Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эволюция вооружения. 
Процесс создания японского холодного оружия и выявление дефектов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для самураев были разработаны новые доспехи харамаки, которые имели разрез сзади, закрывавшийся отдельной пластиной. А для вооружения асигару была изобретена новая легкая кираса — хараатэ. Большинство асигару улучшали свое снаряжение, грабя мертвых. Обычным оружием асигару было копье или лук и меч ути-гатана. Копья снова вошли в моду. Наиболее часто длина копья у пехотинца составляла 3,0 — 3,6 м… Читать ещё >

Эволюция вооружения. Процесс создания японского холодного оружия и выявление дефектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди крупных держав Япония уникальна в том отношении, что до ХХ в. все сражения, в которых она участвовала, за редким исключениями, происходили на ее собственной земле. Ни одна другая нация не переживала столь длинных гражданских конфликтов, ни одна не знала столь непримиримой борьбы за власть. Причем не за трон, который без каких бы то ни было трений наследовался представителями одной и той же династии, а за возможность манипулировать императором. Неудивительно, что военная наука пользовалась в такой атмосфере большим уважением. Это преклонением перед воином вкупе с невероятной фамильной гордостью японцев привело к тому, что начиная с VIII и до середины XIX в. Оружие и доспехи бережно хранились и передавались.

Японцы, как полагают археологи, — это потомки последовательных волн пришельцев-оккупантов из Китая и Кореи, а так же с островов Южной Азии. Обосновавшись сначала на южном острове Кюсю, они принялись укреплять свои позиции, оттесняя к северу коренных жителей, которые ныне представлены немногочисленными айнами, выжившими на Хоккайдо. Пришельцы принесли с собой искусство обработки бронзы и делали наконечники для копей и стрел, мало отличавшиеся от тех, которые существовали бронзовом веке в Европе. В период между II в. до н. э и II в. нашей эры очередные группы пришельцев принесли с собой два важных новшества: обработку железа и практику дольменных захоронений. Именно из этих грандиозных курганов кофун были извлечены останки доспехов, мечей и наконечников копий, позволившие реконструировать вооружение древних воинов. В этом помогают также глиняные фигурки ханива, закопанные вокруг могильников и нередко изображающие вооруженных воинов. Bottomley I., Hopson A. P. Arms and Armour of the Samurai. The history of Weaponry in Ancient Japan. N. — Y., 1998.С. 7.

Согласно мифологии, богиня солнца Аматэрасу принесла своего внука с Неба в Японию со священными символами власти — мечем, алмазом в форме запятой и зеркало — с тем, чтобы он принес людям порядок. Вот почему начиная с «Века богов» и до наших дней меч является одной из императорских регалий. В «Кодзики», «Нихонги» и других древних хрониках Тёрнбулл С. Самураи. Военная история. СПб., 1999.С. 5. описывается несколько эпизодов, в которых упоминаются мечи и доспехи. Так, у первичного божества Идзанаги-но-микото был меч Тоцука-но-цуруги. Оружие Суса-но-оно-микото, непослушного брата богини Аматэрасу, называлось Оротпи-но-арамаса и им Сусано-но-о обезглавил чудовищную змею — дракона; в его хвосте он обнаружил священный меч и подарил его сестре. Это последний меч назывался сначала Амэ-но-муракума-но-хокен («Небесный драгоценный меч собирающихся туч»), а позднее — Кусанаги-но-цуруги («Меч, косящий траву»). Последнее название он получил в память о чудесном спасении принца Ямато от смерти на горящем, покрытом травой болоте. Согласно легенде, принца Ямато Такэру заманили в болотистую долину и подожгли ее. Тогда принц скосил мечем траву вокруг себя и с помощью кремня пустил огонь, который побежал от него. Эти и многие другие легенды показывают, какую важную роль играл в сознании японца меч даже в те времена. Практика же называть меч собственными именами сохранилась чуть ли не до начала ХХ в. (впрочем, такой обычай характерен для многих народов). Там же.С. 7.

До IV в. в вооружение воина состояло из кожаной или деревянной кирасы, ручного щита тэ-датэ, прямого однолезвийного колющего цельнометаллического меча тёкуто, копья хоко с прямы или напоминающим клевец наконечником (форма, вероятно, заимствованная из Китая) и тульей для насаживания на древко и маленького ножа. Оружие до IV в. делали из бронзы.

В IV в. появляются первые железные доспехи, имеющие ламинарную конструкцию и называвшиеся танто. В конце IV — начале V в. с континента в Японию были завезены лошади. Это вызвало изменение в тактике боя. Раньше сражения происходили между отрядами пехоты. Теперь же на первое место выходит всадник. Произошло это, конечно, не сразу. Конская упряжь становится частью могильных захоронений только к концу V в. К этому времени ручные щиты исчезают. Оружием всадника становится большой асимметричный лук юми и прямой меч. Так как доспехи танко были слишком жесткими для верховой езды, изобрели новые доспехи, уже с ламеллярной конструкцией, — кэйко. Эти два типа доспехов какое-то время сосуществовали, но к IX в. ламеллярная конструкция одержала верх.

В 646 г. Император Котоку издал ряд указов, называемых Реформами Тайка. Среди прочего они включали законодательство, направленное на установление внутреннего мира и согласия. С этой целью запрещалось ношение оружия всеми, за исключением тех, на ком лежала охрана столицы и территориальных границ. Оружие и доспехи хранились в специальных арсеналах, построенных для этой цели в каждой провинции, и выдавались только на время военного похода. Даже профессиональный солдат не имел права хранить оружие в частном доме. Запрет, однако оказался не удачным и в 696 г. был принят соответствующий закон в смягченном варианте. Позднее этот закон совсем перестали выполнять, и в эпоху Средневековья оружия и доспехи занимали самые почетные места в доме каждого воина. В знаменитом храме Сё-со-ин в Наре, построенном вдовой императора Сёму в 756 г. в память о муже где хранились его личные вещи. Там хранилось 90 доспехов кэйко и 10 доспехов танко, а также различные копья, мечи и прочее оружие. К сожалению, доспехи были изъяты оттуда для вооружения императорских войск во время восстания и так не были возвращены. Донн Ч. Повседневная жизнь в старой Японии.М., 1997.С. 7.

Народ Ямато, как японцы себя называли в то время, благоговейно относился ко всему, что касалось их могущественного соседа — Китая. Все, что можно: религия, искусство, технология изучалось и копировалось.

После прихода в Японию в VI в. буддизма появляется и новый обоюдоострый меч, известный как кэн или (на чистом японском) цуруги. Этот тип меча, по-видимому был в ходу недолго, и к IX в. его полностью вытеснил изогнутый однолезвийный меч тат, развившийся прямо из меча дольменного периода (тёкуто). Тати оставался основным типом меча с середины периода Хэйан (IX и X в.) до середины периода Мурамати (XV в.); носили его подвешенным к поясу. Этот и все последующие изогнутые однолезвийные мечи называют общим термином ниппонто, или нихонто (буквально «японский меч»). Между тёкуто и тати существовало много промежуточных форм. Мечи кэн, впрочем продолжали изготовлять в небольших количествах для буддийских ритуалов. Два самых известных меча кэн — это Ама-гои-но-цуруги («Меч, молящийся о дожде»), который хранится в монастыре Коя-сан, и Кусанаги-но-цуруги («Меч, косящий траву»), который хранится в Ацуте как часть императорских регалий. К сожалению, буддизм изменил погребальные обычаи японцев. Теперь подлинные вещи не могли быть захоронены с умершим, вместо них использовались лишь имитации. Это сказывается на ценности предметов вооружения, находимых при археологических раскопках. Книга японских обыкновений // Сост.А. Н. Мещеряков.М., 1999.С. 12.

Период Хэйан (794−1185 гг.) характеризуется превалирующей тенденцией к японизации китайского влияния, шедшего из-за моря в предыдущие столетия. Многие из характерных черт, которые мы считаем типично японскими родились в этот период. В IX в. в столице открылась школа Бутокука, в которой овладевали военным искусством младшие сыновья знатных семейств. В период Хэйан вошло в обычай подписывать полосы мечей. Самым старым из подписанных мечей был пожалуй, тати, выкованный Сандзё Мунэтика. Самый старый тати, на хвостовике которого выгравированы имя и дата, относится к 1159 г. и его сделал Намихира Юкимаса.

В X — XII вв. в Японии формируется военное сословие — самураи. Bryant A., McBride A. Early Samurai, 200−1500 a. d. L., 1996.С. 10. Слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» — «охранять, служить» и первоначально имело смысл «личный слуга». В Х в. этим словом начали называть профессиональных солдат невысокого звания, находившихся на службе у государства, а отнюдь не всадников-аристократов. Воинов, принадлежащих к высшим слоям общества, называли буси. Этот термин появился в период Нара (710−784 гг.), а ранее существовало название «мононофу». Со временем слово «самурай» практически полностью вытеснило слово «буси». К началу XVII в. самураем называли всякого, кто имел право носить два меча, за исключением разве что самураев высшего ранга — даймё. Спеваковский А. Б. Самураи — военное сословие Японии.М., 1981.С. 5.

В период Хэйан государственная власть находилась в упадке, фактически правителем был не император, а тот или иной представитель рода Фудзивара. В это время прекращаются контакты с Китаем и Кореей на официальном уровне. К XI в. власть двора, полностью поглощенного своими внутренними сварами, распространилась только на столицу и ее окрестности. В провинции крупные феодалы, практически игнорируемые двором, отказывались платить налоги и объединялись в целях самозащиты. Они даже создавали собственные армии, вполне способные справится с правительственными силами. Такое же явление неподчинение закону проявляли и монашеские ордены, создавшие собственные армии наемников, которые были в какой-то мере узаконены в качестве послушников сохэй. Мендрин В. М. Сёгун и сэйи тайсёгун. Бакуфу // История сёгуната в Японии (Нихон гайси). СПб., 1999.С. 40.

В это неспокойное время выдвигаются два канна — Тайра и Минамото, которые в XI — XII вв. ведут постоянные войны между собой за власть. Наконец, к концу периода Хэйан клан Минамото одерживает полную победу, и в 1192 г. Минамото Ёритомо становится первым несменяемым сёгуном. Ставка сёгуната находилась в городе Камакура (1185−1333 гг.). слово «сёгун» означало «главнокомандующий, побеждающий варваров», и ранее этот титул присваивался полководцу только на время конкретного похода. Начиная с 1192 г. и до революции Мэйдзи (1868 г.) в Японии правили несменяемые сёгуны. Титул сёгуна передавался по наследству, а императоры, за редкими исключениями, были марионетками в руках сёгуна. Это время считается золотым веком военного сословия.

С тех пор доспехи и оружие стали преподносить храмам в качестве приношений, что говорит о том особом значении, которое стали им придавать после прихода к власти военного сословия. Некоторые из этих экспонатов сохранились почти в неизмененном виде по сей день, но многие комплекты погибли, так как храмы систематически сжигались из-за вмешательства в политику во время длительных гражданских войн в Японии.

Начиная с Х в. меняется вооружение воина. Появляются классические японские «большие доспехи» — о-ёрой. Robinson R. Japanese Arms and Armour. N. — Y., 1969.С. 20. Оружие воина продолжали оставаться большой лук юми и меч тати. Длинный меч тати был тонким, слегка изогнутым, с короткой и довольно резко загнутой кверху рукоятью. Гарда имела четырехлепестковую форму, называемую аои, которая стала традиционной для боевого тати. В качестве «меч-спутника» (соэдзаси) тати самураи носили короткий меч косигатана («меч носимый на пояснице»), его засовывали за пояс повязываемый поверх доспехов, а конец его ножен пропускали через большое кольцо с запасной тетивой. У коси-гатана не было гарды, но иногда были маленькие ножи (ко-гатана и ко-гай). Меч коси-гатана использовался в ближнем бою, его носили в помещении и применяли в случае необходимости для самообороны. Несколько позднее, примерно к XII в. появляется практика носить еще и короткий кинжал ёрой-доси («протыкатель доспехов»), который использовался, чтобы добить противника и в случае борьбы в доспехах. В то время ёрой-доси затыкался за пояс сзади, но позднее стали чаще носить на правом боку.

У пеших слуг были облегченные доспехи до-мару, и они были вооружены древковым оружием нагината. Копье яри в XI — XII вв. не пользовалось особой популярностью. Подъем интереса к нему наблюдается только после монгольских нашествий в конце XIII в. Основным мечем пехотинца к XIII в. становится ути-гатана. Этот изогнутый меч носили засунутым за пояс лезвием вверх. Bryant A., McBride A. The SAMURAI. L., 1996.С. 15.

Так как сохранились тати, датируемые концом периода Хэйан, время их возникновения известно относительно точно, а вот когда появились ути-гатана и коси-гатана, не совсем ясно. Тем не менее вполне можно предположить, что их начали носить в конце XII или начале XIII в. Хотя воины предводители сражались в то время верхом, они много времени проводили пешими. Воины же низких рангов, вероятно никогда не ездили верхом и, таким образом, им требовался меч ути-гатана, который можно было обнажить значительно быстрее. Ни один из древних мечей ути-гатана не сохранился вероятно в силу того, что мечи пехотинцев были низкого качества, но можно полагать, что это оружие имело размеры от коротких коси-гатана до длинных тати. Из знаменитого произведения Хэйкэ Моногатари известно, что в период Камакура ути-гатана носили самураи низшего класса и что коси-гатана служит мечом-спутником тати.

В XII в. появляются поножи сунэатэ и наручи котэ. Последнее в то время надевали только на левую руку.

Введение

поножен, очевидно, было следствием использования нагината. В XIII в. воины начинают носить также маску, причем благородные воины надевали ее под шлем, а для простых пехотинцев она часто служила единственной защитой для головы.

Серьезным испытанием для Японии стали нашествия монгольских орд в 1274 и 1281 гг. Великий хан Хубилай, завершивший покорение Китая и фактически завладевший Кореей, горел желанием подчинить своей власти и этот последний клочок суши в Восточном море. Несмотря на то что тайфуны камикадзэ оба раза разбрасывали монгольский флот и потопили много судов, монголы представляли собой значительную силу. Они были носителями самой передовой в тот период военной техники. Заимствованной чуть ли не во всех странах Азии и Европы. Короткие монгольские луки были вдвое дальнобойнее огромных японских юми, а легкие доспехи и сабли позволяли лучше маневрировать в бою. Кроме того, у монголов имелись катапульты, стрелявшие разрывающимися снарядами, тактика конных атак была отработана до мелочей в бесчисленных завоевательных походах. Лишь в результате героических усилий смогли предотвратить их вторжения.

Столкновение с новым оружием и тактикой монголов обнаружило некоторые слабые стороны меча тати. Например, кончик легкого ломался и не поддавался починке. Самураи сделали соответствующие выводы. В результате мечи были укорочены и облегчены, чтобы ими можно было быстрее манипулировать. Типичный длинный меч периода Камакура был шире предыдущих и с небольшим сужением клина к острию. Bryant A., McBride A. The SAMURAI. L., 1996 С. 17.

Спрос на мечи заметно повысился в ходе непрекращавшейся войны между Северной и Южной династиями периода Намбокутё (1336 — 1392 гг.). Пехота приобрела важное значение, и в результате появился очень длинный меч — нодати («полевой меч»), который, когда его держали двумя руками, годился для нанесения сокрушительных ударов с большим размахом. Обычно нодати использовался пехотинцами низшего ранга. они часто дрались босыми, а некоторые даже почти нагими, за исключением набедренная повязки, так как для эффективного владения нодати нужна была большая свобода рук и ног. Многие подати позднее укорачивались и использовались как ути-гатана. Там же.С. 19.

В это время самураи, когда они были в штатском, начали носить мечи ути-гатана, причем оправа одного меча не обязательно соответствовала оправе другого. Так как тати подвешивался к поясу лезвием вниз, он подходил для сражения верхом, но его было трудно быстро выхватить и использовать для внезапной атаки. Для этого удобнее был ути-гатана, который располагался лезвием вверх. А на поле битвы продолжали использоваться тати и коси-гатана.

В XIV в. самураи, даже высшего ранга, начали носить доспехи пехотинца до-мару правда, дополнив и украсив его по своему вкусу. Старые доспехи о-ёрой использовались все реже и к XVI в. вышли из употребления. В XIV в. уже повсеместно носили наручи на обеих руках. Куршаков А. А. Классический японский доспех // Сержант. 1999. № 10.С. 26.

Начало XV в. было относительно спокойным, но с 1467 г. страна снова было втянута в непрекращавшиеся междоусобные войны. Армия росли, конных воинов становилось все меньше, и силу армии обеспечивала пехота. На полях сражений появляется профессиональный пехотинец асигару, который пополнял отряды копейщиков и лучников. Асигару обычно набирались из крестьян. Но часто для увеличения численности армии брали также бродяг, бандитов и воров.

Для самураев были разработаны новые доспехи харамаки, которые имели разрез сзади, закрывавшийся отдельной пластиной. А для вооружения асигару была изобретена новая легкая кираса — хараатэ. Большинство асигару улучшали свое снаряжение, грабя мертвых. Обычным оружием асигару было копье или лук и меч ути-гатана. Копья снова вошли в моду. Наиболее часто длина копья у пехотинца составляла 3,0 — 3,6 м, а у всадника — 2,4 — 3,0 м, но иногда копья достигали огромной длины (6 м). Примерно в XV в. появилось новое древковое оружие нагамаки, похожее на нагината. Нагамаки было очень популярно до конца XVI в. им обычно вооружались первые шеренги боевого построения. По мере того как мечи все больше становились оружием пехоты, их дизайн менялся — центр кривизны клинка смещался вперед. Длина клинка длинного меча в XV в. сильно сократилась, достигнув своего наименьшего значения 60 — 65 см. Несмотря на напряженную обстановку XIV—XV вв. отличает большая роскошь в доспехах и украшении оружия. В дизайн железной гарды меча привносится значительное количество украшений в форме простых ажурных работ или примитивной инкрустации бронзой или медью. В это же время на мече ути-гатана появляются различные аксессуары (когай, ко-гатана, мэнуки и др.).

Ближе к 1500 г. под влиянием буддийской идеологии (в том виде, как она пропагандировалась сектой Дзэн) мелкие ремесла, особенно работа по металлу, постепенно возвысились до ранга высокого искусства, и все более почтительное отношение вызывал сам меч. Таким образом был дан сильнейший импульс к украшению гард и других элементов идеализированного теперь меча. Впервые мастер с гордостью подписывал свою работу. Большая свобода дизайна сочеталась с инкрустацией мягкими металлами и сплавами, а также с использованием поверхностной патины на самом железе.

К концу XV в. большинство самураев начинает носить два меча ути-гатана не только с гражданской одеждой, но и на поле боя, с доспехами. Меч тати, обычно богато украшенный, теперь уже носят только знатные генералы. Меч ути-гатана разделился на два подвида, одинаковые по форме, но разные по размеру: длинные (более 60 см) двуручные мечи стали называться катана, а короткие (от 30 до 60 см) — вакидзаси. Turnbull S. R., Hook R. Samurai Armies, 1550−1615. L., 1979.С. 19.

Период с конца XV по конец XVI в. называется Сэнгоку-дзидай («эпоха враждующих провинций»), так как в это время война носит характер эпидемии. В Японии не оставалось провинций, где не происходили бы кровавые сражения между военными кланами. Появляется множество школ по боевым искусствам. Практически каждый клан имел свою школу, в которой самураи обучались владеть: мечом, копьем, нагината и другим оружием. Некоторые из этих школ пережили века, и из них потом образовались школы кэн-до и иай-до известные и теперь.

Растущая потребность в мечах (около 100 000 мечей было даже экспортировано в Китай династией Мин) привела к тому, что не все мечи попрежнему изготовлялись на высоком уровне. Для обозначения мечей массового производства в отличие от качественных мечей тюмон-ути («заказные мечи») использовались термины кадзу-ути («массовые мечи») и таба-гатана («мечи в связках»). На рубеже XV и XVI вв. серьезно меняются и доспехи. Необходимость вооружать большие армии потребовала упрощения конструкции. В результате мастера-оружейники вернулись к ламинарной конструкции с небольшим количеством шнуровки. Наиболее популярным видом кирасы такого типа в начале XVI в. становится могами-до.

В 1543 г. произошло событие, которое кардинально изменило тактику военных действий в Японии. В том году португальцы впервые ввезли в Японию огнестрельное оружие. Несмотря на то что эти аркебузы были неточными и очень долго заряжались, правитель Ода Нобунага эффективно использовал их в битве при Нагасино в 1573 г. Конница клана Такэда, считавшаяся лучшей в Японии, была молниеносно истреблена группой стрелков из ружей. С тех пор поле боя принадлежало тесным рядам пехотинцев, вооруженных аркебузами.

Мастера-оружейники начали экспериментировать с доспехами, стараясь приспособить их к новым условиям боя. Появляется множество разных стилей кирас (ламинарные, ламеллярные и цельнометаллические). Были заимствованы и европейские образцы защитного вооружения. Чтобы справиться с утолщенной броней, мечи становятся длиннее, тяжелее и прочнее. Несмотря на постоянные кровавые распри между феодальными домами, в XVI в. продолжается совершенствование внешнего вида оружия. Особенно это сказывается на отделке меча. Появляются великолепные ажурные гарды и гарды с оплеткой тонкой бронзовой проволокой. Конечно, такие мечи были дорогими и их могли себе позволить только богатые воины. Большинство самураев, и особенно асигару, обходились дешевыми примитивными мечами и чисто утилитарными доспехами.

В XVI в. распространение получает меч хандати («полу-тати») — промежуточная форма между тати и ути-гатана. Хандати имел многие детали тати, но его носили засунутым за пояс, как ути-гатана.

Главы феодальных кланов даймё и их генералы продолжали носить старые и не очень практичные, зато богато декорированные доспехи до-мару и харамаки, что демонстрировало древность их рода и богатство. Более прогрессивные даймё покупали очень дорогие европейские доспехи намбан-гусоку. Основным их оружием и одновременно символом власти были богато украшенные мечи тати и коси-гатана. В качестве командирского жезла они использовали палочку с кисточкой на конце (сайхай) или нескладной веер гумбай-утива. Самураи среднего ранга обычно довольствовались тем или иным типом «современных» доспехов тосэй-гусоку. Наибольшее распространение среди них получили доспехи окэгава-до и их разновидности, а так же доспехи из цельнометаллических пластин. Их оружие составляли два меча — катана и вакидзаси, а знаком отличия был складной веер гунсэн. Те, кто был богаче и знатнее, служили в коннице или командирами отрядов пехоты, те, кто был беднее, составляли элитные отряды пехоты. Большая же часть пехоты укомплектовывалась асигару, получавшими оружие и доспехи от сюзерена, которому они служили. Такие доспехи назывались (окаси-гусоку «одалживаемые доспехи») и обычно представляли собой простенькую кирасу и примитивный конический шлем дзингаса, который асигару использовали не только по прямому назначению, но и для приготовления пищи. Вооружались асигару одним или двумя мечами окаси-гатана («одалживаемый меч»; обычно это был меч типа утигатана) и копьем, луком или аркебузой. Потомственные самураи никогда не служили в отрядах аркебузиров, считая стрельбу из огнестрельного оружия недостойной настоящего воина. Характерной чертой воинов низшего и среднего рангов XVI в. служили отличительные флажки. Наиболее известный их тип сасимоно крепился на задней части доспехов и на нем обычно изображался герб сюзерена. Тёрнбулл С. Самураи. Военная история. СПб., 1999.С. 34.

В это время каждый клан имел своих оружейников и собственную теорию и практику ношения доспехов и оружия, что объясняет большое разнообразие японских военных доспехов. Естественно, каждая группа держала в секрете все, что касалось военной технологии, и этот секрет передавался из поколения в поколение, не выходя за пределы узкого круга посвященных. В конце концов искусство изготовления доспехов, стиль разнообразных его элементов и даже их предназначение нередко становились непонятными в последующие времена.

Во второй половине XVI в. выдвигаются три человека, которым удалось прекратить беспорядки и объединить страну. Это дело было начато Одой Нобунага, продолжено Тоётоми Хидэёси и завершено Токугавой Иэясу. Период объединения страны считается периодом Момояма (1573−1603 гг.), а последовавшие за ним 250 лет мира относят к периоду Эдо (1603−1868 гг.).

В процессе объединения страны Хидэёси столкнулся с тем, что в Японии было около полумиллиона самураев и неизвестно было количество остального населения, имевшего оружие. Все эти вооруженные люди представляли потенциальную угрозу для единства страны. Поэтому в 1588 г. Хидэёси издал указ о конфискации всего оружия, кроме принадлежавшего самураям. Эта «охота за мечами» (катана-гири) в большей степени, чем любой другой фактор, привела к разделению населения на классы и создала элитный класс воинов. Раньше крестьяне могли чередовать службу в армии и земледельческие работы. Теперь воины-крестьяне оказались перед выбором: бросить свою землю и пойти на военную службу или остаться на земле и вследствие этого потерять свой статус. Еще одна возможность уменьшить количество вооруженного населения заключалась в том, чтобы удалить их из страны в какую-нибудь военную экспедицию. В качестве таковой было выбрано завоевание Китая. Хироаки Сато. Самураи. История и легенды. СПб., 1999.С. 15.

Плацдармом для этой кампании должна была послужить Корея. Было предпринято два похода в Корею (1592 и 1597 гг.); оба они окончились провалом, но способствовали объединению страны. Первое время после наступления мирного периода Эдо перед взорами людей еще маячила возможность войны, и мечи, доспехи и прочее вооружение были боевыми — строгими и практичными. Но длительные годы мира и уменьшение перспективы гражданской войны привели к значительному взлету декоративности вооружения. В период Эдо каждый имевший звание самурая носил два меча дайсё — катана и вакидзаси (большой и малый). Самурай не расставался с ними большую часть дня и ночи. Они были символом его чести и силы как солдата на службе своего господина. Если его господин был обесчещен или кем-либо обижен и из-за этого лишил себя жизни, долгом его вассалов считалось поправить зло, уничтожив того, кто обесчестил их господина, и, если они при этом не погибли и успешно выполнили свою задачу, закон предписывал им уничтожить самих себя.

С японским мечом связано много легенд и преданий. Считалось, что при его изготовлении мастер-оружейник передает ему часть своей души. Там же.С. 30. Например, знаменитый мастер XIV в. Мурамаса Сэндзё, ученик великого Масамунэ, изготовляя прекрасные мечи. Однако он был очень раздражительным и вспыльчивым, и его мечи заслужили славу «жадных до крови», которыми опасно владеть (так как они могут вовлечь владельца в поединок) и опасно сражаться (так как они даже могут привести к гибели владельца). Многие члены клана Токугава погибли от этих клинков. Ненависть Токугава к изделиям этого мастера была столь велика, что их повсеместно уничтожали.

Именно благодаря такому благоговейному отношению к мечу он стал самой богато украшенной частью снаряжения самурая. Штатская одежда самурая была обычно темного цвета. В унисон с ней оправу меча, как правило, делали красновато-коричневого, черного или серого цвета. Вообще образцом самурайского хорошего вкуса считался простой черный цвет роиро; иногда его монотонность нарушалась рельефом или чередованием тусклых и ярких мест на поверхности для контраста. Изредка использовалась переливающаяся отделка, создаваемая золотой пылью или толченой ракушкой. Однако это считалось вульгарным, за исключением тех случаев, когда человек появлялся при дворе, где предполагалась роскошь.

Период Эдо характеризуется наибольшим разнообразием оправ мечей. В это время совершенствуются старые и изобретаются новые стили украшения деталей оправы. Искусная гравировка, инкрустация драгоценными металлами и цветными сплавами, рельефные узоры и многие другие виды отделки отличают оружие мирного периода Эдо от более старых образцов.

В этот период производятся также роскошные доспехи, а шлемы украшаются невообразимыми нашлемниками. Практичность постепенно уступает место декору. В период Эдо возрождаются старые доспехи типа о-ёрой, до-мару и харамаки. Популярность копий и нагината уменьшается, вместо них получает распространение древковое оружие со множеством крюков (содэ-гарами и ягара-могара), которое использовалось полицейскими при захвате преступника, вооруженного мечом. Куршаков А. А. Классический японский доспех // Сержант. 1999. № 10, С. 28.

С начала XVII в. и до середины XIX в. Япония находилась в полной изоляции. Но в 1853 г. в залив Урага, вблизи города Эдо, зашла эскадра из четырех военных кораблей под командованием Мэтью Перри. Америка, а за ней и другие державы вознамерились открыть Японию для торговли, и причем, если потребуется, с применением силы. Японцы, вооруженные только мечами и аркебузами образца XVII в., облаченные в средневековые доспехи, оказались совершенно бессильны против корабельных орудий. В следующем году был подписан договор, и в страну хлынул поток иностранцев. В 1868 г. сёгун отрекся от власти в пользу императора, началась реставрация Мэйдзи. Феодализм был упразднен, монархия реставрирована. Начиная с этого года Япония вооружается по западному образцу. Доспехи и средневековое оружие отходят в прошлое.

Сравнивая оружие Востока и Запада в целом, можно констатировать, что на Востоке все используемое оружие и защитное вооружение были легче. На Западе эволюция вооружения шла в направлении создания сплошной защиты. Соответственно этому изобретались виды оружия, способные скорее проломить, чем разрезать. Достаточно вспомнить традиционный для Европы копейный удар и большое разнообразие появившихся к позднему Средневековью тяжелых алебард, секир, булав, чеканов и клевцов. Даже европейские мечи были предназначены в первую очередь для проламывания доспехов и, соответственно, в целом были не столь острыми, как на Востоке (конечно, дамасские клинки были очень острыми, но метод их изготовления пришел с Востока). В Японии никогда не использовался таранный копейный удар, а дробящее оружие — булавы и топоры — было гораздо легче европейского и применялось значительно реже. Все это говорит не о том, что восточное (в частности, японское) оружие лучше, а о том, что оружие всегда находится в тесной связи с защитным вооружением. Острый как бритва самурайский меч ничего не смог бы поделать с латными рыцарскими доспехами, а европейский меч вряд ли смог бы пробить гибкие японские доспехи.

Ни в одной другой стране не был так развит этикет меча, как в Японии. Хотя основным оружием Древней Японии был лук со стрелами, именно меч постепенно стал «душой самурая». Культ меча породил этику меча, нарушение которой смывалось только кровью. Кинг У. Л. Дзэн и путь меча, опыт постижения психологии самурая. СПб., 1999.С. 73.

С конца XVI в. исключительное право ношения длинного меча дайто, а также пары мечей дайсё закрепилось за самураями и придворной аристократией кугэ. Горожанам разрешалось носить лишь короткий меч (сёто) и то только во время больших праздников или путешествий. Крестьянам, как и во всем мире, запрещалось иметь оружие. Особенно строго за исполнением закона о праве ношения мечей (тайто-гомэн) следили в мирный период Эдо (1603−1868 гг.).

Женщинам из самурайских семей разрешалось носить меч, только когда они находились в дороге одни. Кроме того, меч надевали придворные дамы в случае пожара во дворце. Кинг У. Л. Дзэн и путь меча, опыт постижения психологии самурая. СПб., 1999.С. 75.

Заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя меч означал доверие к собеседнику, так как из этого положения было труднее всего привести меч в боевую готовность (все японские фехтовальщики были правшами). Именно поэтому во многих школах иай-до и кэндо до сих пор сохраняется традиция держать меч для приветствия в таком положе нии, из которого его очень трудно выхватить. Например, стоя его полагается держать в правой руке за ножны возле гарды острием вперед и лезвием вверх. Сидя меч кладут справа рукоятью вперед и лезвием к себе (лицевая сторона омотэ направлена вниз).

В дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, стоящий рангом выше хозяина. В других случаях длинный меч необходимо было снять (в знак добрых намерений) и оставить в прихожей или отдать слуге, который относил и с соответствующими почестями клал его на специальную подставку. При длительном визите, протекающем в исключительно дружественной обстановке, короткий меч также снимался и располагался справа от сидящего, рукоятью — к владельцу, а клинком в ножнах к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно этим воспользоваться. Любые движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытка коснуться его или тем более оттолкнуть в сторону воспринимались как вызов.

Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая — в специальной нише токонома в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катанакакэ, а вертикальная тати-какэ. На тати-какэ полагалось ставить итомакино-тати, причем обязательно рукоятью вниз. На катана-какэ располагали мечи типа букэ-дзукури и тати других типов. Мечи на подставке катана-какэ располагали рукоятью влево и лицевой стороной омотэ вперед. Таким образом, мечи тати на горизонтальной подставке всегда находились лезвием вниз, а мечи в стиле букэ-дзукури — лезвием вверх. Кинг У. Л. Дзэн и путь меча, опыт постижения психологии самурая. СПб., 1999.С. 78.

Когда меч находится на подставке, шнур сагэо должен быть аккуратно обвязан вокруг ножен возле куриката. Существует несколько способов завязывания шнура на мечах, оправленных в стиле букэ-дзукури. Ниже приводятся два основных.

Шнур на мечах, оправленных в стиле дзиндати-дзукури, завязывался еще более сложными способами. Подставка для меча должна по возможности контрастировать по цвету и украшению с мечом на ней.

Хорошие мечи почитались в Японии столь высоко, что родилась особая церемония «любования мечом». Для хозяина меча считалось большой честью, если гости выражали восхищение его мечами. Процедура осмотра мечей была тщательно регламентирована, были расписаны жесты и реплики всех участников подобной церемонии. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение можно было только рукоятью к себе. При демонстрации оружия полагалось вытаскивать из ножен только часть клинка, находящуюся рядом с гардой и обязательно постепенно. Клинком любовались, наклоняя его под разными углами к свету. Полностью обнаженный клинок (сираха) мог быть воспринят как враждебность. Если же владелец меча все же хотел показать весь клинок, то он с почтением передавал оружие гостю, с тем чтобы тот сам с многократными извинени ями и комплиментами по полагающемуся этикету вынул клинок из ножен. И не дай Бог коснуться обнаженного клинка рукой, только шелковым платком или листом рисовой бумаги.

Обнажение любого оружия на улице, удар ножнами о ножны (сая-атэ) или бряцание оружием было равнозначно вызову, за которым мог последовать удар без предупреждения. Поэтому даже копья яри и нагината полагалось переносить в ножнах или чехлах. Полагают, что даже левостороннее движение в Японии обязано своим происхождением именно этикету меча и привычкам самураев. Ведь только в случае левостороннего направления движения два самурая, столкнувшись на улице, имеют шанс не задеть мечами друг друга (а это было смертельным оскорблением). Кроме того, меч легче выхватить и быстро нанести удар вправо, чем влево, а при таком направлении движения левая сторона более защищена.

В длительном путешествии меч заворачивали в мешочек кэнэ и клали в деревянный лакированный футляр катана-дзуцу, который состоял из двух частей и имел уширение для гарды. Иногда вместо катана-дзуцу использовался кожаный или матерчатый чехол хикихада. Минимальной необходимой защитой для меча считался чехол для рукояти кадзари-самэ, предохранявший обмотку и украшения на рукояти от непогоды. Кадзари-самэ обычно делали из кожи ската и иногда богато украшали. Некоторые такие чехлы стоили целое состояние, и даймё дарили их друг другу в торжественных случаях. Кинг У. Л. Дзэн и путь меча, опыт постижения психологии самурая. СПб., 1999.С. 80.

Существовали определенные способы и для крепления мечей за поясом. Меч тати подвешивали к поясу с левой стороны, а короткий меч коси-гатана (меч-спутник тати) располагали вертикально, засунув за пояс; при этом конец ножен коси-гатана должен был пройти через кольцо иурумаки с запасной тетивой, свисавшей между кольцами аси на мече тати. Такой способ расположения мечей назывался иурумаки-гатамэ-но-сита-хо. Мечи в стиле букэ-дзукури (катана, вакидзаси и пр.) часто просто засовывали за пояс лезвием вверх. Если носили пару мечей дайсё, то обычно их располагали так, что рукоять короткого меча находилась ближе к центру тела, а рукоять длинного направляли несколько влево. Однако более удобно было использовать специальный крепеж косиатэ, который мог быть предназначен для одного меча (ката-косиатэ) или для двух (рё-косиатэ). Косиатэ, как правило, представлял собой кусок кожи со шнурами для привязывания к талии и с нашитыми на него петлями, в которые вставлялся меч. Более редкие экземпляры имели трубку (цуцу-косиатэ) или доску (ита-косиа-тэ) с отверстиями для меча. Меч, закрепленный в косиатэ или засунутый за пояс, крепко прилегал к телу и не бился о бедро при езде верхом или при ходьбе. Кроме того, неподвижность рукояти означала, что рука могла быстро найти ее и схватить, когда возникала необходимость обнажить меч, а не возиться как с рукоятью тати.

Как и в Европе, знаменитый меч мог иметь собственное имя и передавался по наследству из поколения в поколение. Такой меч считался лучшим подарком для самурая. История Японии знает не один случай, когда подарок хорошего меча (знаменитого мастера) превращал врага в союзника. Следующий эпизод показывает, что знаменитый меч ценился больше, чем жизнь его обладателя: «Полководец Хори Хидэмаса осаждал господина Акэти Мицухидэ в его замке Сакамото. Когда господин Акэти понял, что замок вот-вот падет, он отправил послание: „Мой замок пылает, и скоро я умру. У меня много великолепных мечей, которые я собирал всю свою жизнь. Я не хотел бы, чтобы они погибли вместе со мной. Если бы вы ненадолго прекрати ли штурм, дабы я мог передать их вам, я смог бы умереть спокойно“. Господин Хори согласился. Воины остановились и со стены замка спустили завернутые в циновку мечи. Потом атаки возобновились, и на следующий день замок пал. Господин Акэти умер — по-видимому, со спокойной душой». Асмолов К. В. История холодного оружия.Т. 1.М., 1993.С. 56.

Особо строгими были требования этикета при императорском дворе и дворе сёгуна (военного правителя). Для каждого обряда, торжества или приема предусматривались разные варианты оправы ножен и рукояти, цвет, орнамент, количество и места расположения мон (гербовых значков) и т. д. Так как здесь невозможно перечислить все тонкости придворного этикета, мы приведем лишь один пример. В торжественных случаях основа пластины дзиита у рукояти ножа ко-гатана и когай должна была быть из сплава меди с золотом (сякудо) с тонким и регулярным зернистым узором нанако. В обычных же случаях использовалась поверхность с ромбовидным узором, напоминающим камень (исимэ), или гладкая полированная основа (дзи-мигаки). Из этого примера видно, до каких мелочей доходили требования регламента.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой