Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Крещение Руси. 
Принятие христианства на Руси, Русско-византийские связи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Владимир собирает в Киеве некий пантеон божеств. «И постави кумиры на хълме въне двор тюремьнаго: Перуна деревяна…, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаръгла, и Макошь. И жряху им, натричуше и богы и провожаху сыны своя и дщери и жряху бесом и оскверняху землю требами своими». Таким образом, Владимир пытался создать в Киеве своеобразный религиозный центр Древней Руси. Причем ориентация шла… Читать ещё >

Крещение Руси. Принятие христианства на Руси, Русско-византийские связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исторические причины крещения Руси

Несомненно, принятие православия для Руси определило всю ее последующую историю, развитие государственности, самобытной культуры, особенности национального характера русского народа.

Итак, почему же Русь была крещена?

На сегодня современные историки называют три основные причины этого:

  • 1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.
  • 2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
  • 3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства. Необходимо было принять христианство в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.

Обратимся теперь к политической сфере жизни Древней Руси. Следуя хронике ПВЛ, приблизительно к 80-м годам 10 в. на территории Восточной Европы складывается огромный суперсоюз племен под гегемонией Киева.

Вторая половина IX и практически весь X в. буквально кипят межплеменными конфликтами. Все более усиливающиеся поляне стремились подчинить соседние племена. Последние же всячески старались сохранить свою независимость. Надо отметить, что этому способствовала и сама племенная структура, которая в какой-то мере напоминала устройство греческих городов-государств: во главе племени стоял центральный город (Киев, Новгород, Полоцк и т. д.) и соответственно городское вече; рангом ниже, если можно так выразиться, — вече более мелких городков; еще ниже — вечевая организация территориальных союзно-христианских общин.

Причем эта структура оказалась настолько устойчивой, что к 13 в. древнеродовое государство окончательно распалось на ряд городов-государств (этот период в отечественной историографии обычно именуют «периодом феодальной раздробленности»).

Для IX—X вв., как отмечено выше, характерен процесс насильственного объединения. Ярче всего это явление прослеживается на примере хроники ПВЛ:

  • 883 г. — Олегом подчинены древляне,
  • 884 г. — северяне, 885 г. — радимичи, далее
  • 907 г. — в составе Руси уже находятся кривичи, славяне, чудь, меря, вятичи, дулебы, тиверцы;

с 914 г. начинается «эпопея Игоря с древлянами», которые были полностью покорены лишь к 946 г.;

в 980 г. — Владимир осуществляет поход на Полоцк, подчиняет полочан, насильно берет себе в жены дочь полоцкого князя Рогнеду;

в 981 г. он вновь покорят вятичей, через 3 года — радимичей (которые, видимо, успели выйти из союза). Таким образом, даже при поверхностном обзоре истинных данных, бросается в глаза шаткость подобного «союза» .

Племена покорялись полянами (фактически это означает — облагались данью), обретали независимость, некоторое время сохраняли суверенитет и вновь покорялись. Стремление к выходу из суперсоюза под гегемонией Киева было постоянным. «Киевская знать и поляне в целом использовали эту новую политическую организацию как средство для получения даней, как источник рабов и военных отрядов, необходимых Киеву для устройства завоевательных походов, обогащавших полянскую общину.» .

Однако, к концу Х в. процесс распада усилился настолько, что жестокие карательные меры, как, например, расправа «добропорядочной христианки» Ольги над древлянами, уже не приносили желаемых результатов.

Таким образом, князь Владимир Святославич оказался в сложнейшем положении. Киевская верхушка всеми силами стремилась сохранить свою гегемонию. Действуя по-прежнему мечом, Владимир, видимо, решился объединить государство еще и идеологически.

Владимир собирает в Киеве некий пантеон божеств. «И постави кумиры на хълме въне двор тюремьнаго: Перуна деревяна…, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаръгла, и Макошь. И жряху им, натричуше и богы и провожаху сыны своя и дщери и жряху бесом и оскверняху землю требами своими». Таким образом, Владимир пытался создать в Киеве своеобразный религиозный центр Древней Руси. Причем ориентация шла на самые широкие слои населения, т.к. находилось святилище практически в центре киевской крепости, месте доступном для всех, а в богослужении участвовали даже дети.

Примечателен тот факт, что в пантеон не вошел столь популярный Волос (очень мирный повелитель подземных вод, покровитель скота, дающий богатство и сытость).

Понятно, что такое игнорирование несет четкую политическую нагрузку. Во-первых, невключение Волоса в общий пантеон было серьезным ударом по Новгороду, давнему сопернику Киева. Во-вторых, фигура Волоса нарушила бы четкую иерархичность внутри пантеона: получилось бы сразу два верховных божества, т. е. опять соперничество. Практически «идеологический удар» по Новгороду выразился в публичном низвержении идола Волоса и водружении Перуна на его место.

В целом попытка Владимира наложить твердую религиозную иерархию на такое шаткое объединение, каким являлась Русь Х века, изначально была обречена на неудачу. Процесс распада родоплеменных отношений был исторически закономерен и неотвратим. К тому же сама реформа не только не снимала противоречий в отношениях между Киевом и подчиненными племенами, но еще более усугубляла их, ибо к политической она добавляла еще, в какой-то мере, и религиозную диктатуру. После 980 г. столкновения с «примиренными» племенами продолжались. Видя безрезультатность своей языческой реформы, Владимир, по всей видимости, начал поиск новой идеологической основы.

Владимир лишь пытался сделать из них как бы «официальных богов своего княжества». Однако, по-видимому, эта попытка не удовлетворила Владимира. Причинами его неудачи стало попытка частного изменения язычества, принуждение людям верить в того, в кого они не верят. Однако сама суть — политеизм так и оставался нетронутым.

Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченного Киевского государства уже изжило себя и нужна была совершенно другая религия, способная придать княжеству идеологическое единство, объединить людей в служении единому богу. Именно такая религия как христианство наиболее подходила для решения задачи становления религиозного единства государства, а также соответствовала формировавшимся феодальным отношениям.

К этому надо добавить, что гуманное христианство легко сливалось с внутренним, духовным содержанием русского человека.

Таким образом, обращение к православию имело своей первопричиной сложную политическую ситуацию на Руси в Х в. Новая религия должна была спаять разваливающееся государство, придать ему некоторую стабильность. Православие, как это уже отмечалось, было известно на Руси давно, что было обусловлено довольно тесными русско-византийскими связями, политическими, экономическими.

Большую роль сыграло и то обстоятельство, что к 988 г. Киевская Русь оказалась перед серьезной внешнеполитической угрозой: набеги печенегов становились все чаще и разрушительней. Понятно, что в таких условиях дружеские отношения с Византийской империей были чрезвычайно желанны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой