Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методическая разработка практического занятия по предмету «Сельскохозяйственные машины» по теме «Устройство и принцип работы жатвенной части зерноуборочного комбайна»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В новейших конструкциях импортных жаток и комбайнов устанавливается компактный планетарный механизм привода «системы Шумахера». Аппараты этой системы отличаются и перебегом ножа, и чередующейся, верхней и нижней, заточкой сегментов. Совокупность этих особенностей обеспечивает работу на повышенных скоростях, и исключает необходимость каких-либо эксплуатационных регулировок. Дана краткая… Читать ещё >

Методическая разработка практического занятия по предмету «Сельскохозяйственные машины» по теме «Устройство и принцип работы жатвенной части зерноуборочного комбайна» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

План-конспект лабораторно-практического занятия по теме «Устройство и принцип работы жатки зерноуборочного комбайна».

Перед началом занятия преподаватель проверяет готовность классного кабинета и машинного зала: наличие наглядных пособий к занятию, интерактивную доску, наличие компьютера, мел и т. д.

Цель занятия:

  • 1. Дидактическая: сформировать знания об устройстве, технологическом процессе и основных регулировках жатки зерноуборочного комбайна.
  • 2. Воспитательная: понимание товарищей и педагога, бережное отношение к технике, ответственность за выполняемое дело, за товарищей, дисциплинированность.
  • 3. Развивающая: развитие памяти, мышления и других познавательных способностей студента, умение организовывать собственную деятельность и умение работать в коллективе, развитие коммуникативных качеств.

Тип занятия: лабораторно-практическое занятие.

Метод проведения:

  • — объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, объяснение, инструктаж, беседа),
  • — исследовательский метод,
  • — метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера и т. д.),
  • — методы контроля и оценки результатов обучения,
  • — самостоятельная работа учащихся.

Дидактическое оснащение:

Оборудование: учебный класс; зерноуборочный комбайн или жатвенная часть зерноуборочного комбайна; плакаты по теме; методические указания.

Раздаточный материал: методические указания, использование мультимедийных технологий и информационные материалы.

Вопросы для изучения:

  • 1. Жатка зерноуборочного комбайна.
  • 2. Типы жаток.
  • 3. Волковая жатка.
  • 4. Самоходная жатка.
  • 5. Режущий аппарат жатки.
  • 6. Механизмы привода режущего аппарата.

Преподаватель Организационный момент — анализ ситуации: преподаватель — учащиеся. Приветствие класса, отмечает отсутствующих, выясняя и поручая узнать причины отсутствия учащихся.

Уточнение темы, формы, типа занятия, между предметных связей (химия, физика, механика и т. д.) совместно с учащимися (активизирует 5−6 человек).

Вывод: формируем через понятие любовь и желание к учебе и труду, на сколько важна эта тема в процессе обучения, в жизни учащегося и в будущей профессии общечеловеческие ценности, умения вести диалог между педагогом и учащимися, слушать, слышать других, умение понимать.

Проверка домашнего задания: 10−12 вопросов по пройденному материалу «Способы и технологические схемы уборки. Технологический процесс прямого и раздельного комбайнирования. Подготовка поля для уборки».

  • — Какие способы уборки зерновых культур вы знаете?
  • — В каких случаях применяется раздельный способ?
  • — Какие основные агротехнические требования применяются при уборке зерновых?
  • — Назовите основные узлы комбайна, и т. д.

Реализация учителем темы практического занятия.

Изложение нового материала проводится по следующей схеме:

  • 1. Раздается методический материал с подробным описанием жатвенной части зерноуборочного комбайна, для дальнейшего его изучения студентами.
  • 2. После прочтения методического материала, преподаватель дает общее понятие о жатвенной части комбайна, её предназначение и описывает основные узлы.
  • 3. Преподаватель вместе со студентами отправляется в машинный зал для дальнейшего изучения данной темы.
  • 4. Машинный зал должен быть предварительно подготовлен, там должен находиться зерноуборочный комбайн или его жатвенная часть, проектор с экраном, компьютер, плакаты.
  • 5. Преподаватель дает несколько минут студентам на самостоятельное изучение жатвенной части комбайна. После чего студенты поочередно рассказывают и показывают рабочие органы жатки и их предназначение.

Деятельность преподавателя: поправлять и дополнять студентов, задавать наводящие вопросы.

6. После изучения жатвенной части комбайна преподаватель с помощью мультимедийных технологий показывает разнообразие жаток, их предназначение и основные отличия. Например, использование слайдов.

Перед тем как показать седьмой слайд, преподаватель ставит перед студентами задачу: как уменьшить осыпаемость семян рапса при уборке?

После того как студенты поразмыслили, предложили свои идеи преподаватель рассказывает об уборке рапса.

Технология прямого комбайнирования рапса является на сегодняшний день общепринятой и стандартной. При прямом комбайнировании, обязательно устанавливают боковые ножи на жатку и саму жатку удлиняют приставкой. Приставка нужна для того, чтобы лежащие на столе жатки стручки попадали в шнек жатки, т.к. длинные стебли рапса могут их отбрасывать от шнека при продвижении к втягивающему транспортеру наклонной. Чем большей высоты стебли рапса, тем выше вероятность потери стручков при уборке. В этом случае, конечно же, большую роль играет высота среза стерни. Большая часть потерь приходится на боковые ножи. По крайне мере один из боковых ножей (правый) нужно выставлять с уклоном назад по направлению движения комбайна. Снижение частоты вращения мотовила обязательно, но при этом должно быть обеспечено равномерное движение при уборке.

Преимущества прямого комбайнирования:

  • 1. Высокая урожайность за счёт меньших потерь,
  • 2. Исключение одной операции (скашивание),
  • 3. После дождя рапс лучше подсыхает, находясь на стебле.

Закрепляя полученный материал, преподаватель задавая некоторые условия просит выбрать способ уборки и тип жатки которую можно применить в данных условиях.

Например:

  • — Равномерно созревающее, мало засоренное поле пшеницы с длиной стеблей 40 см и влажностью зерна не больше 25%.
  • — Высокостебельное, неравномерно созревающее поле ячменя, склонное к осыпании.
  • — Высокостебельное, засоренное поле овса побитое градом.
  • — Низко стебельное, мало засоренное, равномерно созревающее поле пшеницы в засушливом районе.
  • — Равномерно созревшее гороховое поле, мало засоренное, и т. д.
  • 7. Далее преподаватель рассказывает и показывает режущий аппарат и приводы режущего аппарата. На данном этапе урока преподаватель использует плакаты.

Режущий аппарат: На зерноуборочных жатках применяются сегментно-пальцевые режущие аппараты нормального резания с одинарным пробегом ножа. Для уборки бобовых культур и риса на жатки устанавливают беспальцевые режущие аппараты, представляющие собой два сегментных ножа, один из которых неподвижен.

Режущий аппарат устроен следующим образом. Сегменты 3 лезвиями трапецеидальной формы приклепаны к спинке ножа 9, которая снабжена головкой, связанной с механизмом привода. Неподвижное лезвие образовано вкладышем 10 пальцев 1, закрепленных болтами 5 на пальцевом брусе 7. Для разделения стеблей на пучки концы пальцев заострены, верхняя часть их снабжается пером 2, являющимся опорой для стеблей, а в нижней части выполнен паз 8, по которому скользит спинка ножа.

Рисунок 4.1 — Устройство режущего аппарата:

Методическая разработка практического занятия по предмету «Сельскохозяйственные машины» по теме «Устройство и принцип работы жатвенной части зерноуборочного комбайна».

Вместе с пальцами на брусе закрепляются пластины трения 6 и прижимы 4, которые удерживают спинку ножа. Пальцы изготовляются из стали или из ковкого чугуна, что позволяет подгибать их при регулировке зазора между лезвиями. Он должен быть таким, чтобы нож скользил свободно от усилия руки.

Рисунок 4.2 — Схема работы механизма качающейся шайбы:

Методическая разработка практического занятия по предмету «Сельскохозяйственные машины» по теме «Устройство и принцип работы жатвенной части зерноуборочного комбайна».

В движение ножи приводятся в движение рычажными механизмами или механизмом качающейся шайбы. Самый распространенный привод современных скоростных жаток — механизм качающейся шайбы (МКШ).

При вращении ведущего вала 1 его коленчатая шейка 2, отклоненная от оси на угол б, поворачивается и наклоняет шайбу 6. Благодаря наличию роликовых подшипников, шайба не вращается с валом, а только поворачивается относительно геометрической оси выходного вала. Поворот шайбы передается на рычаг 3, который щечками 4 связан с головкой ножа 5, которая при этом совершает возвратно-поступательное движение.

В новейших конструкциях импортных жаток и комбайнов устанавливается компактный планетарный механизм привода «системы Шумахера». Аппараты этой системы отличаются и перебегом ножа, и чередующейся, верхней и нижней, заточкой сегментов. Совокупность этих особенностей обеспечивает работу на повышенных скоростях, и исключает необходимость каких-либо эксплуатационных регулировок.

Рисунок 4.3 — Планетарный механизм Шумахера привода режущего аппарата:

Методическая разработка практического занятия по предмету «Сельскохозяйственные машины» по теме «Устройство и принцип работы жатвенной части зерноуборочного комбайна».

8. После подробного изучения режущего аппарата и его приводов студенты вместе с преподавателем возвращаются в кабинет.

Закрепление изученного (Контроль знаний): преподаватель делит группу на две команды. Каждая команда готовит по пять вопросов. Поочередно команды задают друг другу вопросы. Преподаватель исправляет ошибки, дополняет студентов.

Планирование домашнего задания на следующее занятие. Преподаватель дает задание. Составить отчет по данной теме. Письменно ответить на вопросы:

  • 1. Для чего предназначена жатка зерноуборочного комбайна?
  • 2. Перечислите основные узлы жатвенной части и их предназначение.
  • 3. Перечислите основные типы жаток.
  • 4. Начертите схему сегментно-пальцевого режущего аппарата и опишите принцип его работы.

Учебник «Сельскохозяйственные машины», автор Халанский В. М. стр 309−314; методические указания по теме «Жатвенная часть зерноуборочного комбайна».

Анализ деятельности: самооценка, взаимная оценка. Преподаватель производит оценивание студентов активно занимавшихся на занятие, выставляет оценки в журнал, в свою очередь студенты оценивают работу преподавателя.

Рефлексия: важность изученной темы в жизни, позитивное целепологание, успехи и проблемы каждого.

Заключение

по педагогической части:

Таким образом, в ходе выполнения педагогического раздела дипломного проекта по теме «Модернизация жатвенной части комбайна ДОН-1500Б с разработкой методики проведения занятия по теме «Устройство и принцип работы жатвенной части зерноуборочного комбайна» была раскрыта модернизация жатвенной части зерноуборочного комбайна педагогическими методами.

Дана краткая характеристика учебного материала, его роль в подготовке специалиста для сельскохозяйственного производства. Раскрыта важность темы, место, занимаемое этой темой в изучении предмета и подготовки специалиста. Указана цель изучения, определены знаниями, умениями и навыками по этой теме в соответствии с квалификационной характеристикой.

Выделены вопросы, которые следует рассмотреть при изучении темы «Устройство и принцип работы жатвенной части зерноуборочного комбайна» и их последовательность.

Сделан анализ содержания темы занятия, выделены внутри предметные и между предметные связи.

Сформулированы три единые цели данного лабораторно-практического занятия: дидактическая, развивающая, воспитывающая.

Выбрана мультимедийная дидактическая технология, обоснован каждый выбранный метод обучения, формы и дидактические средства обучения.

Составлен календарно-тематический план занятия, разработано лабораторно-практическое занятие по теме «Устройство и принцип работы жатвенной части зерноуборочного комбайна».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой