях и были на службе у епископов, позже — в других церквях, которые поэтому стали называться коллегиальными. Эти церкви часто бывали основаны по желанию и на деньги светских сеньоров и обслуживали нужды их, их семей и вассалов.) J.F. Niermeyer and C. van de Kieft., Mediae Latinitatis Lexicon стр. 200. получали с пребенд — собственности, выделенной капитулом, и размер этого дохода варьировался в зависимости от занимаемой должности. Однако помимо этого клирики, и в первую очередь каноники, так как они руководили всеми службами, часто получали денежное вознаграждение, либо продукты, за некоторые особые службы.

В обычный день служили пять раз, пять «канониальных часов»: заутреня, утреня, обедня, вечерня, повечерие (или полунощница). По воскресеньям — уже девять раз: заутреня, дневной час, первый и третий час, месса с пением, шестой час, девятый час, вечерня и повечерие. По праздникам службы усложняются. Утренняя служба включает пение, называемое «предначинание» (invitatorium), три антифона и молитвы, месса — традиционные песнопения, вечерня — антифоны и псалмы, повечерие — гимн и молитвы. Помимо традиционных праздников, которых было довольно много, были еще дни поминовения местных святых и мучеников, реликвии которых хранятся в церкви, и, наконец, годовщины, чаще всего — смерти высокопоставленных благодетелей. В нашем случае речь идет о годовщине постановления в должность епископа Одона.

Таким образом, обязанности клириков вообще, которых к большим церквям, особенно кафедральным вроде собора Нотр-Дам, было приписано огромное количество, и особенно каноников, которые организовывали проведение служб и руководили жизнью собора, были разнообразными и довольно тяжелыми. Поэтому каноники старались по мере возможности облегчить себе жизнь. Каноникам предписывалось присутствовать на всех службах и не покидать своего места проживания, однако существовали способы обойти закон. Некоторые каноники имели бенефиции в других местах, и в капитул входили чисто формально. Другие постоянно отлучались и занимались посторонними делами, торговлей и адвокатской деятельностью. Также всегда можно было отлучиться под предлогом паломничества или обучения в университете. В XII—XIII вв.еках в большей части капитулов были приняты уставы и предусмотрены наказания для тех, кто отлынивает от своих обязанностей. Каноникам было разрешено отсутствовать по уважительной причине: учеба, паломничество или служба у епископа, причем существовали способы проверить, действительно ли каноник находится там, куда он собрался отправиться. Разрешение на паломничество дается капитулом, в университет можно отправиться только на год, при этом на три месяца даются каникулы. Если каноник возвращается из университета, или покидает епископа раньше, чем предполагалось, то он обязан вернуться к месту службы. При этом к XIII веку сами правила смягчаются, хотя контроль за их соблюдением и усиливается: теперь от каноников требуется присутствовать не год, а шесть, либо восемь месяцев; остальную часть года разрешено отсутствовать, оставив вместо себя викария, который получает часть доходов каноника. Бывали каноники, которые вообще не жили на месте, но числились членами капитула, так называемые «посторонние» (foranei). «Французское общество времен Филиппа-Августа» Стр. 107, Ашиль, Люшер. Спб, Евразия, 1999 год. Такой каноник не имел права пользоваться своей пребендой: из этой суммы выплачивалось жалование викарию, который его замещал, а остальная сумма делилась между членами капитула.

Эти правила, однако, все равно нарушались. Поэтому, наряду с системой наказаний существовала и система поощрений. Практика наложения штрафов за пропущенные службы не дала нужного результата, поэтому во многих соборах стали поступать наоборот. Каноникам и прочим клирикам начали выплачивать небольшие вознаграждения за службу, что-то вроде премий. И чем чаще они присутствовали на службах, тем чаще они получали вознаграждения, деньгами или натурой (вином, мясом и т. д.).

Соответственно, когда планировалось проведение какого-либо праздника, всегда выделялась некоторая сумма для раздачи клирикам, которые будут присутствовать на нем. В дни великих праздников в мессе участвует сам епископ, и тоже отнюдь не бесплатно. Вознаграждения получали не только за праздничные, но и за самые обычные службы. Интересный факт: особенно тяжело было добиться посещения заутрени, поэтому за нее как правило давали самое щедрое вознаграждение, так называемые «Утренние деньги (denarii matutinales) «. Некоторые прихожане, заботившиеся о спасении души, завещали капитулу часть своего имущества, как раз для этих раздач.

Те же, кто мог себе позволить раскошелиться, делали отчисления в казну капитула из доходов со своих земель (часть какой-либо цензивы, или целую цензиву, доход от ренты и т. д.) на заупокойные службы, которые проводились каждый год в день кончины благодетеля. В этом контексте чаще всего и встречается термин «anniversarium». В нашем же случае речь идет о годовщине постановления епископа в должность.

Епископ Одон ссылается на неизвестный нам документ, исходивший от декана и капитула Нотр-Дама, учреждающий ежегодные отчисления из казны капитула на празднование годовщины. Этих денег оказалось недостаточно, поэтому епископ добавляет 60 солидов из своего собственного ценза.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой