Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пантеизм в эпохи Возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Время шло, точные науки развивались, но все равно осталось много непознанного и необъяснимого. Открытия и достижения науки породили новые вопросы, но так и не дали ответа на вопрос, где же место человека в окружающем мире и где начало начал, есть ли Бог и где он, можно ли управлять будущим? И возможно именно поэтому и сегодня, столетия спустя, в век компьютерных технологий идеи пантеизма эпохи… Читать ещё >

Пантеизм в эпохи Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Из Италии идеи Возрождения распространились по всей Европе, и уже философы многих стран вносили свой вклад в создание и развитие новых учений. Основной веткой развития стал гуманизм, а затем натурфилософия. Гуманизм признавал человека как личность, способную самостоятельно влиять на свою судьбу, а не только как слепого исполнителя Божьей воли. К концу XV — началу XVI века все более последователей приобретает философия природы. Доминирующей и наиболее теоретически организованной частью натурфилософии эпохи Возрождения являлся пантеизм.

Пантеизм — от греч. theos, что означает Бог — мировоззрение своеобразного компромисса между еще влиятельной религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания. В самых общих чертах это учение о совпадении Бога и природы, получившее истоки еще в трудах Ксенофана и стоиков. Пантеизм оказался золотой серединой между теологией (Все в Боге) и собственно натурфилософией (Бог во всем).

Существует множество форм пантеизма и подходов к их классификации. Во всех формах пантеизма выражено почтение к Вселенной или Тотальности, подразумевается всеохватывающее единство, внимание акцентируется на природе в качестве духовного и этического центра.

Формы пантеизма можно рассматривать и классифицировать в зависимости от степени детерминизма, соотношения с теизмом и прочими понятиями. Американский философ Чарльз Хартшорн использовал термин классический пантеизм (англ.) русск. для описания философии Спинозы, стоического учения и подобных систем[9].

По отношению к идеальному и материальному выделяют три основных направления в пантеизме:

  • -материалистический монистический пантеизм или натуралистический пантеизм (англ.) русск. признаёт материю первичным началом. Бог идентичен Природе или Вселенной. В истории эта форма пантеизма представлена в философии Джона Толанда, Эрнста Геккеля, Дэвида Лоуренса. В настоящее время концепция поддерживается организацией «Мировое пантеистическое движение».
  • -идеалистический монистический пантеизм признаёт первичным началом идеальное. Это направление представлено в философии индуизма, отдельными школами буддизма, также в Нью-эйдж, например, у Дипак Чопры.
  • -дуалистические формы пантеизма присутствуют как материальное, так и идеальное начала. В стоицизме и философии Джордано Бруно представлена эта идея. Имеет множество современных разновидностей, иногда может включать верования в реинкарнацию, космическое сознание и паранормальные связи с природой. В настоящее время данная форма пантеизма широко представлена в неоязычестве. По мнению некоторых исследователей, к одной из разновидностей дуалистического пантеизма относится спинозизм, но в основном пантеизм Спинозы в качестве классического пантеизма рассматривается монистическим и детерминистским[8].

В рамках этого мировоззрения Николай Кузанский (крупнейший немецкий мыслитель, теолог и математик XV века) развивал идею целостности, бесконечности и динамичности окружающего мира.

Итальянский ученый, монах-францисканец Джордано Бруно (XVI век) полагал, что природа есть Бог в вещах, она чувствительна и одушевлена. Окружающий мир, в котором живет человек, является всего лишь одним из возможных миров, пусть даже и самый лучший. Он также выдвинул идею множественности миров и бесконечности вселенной, стремился идеологически обосновать учение Коперника.

В то же время в отличие от господствующих религий — христианства, иудаизма, ислама — с определяющим для них теистическим пониманием Бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, пантеизм развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Философы опирались на неоплатоническое учение об эманации (происхождении Универсума (Вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого Божества) и развивали идеи вечного вневременного «порождения» природы безличным богом.

Вклад в распространение пантеизма своими теориями внесли Иоанн Скот Эриугена и Мейстер Экхарт (религиозный пантеизм), Бенедикт Спиноза (труд «Этика»), Джон Толанд (автор термина «Пантеизм», труды «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» и «Пантеистикон, или способ празднования общества Сократа»), Мозес Мендельсон («Немецкий Сократ»).

Философия пантеизма пережила даже саму эпоху Возрождения, будоража просвещенные умы и в XIX веке, став своеобразной альтернативой традиционной религии. Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий IX в «Syllabus Errorum» назвал пантеизм «важнейшим заблуждением нашего времени». Ватикан продолжает выступления против пантеизма и сейчас.

Главная проблема, занимавшая пантеистов — соотношение Бога и природы, ответ на вопрос, что же есть Бог и что есть человек. Века назад натурфилософы старались все чудесное объявить естественным, природным, потенциально познаваемым, лишить ауры сверхъестественного. В помощь развивающимся точным и естественным наукам добавились мистические, помогающие объяснить вечную связь человека и окружающей Вселенной. Например, из астрономии возникла астрология, предсказаниям и прогнозам которой верят многие из современных людей.

Время шло, точные науки развивались, но все равно осталось много непознанного и необъяснимого[5]. Открытия и достижения науки породили новые вопросы, но так и не дали ответа на вопрос, где же место человека в окружающем мире и где начало начал, есть ли Бог и где он, можно ли управлять будущим? И возможно именно поэтому и сегодня, столетия спустя, в век компьютерных технологий идеи пантеизма эпохи Возрождения имеют последователей и все так же считаются религией будущего.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой