Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общая схема организации и отражения операций розничной торговли в бухгалтерском учете

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При учете товаров по продажным ценам в течение месяца (отчетного периода) стоимость проданных товаров отражается по дебету и кредиту счета 90 «Продажи» в одинаковой оценке, т. е. по продажным, розничным ценам. Такой порядок учета продаж в ООО «Алма» позволяет контролировать правильность отражения в учете объема продаж (розничного товарооборота) и списания товаров материально ответственными лицами… Читать ещё >

Общая схема организации и отражения операций розничной торговли в бухгалтерском учете (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бухгалтерская схема (модель) хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли может быть описана двумя близкими системами бухгалтерских проводок в зависимости от того, как ведется учет товаров: по покупным или продажным ценам. Вариант торговых операций с товарами, учет которых осуществляется по покупным ценам, практически совпадает со схемой оптовой торговли. На практике в розничной торговле чаще всего ведется учет товаров по продажным ценам. В этом случае используется понятие торговой наценки, для которой в плане счетов отведен специальный счет 42. Бухгалтерская схема учета торговых операций для товаров, числящихся на балансе по продажным ценам, может быть описана совокупностью следующих проводок.

Таблица 12. Бухгалтерская схема учета торговых операций для товаров, числящихся на балансе по продажным ценам.

N.

п/п.

Корреспонденция счетов.

Содержание хозяйственной операции.

Дебет.

Кредит.

Оплачено поставщику товаров.

41.2.

Оприходованы товары по учетной стоимости.

41.2.

Отражена торговая наценка на закупленные товары.

Начислена зарплата сотрудникам.

Удержан налог на доходы физических лиц.

Начислен единый социальный налог.

Начислена амортизация собственных основных средств.

Отражено прямое погашение организационных расходов предприятия.

Начислена амортизация нематериальных активов.

Получены в кассу деньги на зарплату, командировки и другие расходы.

Выплачена зарплата.

Выданы денежные средства на командировочные расходы.

Оплачено за рекламу и за аренду основных средств.

Расходы по командировке списаны на издержки обращения.

Расходы по рекламе и по аренде списаны на издержки обращения.

Списана кредиторская задолженность (истек срок исковой давности).

Отражена реализация закупленных товаров.

41.2.

Списана на реализацию себестоимость товаров (по покупной цене) ;

Сторнирована торговая наценка, относящаяся к проданным товарам ;

Списаны издержки обращения, относящиеся к проданным товарам.

По итогам месячной деятельности определена прибыль от реализации.

Часть выручки внесена на расчетный счет предприятия.

Поступила сумма списанной ранее дебиторской задолженности ;

Исключена из учета сумма погашенной дебиторской задолженности.

По итогам месячной деятельности определена прибыль от внереализационных операций.

Начислен налог на прибыль организации.

Оплачены налоги в бюджет.

Перечислено в социальные фонды.

Главное отличие торговли от производственных предприятий состоит в том, что производственный процесс на данных предприятиях заключается в реализации продукции, изготовленной другими предприятиями. Поэтому счет 20 «Основное производство» в торговых организациях не применяется.

Основной счет, используемый для учета собственных затрат торговой фирмы в ООО «Алма», — это счет 26. Он аналогичен счету 20 предприятий производственной сферы. Учет затрат таков же:

Д 26 — К 10, 02, 04, 05, 50, 60, 68, 69, 70, 71, 76.

Другой важной особенностью является постоянное использование счета 41 «Товары». Роль данного счета в торговых организациях очень похожа на роль счетов учета материальных ценностей, приобретаемых предприятиями производственной сферы и используемых для изготовления продукции. Но есть особенности, которые связаны с формами организации торговли.

В настоящее время существуют две главные формы организации торговли: оптовая и розничная. Оптовая торговля предназначена для реализации товаров покупателям (юридическим и физическим лицам) партиями и, в основном, по безналичному расчету. Оптовые покупатели обычно используют приобретенные товары для переработки в собственном производстве или для перепродажи.

Розничная торговля предназначена для реализации единичных товаров населению за наличный расчет, по кредитным карточкам, расчетным чекам и по перечислению со счетов вкладчиков. Эти отличия и предопределяют разницу в бухгалтерском учете.

Учет на предприятиях розничной торговли отличается от учета на предприятиях оптовой торговли применением (но не обязательном) счета 42 «Торговая наценка». Если счет 42 не используется, то механизм учета розничной торговли будет равнозначен механизму учет оптовой торговли за наличный расчет.

При использовании счета 42 бухгалтерский учет по закупке товаров выглядит следующим образом:

Д 60 — К 51 — осуществлена оплата поставщикам товаров;

Д 41.2 — К 60 — отражена покупная стоимость товаров;

Д 41.2 — К 42 — отражена торговая наценка на товары;

После того, как сделана торговая наценка, товары в бухгалтерском учете числятся по продажным ценам, а величина наценки на них фиксируется на счете 42. При реализации товаров используется видоизмененный механизм определения финансового результата на счете 90 «Продажи», так как и товары, и выручка учитываются по продажным ценам. Вводится технический прием, называемый сторнированием (вычитанием) торговой наценки. Этот прием обеспечивает изменение учетной цены товаров с продажной на покупную цену для определения финансового результата и одновременное списание суммы торговой наценки на объем реализованных товаров. В бухгалтерском учете совокупность проводок будет выглядеть следующим образом:

Д 90 — К 41 — списана на реализацию продажная стоимость товаров;

Д 90 — К 44 — списаны расходы торгового предприятия;

Д 50 — К 90 — получена в кассу выручка в сумме продажной цены товаров;

Д 90 — К 42 — сторнирована сумма торговой наценки;

Д 90 — К 99 — финансовый результат (прибыль);

Д 99 — К 90 — финансовый результат (убыток).

Схема реализации товаров в розничной торговле (на счете 90) представлена ниже.

90 «Продажи» .

Дебет Кредит Стоимость товаров по продажной цене.

Издержки торгового предприятия |.

Наличная выручка от реализации по продажной цене товаров.

Торговая наценка сторон Прибыль? Убыток?

Для составления отчета о прибылях и убытках на счете 90 «Продажи» открываются следующие субсчета: 90−1 «Выручка», 90−2 «Себестоимость продаж», 90−4 «Акцизы» и т. д., 90−9 «Прибыль/убыток от продаж» .

На основании отчета кассира на сумму выручки от продажи товаров составляется запись:

Д-т сч.50 «Касса» ,.

К-т сч.90 «Продажи», субсч.1 «Выручка» .

Стоимость оплаченных и отпущенных покупателям товаров списывается с материально ответственных лиц ООО «Алма» на основании их товарных отчетов по продажной стоимости (при учете товаров по продажным ценам согласно учетной политике) или по покупной стоимости (при их учете по покупным ценам) следующей записью:

Д-т сч.90 «Продажи», субсч.2 «Себестоимость продаж» ,.

К-т сч.41 «Товары», субсч.2 «Товары в розничной торговле» .

При учете товаров по продажным ценам в течение месяца (отчетного периода) стоимость проданных товаров отражается по дебету и кредиту счета 90 «Продажи» в одинаковой оценке, т. е. по продажным, розничным ценам. Такой порядок учета продаж в ООО «Алма» позволяет контролировать правильность отражения в учете объема продаж (розничного товарооборота) и списания товаров материально ответственными лицами путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту данного счета.

При определении результатов от продажи товаров необходимо по дебету счета 90 «Продажи» отразить покупную стоимость проданных товаров, которая рассчитывается как разность между стоимостью товаров по продажным (розничным) ценам и торговой надбавкой, относящейся к проданным товарам. Расчет торговой надбавки, относящейся к проданным товарам, производится в конце отчетного периода по среднему проценту по форме, приведенной в табл.13.

Таблица 13. Расчет торговой надбавки, относящейся к проданным товарам, за I квартал 2005 г.

Торговая надбавка (счет 42).

Продано товаров за период.

Остатки товаров на конец периода.

Итого (гр.5 + гр.6).

Средний % торговой надбавкой (гр.4: гр.7×100).

Торговая надбавка, относящаяся к остатку товаров (гр.6 х гр.8×100).

Торговая надбавка, относящаяся к проданным товарам (гр.4 — гр.9).

Сальдо на начало периода.

Обороты.

Предварительное сальдо на конец периода (гр.1 + гр.2 — гр.3).

Дебет.

Кредит.

35,0.

Товары поступают — торговая надбавка увеличивается, а при выбытии товаров она уменьшается. При продаже товаров сумма торговой надбавки, относящаяся к проданным товарам, отражается сторнировочной записью по кредиту счета 42 «Торговая наценка» и дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» только для того, чтобы рассчитать себестоимость проданных товаров. Однако при выбытии товаров в результате переоценки, недостачи и по другим причинам (кроме продажи) счет 42 «Торговая наценка» должен дебетоваться, что является методически верным. Кроме того, если не показывать в расчете вторую графу, то в третьей графе сумма должна быть меньше на величину второй графы, и тогда сумма четвертой, девятой и десятой граф не меняется.

Распределение сумм торговых надбавок, относящихся к проданным и оставшимся товарам, по среднему проценту недостаточно точно. Более точным является способ расчета торговых надбавок на остаток товаров (гр.9) по данным инвентаризации на основании инвентаризационной ведомости о фактическом остатке товаров по ассортименту и потоварных торговых надбавках. Однако применение этого способа ограничено, поскольку инвентаризация товаров проводится не ежемесячно и не всегда на первое число месяца. В связи с этим в ООО «Алма» применяется метод исчисления торговой надбавки, относящейся к проданным товарам, по среднему проценту. На сумму надбавки, указанной в гр.10 табл.1, делается сторнировочная запись:

Д-т сч.90 «Продажи», субсч.2 «Себестоимость продаж» ,.

К-т сч.42 «Торговая наценка», субсч.1 «Торговая надбавка (скидка, накидка)» .

После этой записи по дебету счета 90 «Продажи» будет отражена покупная стоимость проданных товаров. Сопоставление сумм оборотов по кредиту и дебету счета 90 «Продажи» позволит выявить валовой доход от продажи товаров.

После сделанной записи по дебету счета 90 «Продажи» будет отражена покупная стоимость проданных товаров.

Для определения себестоимости проданных товаров в ООО «Алма» необходимо рассчитать сумму расходов, относящихся к проданным товарам, и отразить ее по дебету счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». Данный расчет производится в два этапа: определяются по среднему проценту расходы на остаток товаров, а затем расходы — на проданные товары. При этом сумма расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

  • -суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
  • -определяется сумма товаров, проданных в отчетном месяце, и остаток товаров на конец месяца;
  • -отношением суммы расходов (п.1) к сумме проданных и оставшихся товаров (п.2) определяется средний процент расходов к общей сумме товаров;
  • -умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов (п.3) определяется их сумма, относящаяся к остатку непроданных товаров на конец месяца.

Таблица 14. Расчет расходов на остаток товаров на 01.04.2005 г. (руб.).

Транспортные расходы.

Продано за месяц (период).

Остаток товаров на конец месяца (период).

Итого (гр.4+гр.5).

Средний процент расходов (периода) (гр.3 гр: гр.6×100).

На остаток товаров (гр.5хгр.7: 100).

Расходы.

На начало месяца.

За месяц.

Итого.

27,6.

Расходы, относящиеся к проданным товарам, исчисляются по данным счета 26 следующим образом: к сальдо начальному прибавляется дебетовый оборот и вычитается сальдо конечное (сумма гр.8). На указанную величину составляется запись:

Д-т сч.90 «Продажи», субсч.2 «Себестоимость продаж» ,.

К-т сч.26.

В результате сальдо по счету 90 «Продажи» показывает финансовый результат от продаж, на сумму которого ежемесячно делаются записи:

Д-т сч.90 «Продажи», субсч.9 «Прибыль/убыток от продаж» ,.

К-т сч.99 «Прибыли и убытки» .

на прибыль;

Д-т сч.99 «Прибыли и убытки» ,.

К-т сч.90 «Продажи», субсч.9 «Прибыль/убыток от продаж» .

на убыток.

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90−9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90−9 «Прибыль/убыток от продаж». При этом делаются записи:

Д-т сч.90 «Продажи», субсч.1 «Выручка» ,.

К-т сч.90 «Продажи», субсч.9 «Прибыль/убыток от продаж» .

на сумму выручки;

Д-т сч.90 «Продажи», субсч.9 «Прибыль/убыток от продаж» ,.

К-т сч.90 «Продажи», субсч.2 «Себестоимость продаж» .

на сумму себестоимости продаж;

Д-т сч.90 «Продажи», субсч.9 «Прибыль/убыток от продаж» ,.

К-т сч.90 «Продажи», субсч.3 «Налог на добавленную стоимость» .

на сумму налога на добавленную стоимость;

Д-т сч.90 «Продажи», субсч.9 «Прибыль/убыток от продаж» ,.

К-т сч.90 «Продажи», субсч.5 «Экспортные пошлины» .

на сумму экспортных пошлин.

В продовольственных магазинах, продающих товары в стеклянной таре, в розничный товарооборот включается стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой