Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовенство. 
Социальная политика Петра I в свете государственных идей европейских мыслителей VII века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Его собственная смерть, безусловно, показала христианский строй его души. Ведь он бросился в ледяную воду, чтобы спасти людей с перевернувшейся лодки, и получил при этом воспаление легких, от которого уже не оправился. Таким образом, отношение Петра к религии было в высшей степени противоречивым и сложным. Но, несмотря на все эти противоречия, Петр непреклонно и твердо шел к реализации своей идеи… Читать ещё >

Духовенство. Социальная политика Петра I в свете государственных идей европейских мыслителей VII века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее сложным образом складывались отношения Петра с духовенством. Рассматривая их необходимо, прежде всего, обратиться к существу русской православной традиции.

В Древнерусском государстве церковь занимала неоднозначное место.

Безусловно, в социально-экономическом отношении церковь являлась феодальным собственником. Причем она отличалась от светских феодалов (князей и бояр) не отчуждаемостью этой собственности и принадлежностью ее целому обществу, т. е. церковной организации, а не какому-то лицу или роду.

Русское духовенство традиционно не относилось к бедным сословиям. Имея колоссальные доходы, духовенство тратило их большей частью на содержание дворцов, убранство церквей и монастырей, пускалось в хозяйственный оборот.

К середине XVII века духовенство оказалось в глубоком кризисе. Постепенно оно лишается своих привилегий. В 60-х годах XVII столетия происходит окончательный раскол русской церкви. Никон был низложен, многих священников лишили церковной службы. Русская церковь разделилась на два враждебных друг другу лагеря. Борьба со старообрядчеством принимает широкие масштабы и охватывает разнообразные слои и группы населения. Преследование старообрядцев продолжалось долгие годы. Православие стали насаждать насильственно даже среди нерусского населения.

Все эти события предопределили упразднение патриаршества, а также церковную реформу Петра I.

Вообще, Петр был глубоко верующим человеком, однако церковь он не считал «творением Божьим», а для него она была институтом, деятельностью прежде всего человеческой.

Первые церковные распоряжения Петра проводились совершенно без всякой попытки теоретического оправдания и без всякого заранее обдуманного плана. Напротив, они носили как будто чисто практический характер, даже отчасти полицейский. Заранее обдуманно было только упразднение патриаршества. Патриаршество лишалось прежнего влияния, значительной части доходов и огромной области своего былого ведения.

При Петре государство стало постоянно вмешиваться во все церковные дела, и в первую очередь в управление несметными богатствами церкви. Царь во всем стремился навести «железный порядок», а в церковных делах в особенности. В церковных доходах он видел большую государственную прибыль. При нем Церковь уже не была независимым социальным институтом, духовный владыка уже не приравнивался к государю. Церковь было решено ввести в общий порядок государственной жизни, подчинить ее общей системе государственного правления, как одну из ветвей, и духовное управление превратить и поставить наряду со всеми коллегиями.

По ведению царя все монастыри были переписаны. Они стали облагаться поборами, и обязаны были исполнять тяжелые повинности. С монастырей требовали: лошадей, каменщиков, кирпичников, столяров, кузнецов, печатников, денег, серебренную посуду и т. д. Такие поступки вполне объяснимы и связаны опять же с тем, что этот институт в мыслях Петра являлся человеческой деятельностью, а значит должен служить во имя создания государства «всеобщего блага».

Церковная политика Петра имела во многом революционный характер. С одной стороны, для улучшения духовенства он требовал распространения просвещения, с другой, лишал его материальных благ и тем самым отнимал возможность распространения этого просвещения.

Признавая пользу некоторых реформ царя, многие священнослужители подвергали резкой критике все, что действовало против церкви. Отмена патриаршества повлекла за собой изменение положения духовного сословия и глубокие изменения внутри самой церкви и ее деятельности. Самое главное, что в духовном управлении все большее значение приобретала светская власть.

Реформируя церковное управление, Петр имел не только ярых противников, но и верных помощников. Одним из таких был Феодосий Яновский, который в 1710 году стал архимандритом только что созданного Александро-Невского монастыря.

Еще одним сподвижником Петра был Феофан Прокопович именно ему Петр доверил главные вопросы переустройства духовенства, а также составление Духовного регламента (силу закона приобрел в 1721 г.).

Исследователи пишут, что грубость нравов низшего духовенства, по сохранившимся делам и расследованиям, предпринимаемым правительством, производила удручающее впечатление. Драки на алтаре из-за молебна, из-за денег на молебен, побои родственников, не исключая и родного отца, подлоги и плутовство всякого рода — вот в каких рамках рисовался обычный образ пастыря петровских времен.

Все дошедшие до нас свидетельства говорят о сильном падении нравственности и религиозности в петровские времена.

Церковное образование и просвещение народа остановилось, церковная благотворительность не существовала, духовенство в массе своей не стояло выше паствы, а паства опускалась до глубины невежества, грубости, безнравственности, равнодушная к вопросам веры. В сущности, церковь как руководящая сила переставала выполнять роль руководящей силы, будучи не в состоянии поддерживать себя и свое достоинство, в связи с этим монастыри подвергались особой чистке. Для поднятия в среде православной паствы общего уровня нравственности были изданы ряд указов (например, слушать святую службу, непременно посещать церкви).

После издания Духовного регламента церковь потеряла практически все свои полномочия и стала «поданной» государства. Петра обвинили в развязывании антиправославной компании. Петра критикуют за все его указы: о колоколах, о войне часовням и др. Но Петр считал, что церковь должна была именно приносить пользу государству и ни в коем случае не иметь, как католическая, каких-то собственных претензий на власть.

Эпоха Петра положила резкую грань для старого. Распалась богоизбранная «двоица» — царь и патриарх.

Конечно, проводить реформы было невозможно, не изменив прежнее государственное устройство. Другое дело, что средства и методы, которыми проводилось переустройство, порой вступали в противоречие с миросозерцанием русского народа, его менталитетом.

Благодаря реформам Петра произошло превращение русской церкви из феодальной в государственную. Вместе с тем, в целом, Духовный регламент соблюдался. Церковь стала быть винтиком большого государственного механизма.

Годы явного противоборства Петра 1 и духовенства, где каждая сторона рьяно отстаивала свою позицию, считая свою власть превыше всего, закончилась победой монарха. Подчинение церкви государству стало характерной чертой в реформаторской деятельности первого императора России. Духовенство больше никогда не получило самостоятельности и независимости от светской власти.

Духовенство как сословие лишилось многих привилегий и того влияния, какое оно имело в допетровские времена. В сословной иерархии верхнюю ступень заняло дворянство, которое стало проводником государственных идей в общество.

Петр ценил церковь прежде всего за приносимую ею пользу. Она должна была насаждать нравственность, прилежание, любовь к родине. Подчеркивались диаконические функции церкви. Огромные суммы церковных денег использовались на социальные нужды. Монастыри должны были служить настоящими социальными институтами. По инициативе Петра основывались больницы и богадельни. Одновременно он пытался ограничить численность священников и особенно монахов и монахинь — само собой, с ничтожным результатом. Он пытался также помешать церкви расширять ее земельные владения, то есть приобретать больше, чем она уже имела. В этом он также был близок протестантской традиции. А Феофан Прокопович и здесь был его помощником. Петр был способен даже интересоваться церковным ритуалом, и он сам редактировал богослужебные тексты, написанные для празднеств в память Полтавской победы и Ништадтского мира. Между прочим, он вычеркнул из них наиболее злобные выпады против шведов.

Его собственная смерть, безусловно, показала христианский строй его души. Ведь он бросился в ледяную воду, чтобы спасти людей с перевернувшейся лодки, и получил при этом воспаление легких, от которого уже не оправился. Таким образом, отношение Петра к религии было в высшей степени противоречивым и сложным. Но, несмотря на все эти противоречия, Петр непреклонно и твердо шел к реализации своей идеи создания государства «всеобщего блага».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой