Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Иван Грозный: основные принципы самодержавной власти

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя события давнего и недавнего прошлого, государь стремится показать, что «многоначалие» во все времена приводили к кризису и распаду великих держав. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию… Читать ещё >

Иван Грозный: основные принципы самодержавной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Царствование Ивана IV Грозного венчает эпоху становления Российского централизованного государства. В период его правления получили развитие идейные основы самодержавной власти.

Иван IV указывал на тяжесть государевых обязанностей: «…Одно дело — спасать свою душу, а другое — заботиться о телах и душах многих людей». Иван Васильевич обосновывал право судить и наказывать не только за действия, но и за помыслы, поскольку они «еще опаснее», от них «все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней» Перевезенцев С. В. Государь Иван IV Васильевич Грозный // Православный образовательный портал «Слово» — http://www.portalslovo.ru/rus/history/ .

При этом царь отрицал какую-либо ответственность государя перед своими подданными, ибо она возможна только перед Богом.

Программа действий Ивана Грозного — страхом Божиим обратить людей к истине и свету, а значит спасти их души. И в этом смысле русский царь вполне серьезно считал, что он должен исполнять и мирские, и духовные обязанности, ибо царская власть объединяет их в одно целое и неразрывное. При этом Иван Грозный не претендовал на исполнение обязанностей церковного первоиерарха. А ведь в XVI в. в Европе уже были такие прецеденты. Например, английский король Генрих VIII, разорвав отношения с Ватиканом, объявил главой церкви в Англии самого себя, и до сих пор английские монархи возглавляют англиканскую церковь. Однако Иван Грозный понимал суть царской власти иначе.

Блестящее знание Священного Писания, Свято-Отеческой литературы, знакомство с историческими сочинениями позволили Ивану IV сформулировать совершенно устойчивую религиозную концепцию царя — Помазанника Божиего.

Характеризуя взгляды Ивана Грозного, можно привести слова В. О. Ключевского, который совершенно справедливо писал, что «Иван IV был первый из московских государей, который живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле» История России с древнейших времен до конца XVII века. Под ред. Милова Л. В. — М.: 2010. С. 373.

С этой точки зрения Послания Ивана Грозного Курбскому являются уникальным религиозно-философским памятником. В них впервые в русской истории сам государь полностью, в законченном виде сформулировал и обосновал основные принципы самодержавной власти русских монархов.

1. Полнота самодержавной власти. Не случайно в Первом послании Курбскому государь Иван Васильевич приводит немало исторических доказательств того, что полная самодержавная власть намного более эффективна в достижении стоящей перед Россией великой мистической цели.

Анализируя события давнего и недавнего прошлого, государь стремится показать, что «многоначалие» во все времена приводили к кризису и распаду великих держав. Основываясь на этом историческом опыте, Иван Грозный утверждает необходимость и возможность только неограниченно самодержавного, единовластного правления в России, если Российское царство хочет исполнить возложенную на него вселенскую миссию по утверждению истинного православия.

«Мы же, — пишет Иван Грозный, — уповаем на Божию милость, не нуждаемся ни в каких наставлениях от людей, ибо не годится, властвуя над многими людьми, спрашивать у них совета». «Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи!» Шепотько Л. В. История России в сравнительном освещении: Учебное пособие. — Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г. И. Невельского, 2003. С. 112. — однозначно заявляет он.

  • 2. Божественное происхождение самодержавной власти. Утверждая принцип Божественного происхождения государевой власти на Руси, царь в начале Первого послания Андрею Курбскому пишет о себе: «…По Божию изволению и по благословению прародителей и родителей своих как родились на царстве, так и воспитали и возмужали, и Божиим повелением воцарились». «Кто противится такой власти — противится Богу!» — восклицает он.
  • 3. Главный смысл власти русского самодержавного государя состоит в том, чтобы нести свет истины по всему миру, устроить и свою страну, а то и весь мир по Божественным заповедям. Иван Васильевич писал: «Я же усердно стараюсь обратить людей к истине и свету, чтобы познали единого истинного Бога, в Троице славимого, и данного Богом государя…» Шепотько Л. В. Там же. С. 113.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой