Садово-парковое искусство Ближнего Востока
В садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с религией, создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира. При всем разнообразии садов Востока их можно разделить на две большие группы: мусульманские сады и сады Дальнего Востока… Читать ещё >
Садово-парковое искусство Ближнего Востока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с религией, создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира. При всем разнообразии садов Востока их можно разделить на две большие группы: мусульманские сады и сады Дальнего Востока. Мусульманские сады или сады Делийского султаната.
Под исламскими садами обычно понимаются сады, возникшие в разных регионах мусульманского мира в XIII—XV вв.еках. Сады в мусульманских странах, действительно, ассоциировались с раем. И, несмотря, на всё их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама: обилием зелени и воды. Существует совокупность признаков, позволяющих безошибочно узнавать традиционные исламские сады: Исламские сады составляли неотъемлемую часть замкнутых в себе жилых или дворцовых комплектов; Они имели строгую геометричность планировки, которая подчеркивается с помощью дорожек, растений и канальцев с водой; Основу мусульманского сада, как правило, составляет так называемый «чор-багх» или «чор-бак» (в переводе на русский «четыре сада»). План сада формируется из одного или нескольких квадратов. Большой квадрат делится на четыре более мелких квадрата, которые, в свою очередь, могут быть разделены на еще более мелкие. Эти членения осуществляются с помощью нешироких каналов. В центрах квадрата часто стоят обычно небольшие фонтаны, или размещаются бассейны с крохотными фонтанчиками, служащими для освежения воздуха. Они, как правило, облицованы мрамором, разноцветными керамическими плитками или стеклом, которые являются главным украшением всего сада; Ислам наделяет особой, священной ролью воду. Вода — источник жизни, она питает жизнь и дает очищение. Вода у мусульман символизирует рай, и без нее немыслим райский сад. Воды в субтропической зоне — в жарких странах арабского Востока (в Иране, Индии) — всегда было очень немного, и относились к ней, как к драгоценности: её «подавали» зрителю в виде небольших изящных струек, неглубоких и прозрачных потоков, миниатюрных бассейнов. «Оправляли» воду тоже, как драгоценность в мраморное ложе каналов, в многоцветие садов. Отличительной чертой исламских садов является их неизменность — они практически не подвергались реконструкции, за ними ухаживали, их берегли, и многие из них дошли до нашего времени в своем первоначальном виде. Наиболее известными мусульманскими садами в Европе являются комплексы, созданные гренадскими халифами в XIII веке. Это сады дворцов Альгамбры и Хенералифе, расположенные во внутренних двориках, окруженных аркадами. При общности принципов декорирования облик каждого сада сугубо индивидуален. В некоторых садах осуществлена свободная рассадка растений. Входы во дворы осуществляются с угла, откуда открывается наиболее выигрышный вид на сад. Эти сады назывались патио и относились к так называемому испано-мавританскому типу сада. По-иному выглядят сады Средней Азии, Ирана, Индии. Совершенно иным был прежде всего масштаб садов. Они широко раскидывались между дворцовыми постройками, чаще всего одноэтажными, открытыми в сад.
Высокого уровня развития садово-парковое искусство достигло в Индии в XVI—XVII вв.еках, в эпоху Великих Моголов, чье государство находилось на территории северной Индии. В отличие от испано-мавританских садов, квадраты индийского чор-бака спускались в них пологими ступенями по склону. Их объединяла непрерывная водная осью неглубокого канала с плавными каскадами на уступах сада. Иногда сад состоял из ряда террас—по числу ступеней, которые, согласно мусульманской вере, ведут в рай, или из семи террас, которые символизируют семь планет. Здесь сооружены барадари — это, как правило, мраморные павильоны для отдыха с двенадцатью дверьми, этакая воздушная колонная балюстрада — одно из типичных индийских сооружений, которые можно встретить в некоторых монгольских садах. Планировка небольших участков земли, расположенных между каналами и водоемами, отличалась ритмичностью; обычно встречались украшенные цветами партеры в форме восьмиугольника или звезды, разделенные овальными клумбами, в центре каждой из которых росло апельсиновое дерево, окруженное двумя кипарисами. Наиболее законченно и полно идея «райского сада» чор-бака воплотилась в исламских гробницах. Классическим примером индийского мусульманского сада является Тадж-Махал (Корона дворца), названный «жемчужиной Индии». Мавзолей был построен в окружении садов, расположен он не в центре, а в конце сада, на высокой террасе, на берегу реки Ямуны, и его величавый и совершенный облик отражается в водной глади прудов. Перед фасадом здания расположен узкий канал, облицованный мрамором. Вдоль канала были цветники и ряды иссиня-черных кипарисов, символизировавшие вечность и восточные платаны — символы покоя. Верхнюю террасу украшал цветочный партер. Огромное количество цветов: тюльпанов, маков, нарциссов, лилий, ирисов и роз орошали струи фонтанов, выполненные, по индийскому обычаю, в виде бутонов лотоса — символа чистоты и любви. Сад делится проходящими по его осям каналами на четыре части, такое деление продолжается и дальше. При общем размере сада 300×300 метров, наименьший квадрат составляет 35 метров. Сады ислама оказали значительное влияние на западноевропейские сады средневековья — монастырские и замковые.