Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Распространение реформационных учений в Польше

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По мере того как распространялись реформационные идеи в обществе, шляхта переставала платить духовенству десятину и подчиняться его юрисдикции. Когда епископы стали привлекать к своему суду проповедников ересей, шляхта стала рассматривать эти случаи как посягательства на ее права и вольности. Она брала под свое покровительство проповедников нового учения и женившихся священников и монахов… Читать ещё >

Распространение реформационных учений в Польше (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сначала в Польше имело успех учение Лютера. Пример другим подал Гданьск, где новое учение проповедовал уже в 1518 г. женившийся монах Яков Кнаде. Затем новое учение распространилось в Великой Польше, где поборниками его явились магнатские фамилии — Гурки, Тожацкие, Лещинские. Сигизмунд I, как ревностный католик, боролся с ересью. Он лично ездил в польскую Пруссию, подавил церковный мятеж в Гданьске и казнил 15 вожаков, которые подстрекали жителей к бунту и разрушению католических святынь. Затем он издал запрещение читать лютеранские книги и посещать немецкие университеты, ввел духовную цензуру и дал полномочие ксендзам обыскивать частные дома и уничтожать еретические книги, грозил отнятием шляхетства тем, кто будет у себя передерживать проповедников ереси. Духовенство, со своей стороны, на соборе в Ленчице постановило ввести инквизицию для преследования еретиков. Но все эти меры мало помогли, и реформационное движение по смерти Сигизмунда I еще более усилилось. В Малой Польше при Сигизмунде Августе с большим успехом распространялся кальвинизм, которому покровительствовали Зборовские, а также учение Цвингли, которое приняли и пропагандировали Олесницкие. При королевском дворе свила себе гнездо самая крайняя протестантская секта арган, или антитринитариев, пропагандистами, которой явились ученые итальянцы Франциск Станкар и Лелий Социно. Эта секта нашла себе приверженцев и среди магнатов, например Стадницких. По стопам магнатов шла и рядовая шляхта, и даже мещане, например, краковские отпадали от католицизма. Против католицизма выступили и ученые-правоведы, как, например, Яков Пржилуский, и публицисты, как Андрей Фрич Модржевский, и поэты, как Николай Рей и т. д.

Выступление шляхты против духовенства.

По мере того как распространялись реформационные идеи в обществе, шляхта переставала платить духовенству десятину и подчиняться его юрисдикции. Когда епископы стали привлекать к своему суду проповедников ересей, шляхта стала рассматривать эти случаи как посягательства на ее права и вольности. Она брала под свое покровительство проповедников нового учения и женившихся священников и монахов и требовала полной свободы слова и совести. На петрковском сейме 1558 г. шляхта в пику духовенству выбрала маршалком посольской избы Рафаила Лещинского, который во время торжественной мессы, предшествующей открытию сейма, стоял в костеле в шапке. Шляхта не хотела приступать ни к каким совещаниям прежде, чем не будет отменена юрисдикция епископов. Так как и сенат поддержал требование шляхетских послов, то епископы уступили и на время отказались от юрисдикции над шляхтою и ее подданными, пока дело это не решено будет папою. Интерим 1552 г. был первым триумфом шляхты над духовенством, расположившим ее к дальнейшей борьбе с духовенством и католицизмом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой