Принятие материалов к учету по фактической себестоимости оформляется проводками:
Дебет 10 Кредит 60
— отражена покупная стоимость материалов;
Дебет 10 Кредит 76
— отражены транспортные расходы по приобретению материалов;
Дебет 10 Кредит 76
— отражены расходы по оплате услуг посреднику при приобретении материалов;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
— учтен НДС по оприходованным материалам (транспортным расходам, вознаграждению посреднику) на основании счетов-фактур;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— принят к вычету НДС по расходам, связанным с приобретением материалов;
Дебет 60 (76) Кредит 51
— оплачены расходы на материалы и сопутствующие услуги.
Пример. Организация приобрела 10 000 кг масляной краски. Согласно документам поставщика, 1 кг краски стоит 177 руб. (в том числе НДС — 27 руб.). Краска приобретена через фирму-посредника. За ее услуги заплачено 11 800 руб. (в том числе НДС — 1800 руб.).
Дебет 10 Кредит 60
— 1 500 000 руб. ((177 руб. — 27 руб.) x 10 000 кг) — оприходована масляная краска;
Дебет 19 Кредит 60
— 270 000 руб. (27 руб. x 10 000 кг) — учтен НДС по масляной краске;
Дебет 10 Кредит 60
— 10 000 руб. (11 800 — 1800) — учтены посреднические услуги;
Дебет 19 Кредит 60
— 1800 руб. — учтен НДС по счету-фактуре посредника;
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 271 800 руб. (270 000 + 1800) — принят к вычету НДС;
Дебет 60 Кредит 51
— 1 781 800 руб. (1 500 000 + 270 000 + 10 000 + 1800) — оплачены краска поставщику и услуги посредника.
Аналитический учет по счету 10 организуют по отдельным наименованиям материалов и местам их хранения.