Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ж.-П. Вернан «Происхождение древнегреческой мысли»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Благодаря реформам, проводимым такими людьми как Эпименид, Солон и Питтак, кризис был преодолен. Реформы были направлены на формирование новой греческой этики и совершенствование правовой системы. После кризиса восстанавливаются торговые и культурные контакты с Востоком. Быстрый экономический рост приводит к резкому расслоению общества, в результате которого меняется сознание людей. Появляются… Читать ещё >

Ж.-П. Вернан «Происхождение древнегреческой мысли» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Жан-Пьер Вернан родился 4 января 1914 г., учился в лицее Карно, а затем в Сорбонне (Париж). В 1937 г. получил звание agrege, дающее право на чтение лекций в университетах (по разделу философии). Во время второй мировой войны стал активным участником движения Сопротивления. Под именем полковника Бертье руководил французскими внутренними силами Сопротивления на юго-западе Франции. После 1945 г. Ж.-П. Вернан возобновил научную деятельность, сосредоточив свои интересы в области истории греческой мысли. Он занимал различные должности во французском Национальном центре научных исследований (CNRS). В 1975 г. был избран профессором кафедры сравнительных исследований древних религий в Коллеж де Франс. С 1984 г., выйдя в отставку, становится почетным профессором этого коллежа. Член многих научных обществ, Ж.-П. Вернан имеет несколько наград французского правительства. Он — офицер ордена Почетного легиона, участник Сопротивления, кавалер ордена Военного креста и т. д. вернан исторический древнегреческий мысль В своей научной монографии «Происхождение древнегреческой мысли» Ж. П. Вернан анализирует влияние тех или иных исторических событий на появление и развитие эллинского разума. Он пытается выяснить, как получилось так, что именно в Древней Греции произошла интеллектуальная революция, известная как «греческое чудо». Изучая исторические, географические особенности, особенности менталитета этого феноменального народа он пытается ответить решить поставленную эту до сих пор не разгаданную загадку.

Изучение происхождения древнегреческой мысли Ж. П. Вернан начинает с обозначения исторического плана территории Восточного Средиземноморья в начале II тысячелетия до н.э., а именно с рассмотрения Крито-Минойской, а так же Микенской цивилизаций. Эти цивилизации автор причисляет к дворцовым, так как основу городов, относящихся к этим цивилизациям, составляли дворцы, играющие роли культурных, экономических, религиозных и военных центров, сходные по архитектуре со строениями Ближнего Востока. Причиной такому обстоятельству была тесная связь и ориентирование на великие царства Востока. Даже слово «ахейцы» связывают с хеттским словом «Аххийява», что свидетельствует об этой связи. Эгейские государства были бюрократичны; власть была централизована и принадлежала военной элите, возглавляемой царями; основу армии составляли боевые колесницы — основные боевые единицы Крито-Микенской цивилизации, также заимствованные у восточных культур. Общественная и экономическая жизнь контролировалась мощным административным аппаратом, состоящим из сложной иерархией дворцовых сановников и надсмотрщиков. Письменность на тот момент была привилегией специальных людей — писарей, ведших учет большинства экономических операций. Все сферы жизни общества контролировались государством.

Такая ситуация была характерна для территории Древней Греции до XII века до н.э. С вторжением дорийцев началась новая эпоха греческой истории. Изменения, принесенные этими народами, коснулись всех сфер в жизни. В первую очередь, Вернан отмечает кардинальные изменения в искусстве и культуре в целом: новые религиозные обряды, новые принципы изобразительного искусства, смена производства бронзы на производство железа и т. д. Помимо прочего произошло резкое увеличение дистанции между миром сверхъестественного и миром людей: исчез образ божественного царя, мир мертвых отдалился от мира живых за счет кремации и т. п. Автор считает, что последние два изменение заложили основу для развития эпоса. Следующим важнейшим преобразованием Вернан считает метаморфозы языка. Например, показательным он считает тот факт, что слово «анакс», т. е. царь было заменено словом «басилевс», означающее местного руководителя. Это свидетельствует о том, что в сознании дорийцев царь не являлся самодержцем с неограниченной властью, как это было у ахейцев. Такое преобразование народной мысли этой эпохи привело к новым типам правления. Сознание греков поднимало общественные отношения на новый уровень: теперь важные вопросы решались на народном собрании на площади, именуемой «агора»; политика перестала быть занятием узкого круга людей — она стала доступна каждому. Этому предшествовало появление «первой мудрости», предметом изучения которой впервые в истории стал мир людей, а не мир природы, как раньше.

В результате этих преобразований в VIII веке до н.э. рождается греческий полис, ознаменовав конец «Темных Веков». Это оказало очень сильное влияние на греческую мысль. Со временем, полис будет меняться, принимать различные формы, что, несомненно, будет сказываться на сознании его жителей. Прежде всего, автор отмечает превосходство слова над другими инструментами власти. В тот период греческой истории слово лишается своей мистической роли, оно становится орудием споров и дискуссий, посредством которых осуществлялась общественная жизнь в полисе, игравшую на тот момент важную роль в жизнь каждого грека. Таким образом, происходит демократизация и установления публичного характера большинства сфер деятельности гражданина. Однако Вернан подметил, что обратные процессы тоже происходят в обществе как противовес. Эта двойственность — одна из важнейших черт древнегреческого сознания архаического периода. Автор также подмечает, что, в связи с этими изменениями, новую роль начинает играть письменность, так же как и политика, ставшая общественным достоянием. Как результат — появление письменных законов. Несмотря на все положительные изменения, в конце VII века до н.э. и весь VI век до н.э. греческий полис претерпевает кризис, характеризующийся внутренними смутами, экономическими проблемами.

Благодаря реформам, проводимым такими людьми как Эпименид, Солон и Питтак, кризис был преодолен. Реформы были направлены на формирование новой греческой этики и совершенствование правовой системы. После кризиса восстанавливаются торговые и культурные контакты с Востоком. Быстрый экономический рост приводит к резкому расслоению общества, в результате которого меняется сознание людей. Появляются новые идеи: аскетизм — путь добродетели; идеалом становится средний класс; закон, единый для всех; меняются ценности. В результате в общественном устройстве появляются изменения, например, меняется судебная система: появляется независимый, объективный судья; развиваются новые методы судопроизводства и т. д.

Одним из самых важных этапов развития греческой мысли Вернан предлагает период перехода «от мифа к логосу». Закат мифологического сознания он связывает с появлением в VI веке до н.э. милетской философской школы. Подчеркивается, что этот этап был настолько внезапным и глубоким, что долгое время ему не могли найти объяснения и называли «греческим чудом». Однако автор придерживается мнения, что этот феномен назвать полным отказом от мифологического сознания нельзя. Он утверждает, что на самом деле произошло лишение сверхъестественных сил четкой индивидуализации, подтверждая эту точку зрения аналогиями философии Анаксимандра с теогонией Гесиода. Все же, ряд вопросов, которые впервые обозначили милетцы, относятся уже скорее к философии (например: вопрос о возникновении и устройстве мира, требующий точного ответа), нежели к мифологии. Вернан говорит о том, что это первые признаки десакрализации знания. Философские темы стали обсуждаться в обществе, развивая греческую мысль. Апогеем этой интеллектуальной революции считаются работы Анаксимандра. Автор считает его наиболее значимым, потому что именно он закончил этот переход к логосу, составив свою космологическую схему. Вернан, помимо прочего, подчеркнул, что греческие мифы отчасти заимствованы у вавилонян, что свидетельствует о благотворной роли восстановления отношений с Востоком в появлении «греческого чуда» .

Подводя итоги, автор доносит до нас, что тесные связи между событиями и процессами в греческой истории объясняют развитие древнегреческой мысли. Развитие эллинского разума неразрывно связано с политическими преобразованиями, подтверждение чему слова Аристотеля: «Человек — политическое животное». Обсуждение политики, дебаты на агоре, развитие права, неразделимость понятий человек и гражданин, — вот те факторы, определившие судьбу греческого сознания. Обобщая их, Ж. П. Вернан заявляет: «Греческий разум во всех своих проявлениях — дитя полиса.» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой