Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Устройство детей-сирот в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, то есть, девочек — в услужение, мальчиков — в мастерские. Указ Екатерины от 7 ноября 1775 г «Учреждения для управления губерний», в котором… Читать ещё >

Устройство детей-сирот в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной и наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот. В связи с этим предлагаются различные формы устройства российских сирот. Все формы устройства сирот (усыновление, воспитание в специальных учреждениях и в патронатных семьях, взятие под опеку) существовали в нашей стране и прежде.

Усыновление и воспитание в государственных учреждениях существовало в России с 11-го века. Причем, учреждения, создаваемые для сирот, сразу носили воспитательный и образовательный характер. Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 г. Ярославом Мудрым. В этом училище проживало и обучалось 300 юношей.

В дохристианский период дети-сироты также не оставлялись без внимания. В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи. При чем многодетность в те давние времена была признаком благополучия семьи. При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ. В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам. В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». К 1706 году митрополит Иов уже открыл 10 приютов и сиропитательниц, в которых призревались до 3 тыс. яч сирот и приносимых детей.

Вдохновленный его примером, Петр Первый 4 ноября 1715 г издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать" гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру Новгородского Архиерея". В «гошпиталях» практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя.

То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для «спасения каждой христианской души», для удержания женщин от греха детоубийства.

В 1721 году государственный деятель Феофан Прокопович учредил Карповскую школу для сирот и бедных детей в своем собственном доме. Эта школа содержалась на его личные средства. В ней преподавались языки, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка. За 15 лет в школе обучилось 160 человек.

Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. По проекту, разработанному профессором Московского университета А. А. Барсовым и известным деятелем просвещения И. И. Бецким в 21.04.1764 г. был открыт Московский воспитательный дом. В марте 1770 г. — Санкт-Петербургский воспитательный дом. По всей стране создавалась сеть подобных заведений: Воспитательные дома были открыты в Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и др. городах. Также как и при Петре I практиковался тайный принос младенцев, и открывались родовспомогательные отделения, где женщинам разрешалось рожать в маске, не открывая себя. При Воспитательных домах имелись структуры, занимающиеся подготовкой воспитанников к жизни вне учреждения. Это были фельдшерская, земледельческая и др. школы. Уровень обучения в этих школах был профессионально высок и позволял воспитанникам поступать в Московский университет. В 1837 году на базе учебных классов Санкт-Петербургского Воспитательного дома был учрежден Сиротский женский институт (с 1885 года — Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию домашней учительницы, учительницы музыки, учительницы гимнастики и танцев, учительницы французского языка.

Опыт образовательной деятельности Николаевского сиротского института позже был использован в организации первого высшего педагогического заведения в России — Императорского Женского педагогического института (1903).

2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны воспитательного общества благородных девиц, а позже назначил ее «начальствовать» над всеми воспитательными домами. При жизни Марии Федоровны при ее содействии было открыто 500 благотворительных учреждений: бесплатные роддома, детские приюты, ясли и др. После ее смерти эта сеть получила название «Учреждения императрицы Марии Федоровны». К 1904 году эта сеть включала 140 учебных заведений, императорский Воспитательный дом, 376 детских приютов и яслей. Мария Федоровна способствовала открытию в Воспитательных домах педагогических, пепиньерских (готовили гувернанток), латинских, немецких, французских классов. В латинских классах юношей готовили для поступления в Медико-хирургическую академию, в немецких — обучались будущие акушерки и няни; выпускники французских классов могли работать воспитателями в частных домах.

Как при Петре I, так и при Екатерине II и при Марии Федоровне формы устройства сирот не ограничивались только помещением последних в государственные учреждения.

При Петре I и при Екатерине II ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, то есть, девочек — в услужение, мальчиков — в мастерские. Указ Екатерины от 7 ноября 1775 г «Учреждения для управления губерний», в котором приписывалось Приказу неимущих сирот отдавать последних «добродетельным людям» для содержания и воспитания с обязательством, чтобы предоставить их (сирот) во всякое время Приказу" для дальнейшего воспитание и обучение «в общественных для сирых училищах…, дабы научился науке или промыслу, или ремеслу, и доставлен был ему способ учиться добрым гражданином». При Екатерине семьи, в которые отдавали сирот, получали деньги на содержание, одежду и оплату в зависимости от возраста ребенка. Более того, помимо оплаты, Воспитательный дом присылал в семьи врача и надзирателя для оказания необходимой помощи. Мария Федоровна особенно трепетно относилась к устроенным в крестьянские семьи детям, самостоятельно выбирая инспекторов, объезжавших деревни, поощряя крестьянок-воспитательниц подарками и денежными наградами.

С 1864 года государственное призрение сирот осуществлялось в двух направлениях: Ведомством императрицы Марии, в ведении которого оставались столичные и губернские воспитательные дома, а также земством на местах. Деятельность земских учреждений по призрению сирот во многом зависела от местных условий. В одних ведомствах ребенок призревался в приюте, в других местах приюты не учреждались и ребенок-сирота немедленно отправлялся на патронаж в деревню, в других подкидышей призревали при родильном отделении губернской больницы, а затем отдавали на воспитание бесплатно или за вознаграждение. Там, где была развита промышленность, «приюты создавались при родовспомогательных заведениях для подкидышей и сирот фабричных рабочих». К 1913 г в Российской глубинке существовало 921 учреждение для детей-сирот (не считая воспитательных домов и приютов в крупных городах).

Российские дореволюционные сиротские учреждения послужили праобразом для советских детских домов и школ-интернатов. Конечно, в годы советской власти и в постсоветский период они претерпели ряд качественных изменений, чаще не в лучшую сторону. Но они сохранили структуру и цели своих предшественников. Дети до сих пор находят в них приют и возможность получить среднее и часто первичное профессиональное образование, так как на базе многих детских домов и школ-интернатов функционируют различные мастерские (столярные, слесарные, швейные, обувные, компьютерные и т. д.) и самые разнообразные кружки и студии. В 60-е годы многие д. дома отказались от казарменного режима работы. В 80-е годы работа в детских домах стала организовываться по семейному принципу.

Патронатное воспитание — американская и западная модель семейного устройства детей-сирот подразумевает смену приемных семей при отказе приемных родителей от дальнейшего воспитания ребенка. О какой стабильности социального окружения тогда может идти речь, когда ребенка с легкостью передают из одной семьи в другую?

В России более 1850 детских домов.

Одним из наиболее ярких примеров того, как наша страна переняла опыт Европы с целью помочь детям и семьям являются Детские деревни SOS. В нашей стране впервые они появились в 1991 году. Сейчас их четыре: в Томилине под Москвой, в Лаврове под Орлом, в Пушкине под Петербургом и в Кандалакше. Принципы организации таких деревень построены на том, что все детские учреждения должны иметь семейный тип воспитания. — Мама, это женщина, которая воспитывает детей и ведет домашнее хозяйство, как все другие мамы в мире. Ребенок оставшийся без родителей обретает семью, братьев и сестер в Детской деревне. В SOS — семье живут и воспитываются 6−8 детей разного возраста, самое важное, что родных братьев и сестер никогда не разлучают, в отличие от государственных детских домах. Организация детских домов действует по возрастному принципу, тем самым разлучают братьев и сестер, лишая детей единственной поддержке в жизни. Детская деревня — SOS — это 12−14 семейных домов. Благодаря тому что, деревня не изолирована от окружающего мира, обеспечивает надежную адаптацию детей в обществе. Дети ходят в обычные школы, детские сады, кружки и спортивные секции, музыкальные школы и поликлиники. Детская деревня открыта для друзей.

Повзрослев, дети покидают деревню, но не прерывают связи со своим домом. Выпускнику детдома, сложно выбрать профессию по душе, так в основном приходится работать там, где есть общежитие. Детям в приютах нужна не столько материальная, сколько моральная поддержка. Прежде всего, любовь и внимание близких людей, поэтому жизнь в таких деревнях позволяет ребенку по-настоящему обрести свою семью и ощутить себя полноценной частью общества. В последние годы наше государство все больше стимулирует принимающие семьи материально. Приоритетной задачей государства и благотворительных обществ, которые стараются воплотить ее в жизнь остается содействие процессу развития семейного устройства сирот.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой