Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Памятники культового зодчества на территории Беларуси периода Киевской Руси

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дошедшие до нас памятники зодчества свидетельствуют о том, что монументальная архитектура древней Руси возникла в период объединения многочисленных славянских племен в великое Киевское государство в Х веке. До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли на каменную архитектуру. После… Читать ещё >

Памятники культового зодчества на территории Беларуси периода Киевской Руси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задолго до образования Киевского государства наша родина уже достигла известной степени культуры и обладала памятниками зодчества, о которых обрывочно упоминают летописи, народные сказания и свидетельства иноземцев. Памятники эти не сохранились. Исследования ученых и археологические раскопки древних городищ со временем позволят осветить и эту древнейшую эпоху предыстории русской культуры.

Дошедшие до нас памятники зодчества свидетельствуют о том, что монументальная архитектура древней Руси возникла в период объединения многочисленных славянских племен в великое Киевское государство в Х веке. До конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии.

Благовещенская церковь в Витебске.

В письменных источниках время возведения первого витебского каменного храма дано неоднозначно. Согласно поздней «Летописи Витебска», Благовещенская церковь построена в X в. по приказу княгини Ольги. Однако первые документальные («Хроника…» М. Стрыйковского, «Хроника Быховца») исторические упоминания церкви относят постройку храма к XIV веку и связывают её с именем князя Ольгерда. Большая часть исследователей XIX — первой половины XX в. (А. Павлинов, А. Сапунов, М. Щекотихин и др.) считала, что в XIV в. проводилась лишь перестройка храма: были сделаны новые своды.

архитектура церковь собор монастырь.

Памятники культового зодчества на территории Беларуси периода Киевской Руси.

Исследования археологов (И. Хозеров, П. Барановский, Г. Штыхов, П. Раппопорт, А. Трусов) по ряду особенностей строительной техники и на основе анализа архитектурных форм определили приблизительное время возведения Благовещенской церкви — вторая четверть XII века, 1120 — 30 гг.

Существует мнение, что церковь построена балканским зодчими, которых в 1140-х гг. привезли ранее сосланные в Византию полоцкие князья.

Витебская Благовещенская церковь неоднократно перестраивалась и меняла облик. В 1619 г. по приказу короля Сигизмунда III Вазы этот православный храм был передан униатам. В XVII в. аутентичные покрытия закомар сменились двускатными крышами, однако купол сохранился, что отражено на известном чертеже Витебска 1644 г.

Сооружению был нанесен серьезный урон во время Северной войны. В полуразрушенном виде Благовещенская церковь простояла вплоть до ремонта в 1714 г., а в 1759 г. была перестроена в стиле позднего барокко. Купол на перекрестье был снят, а над алтарной частью возведена башенка со шпилем. К северному фасаду присоединили ризницу, а к южному — двухэтажную пристройку. Обновление 1759 г. принципиально изменило характер архитектуры древней святыни, ее композицию, силуэт и декор.

В 1832 г. Благовещенскую церковь вернули православным, а через 10 лет снова капитально перестроили. При этом ей не вернули первоначальный архитектурный вид, лишь придали черты псевдорусского стиля. С главного фасада сняли башни и фронтон, выполненные в барокко, установили колоколенку и луковицеобразный купол на глухом барабане.

Во время Великой Отечественной войны церкви был нанесён урон на 13 млн. рублей по курсу 1913 года (эта сумма входила в иск, предъявленный на Нюрнбергском процессе).

В декабре 1961 г. по инициативе исполнительных властей города Благовещенская церковь была взорвана. От памятника архитектуры сохранились остатки кладки, местами достигающие 5 м в высоту. В 1968 г. на руинах церкви проводились раскопки под началом М. Каргера, а в 1977 г. остатки храма были законсервированы. В 1990;х началась разработка проекта реставрации. Было решено возродить Благовещенскую церковь в ее первоначальном, древнейшем виде. Оригинальная каменная кладка, в отличие от надстройки, осталась неоштукатуренной, чтобы жители и гости Витебска могли ознакомиться с ней и воочию убедиться в древности сооружения.

Историки относят Благовещенскую церковь к полоцкой школе зодчества, однако отмечают ряд особенностей, не характерных для других сооружений этой школы. Как и большинство каменных храмов древнерусского периода, Благовещенская церковь в своей основе изначально имела крестово-купольную композицию, но вытянутую по продольной оси, что придавало ей черты базилики, особенно в интерьере. Шесть опорных столбов, поставленных в два ряда, делили внутреннее пространство на 3 нефа. При этом шаг столбов приближался к длине пролета между ними, поэтому ячейки центрального нефа в плане приобрели форму квадрата, как в романских базиликах, где каждая из ячеек перекрывалась одинаковым крестообразным сводом. В то же время, в витебской церкви квадратные ячейки сохранили цилиндрические своды, характерные для древнерусского зодчества.

Доминирующий в интерьере центральный неф с восточной стороны завершался большой полукруглой алтарной апсидой. Западное членение храма (притвор, нартекс) занимали хоры, боковые части которых служили каплицами, такжес небольшими нишами в толще их восточных стенок (по измерениям Барановского 1944 г.). На сегодняшний день сохранились только опоры сводов, на которые опирались хоры.

Первоначальная объемно-пространственная композиция основана на соотношениях «золотого сечения». Размещенные по осям подкупольного квадрата, более высокие закомары образовывали в плане равносторонний греческий крест.

Сооружение имело высокий цоколь — пол Благовещенской церкви изначально находился почти на 1 метр выше уровня земли. Фундамент сложен из бутового камня насухо и частично на известковом растворе. Выше стены сложены из отесанных блоков местного желтоватого известняка, которые перемежались с 2−3 рядами плинфы, на которой сохранились знаки и клейма. Применялась «техника утопленного ряда». В кладке заметны следы двух ярусов дубовых связных конструкций. Часть портала хранится в Витебском областном краеведческом музее. Длина храма с апсидой 21 м (без — 18,2), ширина 11,1 метра, толщина стен 1,1 м (западной -1,5м).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой