Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Гражданская теология» джамбаттиста вико

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В эпоху «неолитической революции» состоялся распад прежде устойчивой афро-азиатской общности Homo Sapiens, имевшей общую коммуникативную систему, — произошло ее превращение в устойчивые диалекты. Единое пиктографическое письмо, состоявшее из 38 тысяч знаков и вариаций религиозно-мифологической символики, также сегментировалось в обособленные фрагменты, которые стали развиваться самостоятельно под… Читать ещё >

«Гражданская теология» джамбаттиста вико (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XVIII в. итальянский философ Джамбаттиста Вико выступил со своей оригинальной доктриной «рациональной гражданской теологии», или «новой наукой». С ее помощью он изложил «идеальную историю вечных законов, соответственно с которыми движутся деяния всех наций в их возникновении, движении вперед, состоянии упадка и конце, даже если бы (что, безусловно, ложно) в вечности время от времени возникали многочисленные миры… Наблюдая все народы, как варварские, так и культурные, отделенные друг от друга огромнейшими промежутками времени и места, различно основанные, мы видим, что все [их] единообразные идеи, зародившиеся у разных наций, имеют общее основание — Истину. …Естественное право народов зарождается самостоятельно у каждого народа, причем ни один не знает о другом. Потом вследствие многочисленных войн, посольств, союзов, торговых сношений оно признается общим для всего рода человеческого»1. Вико сумел восстановить авторитет устных источников как «грубых поэтических обобщений опыта первых людей» и литературных сочинений, которые не воспринимались клерикальными критиками, и начал изучать духовные категории человека[1][2].

Вико выдвинул теорию поступательного развития человечества через циклическое развитие отдельных наций. Древние египтяне сводили всю свою историю к трем векам — «веку богов», «веку героев» и «веку людей», когда говорили на трех разных языках:

  • • на иероглифическом (священном) языке;
  • • на символическом языке посредством подобий и аналогий;
  • • на народном языке.

Данное наблюдение представляется правильным даже с современной точки зрения и объясняет процесс эволюции системы письменности в Древнем Египте.

Историкам известны три вида межличностной коммуникации:

  • • первый вид принадлежит таким, когда каждое слово обозначается пиктограммой, как, например, в древнеегипетской и китайской письменности, насчитывавшей около 100 000 иероглифов;
  • • второй вид относится к тем знаковым формам, где отдельные слоги обозначались символами, как, например, в шумерском языке, где использовалось примерно 38 000 силлабических знаков;
  • • третий вид связан с «финикийским» алфавитом, когда фонемы согласных звуков обозначаются 21—30 буквами.

В эпоху «неолитической революции» состоялся распад прежде устойчивой афро-азиатской общности Homo Sapiens, имевшей общую коммуникативную систему, — произошло ее превращение в устойчивые диалекты. Единое пиктографическое письмо, состоявшее из 38 тысяч знаков и вариаций религиозно-мифологической символики, также сегментировалось в обособленные фрагменты, которые стали развиваться самостоятельно под влиянием местных географических условий и рода занятий неолитических общин.

В результате сложилась консервативная иероглифическая письменность в земледельческих социумах древних египтян и китайцев, где действовали принципы количественного приращения символов. У номадических по генетическому коду шумеров, финикиян и майя наблюдалась обратная динамическая тенденция к упрощению пиктограмм и постепенному переходу к фонетическому алфавиту. Вавилоняне, к примеру, пользовались как универсальными всего семью тысячами клинописных знаков, которые читались и справа налево, и сверху вниз, а ассирийцы — 700.

Вико под этим углом зрения исследует и «мир древних народов», и «мир христианских народов». Мир древних народов образуют семь народов древности — евреи, халдеи, скифы, финикийцы, египтяне, греки и римляне; мир христианских народов — современные народы Западной Европы. Все они проходили три указанных «возраста».

Согласно концепции Вико, государство укрепляется путем расширения своей социальной базы. Владычество аристократии, или «век богов» царской эпохи в Риме, сменяется олигархией, «веком героев» в Римской республике, когда исчезают правовые противоречия между аборигенами и патрициями. В дальнейшем бескровное завоевание гражданских прав плебеями привело к превращению аристократической республики в республику демократическую. Так начался переход от «века героев» к «веку людей», который завершился на рубеже новой эры формированием демократической монархии — принципата с представительной властью. Таким путем шла поэтапная гармонизация римского классического общества, распространившаяся в дальнейшем на весь цивилизованный мир.

Вико утвердил в хронологическом подходе к всемирной истории новую трехчленную периодизацию: древняя, средняя и новая история — взамен пятичленной периодизации царств в «Summa Theologiae».

Фомы Аквинского. Она существует в историографии до настоящего времени с некоторыми несущественными дополнениями.

«Вико, — отмечал видный российский историограф М. М. Стасюлевич, — первым создал план идеальной и вечной истории, указав в ней место для каждой исторической нации. Нет сомнения, что бремя задачи перевесило средства нового метода, определенного Вико. Вико доверчиво берет Тацита для того, чтобы судить деяния Карла V или Филиппа IV, испанского короля. История Венецианской республики объясняется у него аналогичными событиями из истории Афин или Спарты. Реформация, что осуществилась незадолго до него, в его глазах служит повторением расколов древней Александрийской школы. Любой легко поймет, что, следуя этому методу, мыслитель рискует возможностью легко ошибиться; но, несмотря на это, метод сам по себе является правильным»[3]. Именно благодаря разработке своего оригинального метода, а не погрешностям, неизбежным для любого шага вперед в создании нового, итальянский философ является классическим выразителем циклического направления в мировой философскоисторической мысли. Любопытно, что его методом воспользовался в полной мере Освальд Шпенглер.

  • [1] Вико. Основание новой науки об общей природе наций, I, 111—117.
  • [2] Там же, III, 89; XIII, 76.
  • [3] Стасюлевич, М. М. Опыт исторического обзора главных систем философии истории / М. М. Стасюлевич. — СПб., 1866. — С. 53.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой