Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Решение социальных проблем военнослужащих бундесвера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В европейских странах, где существует призыв, таких как, например, Германия, все военнослужащие имеют юридический статус «граждан в военной форме». Это означает, что в период несения службы на них распространяются все международные конвенции о защите прав человека и основных свобод (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод), а также… Читать ещё >

Решение социальных проблем военнослужащих бундесвера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В европейских странах, где существует призыв, таких как, например, Германия, все военнослужащие имеют юридический статус «граждан в военной форме». Это означает, что в период несения службы на них распространяются все международные конвенции о защите прав человека и основных свобод (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод), а также действие конституций их стран. С этой точки зрения все законодательство, регулирующее жизнь военнослужащих, должно находиться в соответствии с указанными конвенциями. Такое соответствие часто сложно определить, так как само несение военной службы в своей основе ведет к ограничению прав и свобод. В 1990;х гг. влиятельная неправительственная организация, объединяющая призывников всей Европы, приняла «Европейскую хартию прав призывника». Хартия основывается на положениях конвенций, перечисленных выше. Ее целью является выработка руководящих положений, которые должны приниматься в расчет военными властями всех европейских стран. Этот документ не имеет обязательной силы и содержит ряд довольно утопических положений. Тем не менее, он дает хорошее представление о том, какими должны быть права военнослужащего по призыву, с тем, чтобы полностью соответствовать основополагающим конвенциям и основным законам европейских государств.

В первой части Хартии определяются основные принципы прав призывника. В статье 2 указывается, что призывник не может быть подвергнут пыткам или жестокому, бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению. Согласно статье 22 каждый призывник имеет право на соответствующую компенсацию в случае болезни, инвалидности, потери супруга и в иных случаях отсутствия средств существования не по вине военнослужащего. Статья 27 устанавливает, что на военной службе не должно быть места дискриминации по признаку расы, цвета кожи, вероисповедания или пола.

В главе 1 второй части рассматриваются социально-экономические условия прохождения службы призывником. В ней содержится положение о том, что ни один призывник не должен понести ущерб из-за социальных или экономических условий службы. Государство обязано позаботиться об этом, обеспечив призывника соответственным страхованием, достойным денежным довольствием и последующим профессиональным трудоустройством. Глава 2 определяет условия прохождения службы призывником, в частности то, что военнослужащий не может назначаться в наряд без определенной цели. В главе 3 рассматриваются вопросы охраны здоровья призывников. В статье 3.1 подчеркивается, что призывники должны иметь доступ к полноценному медицинскому обслуживанию и сами решать, когда обращаться к врачу. В заключении подчеркивается, что каждое государство обязано приложить все возможные усилия для реализации положений данной хартии. Можно считать, что в странах Западной Европы, в первую очередь в Германии, положения этого документа находят свое воплощение в реальной жизни[1].

В Германии существует институт уполномоченного бундестага по вопросам обороны, в обязанности которого входит постоянный контроль за ситуацией в войсках. В соответствии с основным законом уполномоченный по бундесверу призван действовать в качестве «вспомогательного органа бундестага для защиты основных прав военнослужащих, а также при осуществлении парламентского контроля» над вооруженными силами. Закон четко определяет должностные обязанности этого лица: оно начинает действовать, если становятся известны обстоятельства, позволяющие предполагать, что нарушаются основные права военнослужащего или принципы внутреннего руководства. Таким образом, функции уполномоченного не ограничиваются контролем вооруженных сил по поручению парламента. Законом предусматривается выполнение, кроме того, особой задачи, связанной с рассмотрением петиций.

Солдатам и офицерам бундесвера разрешено напрямую, минуя своих непосредственных начальников, обращаться к уполномоченному бундестага по делам вооруженных сил с жалобами на ущемление своих прав, в частности запрет на свободное высказывание мнений, правовая защита, партийная и политическая деятельность вне службы, а также принцип уважения и защиты человеческого достоинства.

Этой возможностью пользуется большое число военнослужащих, среди которых встречаются даже генералы. К уполномоченному можно обратиться только персонально, коллективные жалобы запрещены, анонимные не рассматриваются. Чаще всего военнослужащие не удовлетворены решением кадровых вопросов и своим материальным положением, реже жалуются на тяготы службы, грубость и высокомерие начальников. Командованию запрещено притеснять солдат и офицеров, обратившихся к уполномоченному.

Наибольшее количество разбирательств относится к фактам, когда уполномоченный действует по собственному решению, если ему становятся известны обстоятельства, позволяющие предполагать нарушение прав военнослужащего. Это могут быть сведения, полученные во время посещения войск, сообщения членов бундестага, заявления или информация другого рода, например, переданная по радио, телевидению. Результаты анализа этих происшествий в войсках представляются министру обороны.

Уполномоченный бундестага по вопросам обороны наделен значительными правами. Так, ему обязаны предоставить любую интересующую его информацию, имеющуюся в воинских частях и военных учреждениях. Уполномоченному может быть отказано в доступе к каким-либо сведениям только по соображениям секретности, причем обосновать подобный отказ должен лично министр обороны. Он обязан также незамедлительно сообщать уполномоченному обо всех серьезных происшествиях в войсках.

При обработке парламентских указаний и заявлений, предметом которых является жалоба отправителя, уполномоченный может заслушать его лично, благодаря чему показания свидетелей носят, как правило, более откровенный характер, чем при опросе их военачальниками. Это особенно важно при выяснении всех обстоятельств, связанных с происшествиями. После завершения такой проверки данное должностное лицо может способствовать предотвращению повторения подобных инцидентов в будущем, а также при необходимости передавать результаты проверок соответствующему учреждению в случае возбуждения уголовного или дисциплинарного дела.

Для выполнения своих функций уполномоченный по бундесверу имеет право в любое время без предварительного предупреждения посещать войска, штабы, другие объекты и административные учреждения вооруженных сил Германии. В результате личных бесед с военнослужащими всех званий и знания положения дел в вооруженных силах он может получить представление о внутреннем состоянии бундесвера.

Существование независимого парламентского уполномоченного, к которому может обратиться любой военнослужащий от рядового до генерала, положительно сказывается на стиле руководства многих начальников. Этому способствует и то, что лицо, занимающее такую должность, имеет право требовать представления отчетов об осуществлении дисциплинарной власти в вооруженных силах, а также лично присутствовать в качестве наблюдателя на уголовных или дисциплинарных (правовых) процессах и судебных разбирательствах.

Особенностью работы уполномоченного является и то, что военнослужащему не нужно лично обращаться к нему. Заявление могут подать родственники, доверенные лица или друзья. Так, многие женщины поступают подобным образом из-за семейных трудностей, связанных со служебным положением их мужей.

Существует следующий порядок рассмотрения заявления. Во-первых, уполномоченный устанавливает, нарушены ли основные права военнослужащих или принципы внутреннего руководства. В случае, когда дело касается отношений между начальником и подчиненным (на уровне батальона), он обращается с просьбой о заключении к соответствующим учреждениям министерства обороны, которые представляются ему наиболее компетентными и должны быстро и объективно рассмотреть данное заявление. Если встречаются трудные в правовом отношении или серьезные дела, то они, как правило, рассматриваются на дивизионном уровне.

Уполномоченный бундестага тесно контактирует со средствами массовой информации, проводя значительное количество прессконференций. Наибольший интерес для СМИ представляет ежегодный отчет о ситуации в вооруженных силах, с которым он выступает в бундестаге. В этом документе дается анализ положительных сторон деятельности бундесвера, а также затрагиваются проблемы, которые еще не решены, с тем, чтобы привлечь к ним внимание депутатов. Отчет рассылается в войска до роты включительно. Предложения, высказанные в нем, нередко используются министерством обороны при подготовке директивных внутриведомственных документов.

Значительную помощь уполномоченному бундестага по вопросам обороны оказывает аппарат помощников численностью около 60 человек. Он включает шесть отделов, каждый из которых курирует различные категории военнослужащих бундесвера или контролирует ситуацию в соединениях вооруженных сил Германии. Организационно помощники уполномоченного входят в состав аппарата бундестага1.

Таким образом, немецкий парламент не только имеет значительные возможности по формированию военной политики страны в целом и располагает достаточно полной информацией о текущей обстановке в войсках, но и надежно контролирует соблюдение прав военнослужащих бундесвера.

Важным аспектом улучшения социального положения военнослужащих является защита их прав и свобод. Советники, юристы-консультанты, федеральная военная прокуратура по административно-дисциплинарным вопросам и военные правоведы следят за соблюдением законов в бундесвере.

С 1956 г. в ФРГ существует такая организация, как «Deutscher Bundeswer — Verband е. v.» — Ассоциация защиты прав военнослужащих бундесвера. На сегодняшний день среди аналогичных организаций в Европе она считается самой мощной и насчитывает 250 000 членов[2][3]. В ней состоят как солдаты, так и генералы, так как в Германии не считается зазорным, когда высший офицерский состав обращается за помощью к организациям, способным обеспечить их социальную защиту.

Членство в Ассоциации требует ежемесячных взносов, носящих скорее символический характер, а для военнослужащих срочной службы — единовременного взноса перед началом службы, после чего солдат находится под «опекой» этой организации вплоть до увольнения в запас. «Deutscher Bundeswer — Verband e.v.» предоставляет своим членам бесплатные консультации юристов, имеет свой штат адвокатов. Здесь подскажут, как действовать в той или иной ситуации, при необходимости представят защиту в суде. Считается, что суд с Ассоциацией самим своим фактом сильно бьет по репутации любого командира. Но консультациями дело не ограничивается. Спорные моменты, не предусмотренные действующим законодательством, решаются на уровне бундестага. Для этого Ассоциация имеет там постоянного представителя и активно поддерживается одной из парламентских фракций. Ассоциация состоит из четырех федеративных союзов (Северного, Западного, Восточного и Южного) и управляется из штаб-квартиры (центрального офиса), находящегося в Бонне. Дирекция Ассоциации состоит из 20 человек, избранных из членов организации, куда входят и представители родов войск и служб бундесвера. В обсуждении законов, касающихся деятельности бундесвера и тем более социальной защиты военнослужащих, в обязательном порядке принимает участие дирекция Ассоциации — без этого закон просто не будет иметь юридической силы.

На морально-психологическое состояние военнослужащих бундесвера весьма благотворно влияет забота военно-политического руководства ФРГ о материальном стимулировании военной службы, социальной защите военнослужащих и их семей. Несмотря на общее сокращение бюджета министерства обороны в последние годы, на статью расходов, связанных с выплатой денежного довольствия, постоянно выделяются дополнительные финансовые средства. Федеральное правительство практически ежегодно принимает решение об увеличении денежного содержания личного состава в целях компенсации инфляции. Помимо оклада все категории военнослужащих получают различные надбавки: на содержание семьи, суточные во время учений и командировок, выплаты за каждый час службы в воскресные и праздничные дни, а также достаточное количество единовременных выплат. Дополнительные ежемесячные надбавки за службу в особых условиях положены военным летчикам, десантникам, военнослужащим авиационно-диспетчерской службы, членам экипажей подводных лодок и некоторым другим категориям военнослужащих. Эти выплаты существенно увеличивают денежное довольствие, а в сумме нередко превышают размеры основного денежного содержания. Разработана гибкая система по предоставлению льгот при страховании, уплате налогов, обучении, прохождении медицинского обслуживания и т. д.

Для улучшения условий несения воинской службы предусматривается свободное время. Обычно в течение рабочей недели военнослужащим предоставляется одно вечернее увольнение в город или право отдыха в казарме. По выходным военнослужащие освобождены от несения служебных обязанностей, за исключением заступающих в наряд. Выходные обычно начинаются в пятницу в полдень с тем, чтобы проживающие далеко от части призывники могли побывать дома. Они обязаны вернуться в свое подразделение в воскресенье вечером. Военнослужащим компенсируются расходы на проезд, исходя из стоимости железнодорожного билета второго класса. Если по какой-то причине призывник добирается до дома на собственной машине, компенсация исчисляется из расчета цены билета на поезд. Призывники имеют также право на отпуск сроком до девятнадцати суток в течение девятимесячного периода службы. Если призывник желает продлить срок службы, то ежемесячно ему предоставляется два-три свободных дня. В большинстве казарм имеется офицер, занимающийся организацией досуга, который организует участие военнослужащих в культурных и развлекательных мероприятиях, проходящих недалеко от расположения воинской части.

Помимо перечисленных выше мер, облегчить призывникам физические и психологические тяготы военной жизни призвана специальная служба социальной поддержки, в обязанности которой входит забота о военнослужащих, оказавшихся в сложном положении по причине болезни или несчастного случая. Эта служба была создана в 1957 г. после одного особенно трагического происшествия и финансируется из специального фонда, формируемого из частных пожертвований. Преимущество такого фонда заключается в том, что в чрезвычайной ситуации решение о выделении средств принимается без бюрократических проволочек и в итоге военнослужащий быстро получает денежную компенсацию. Также весьма большую роль играет в вооруженных силах служба психологической поддержки, в которой работают военные психологи.

В период прохождения военной службы военнослужащий имеет возможность пройти различные виды гражданской профессиональной подготовки, которые рассматриваются как средство его последующей интеграции в гражданское общество по завершению срока службы. Большинство лиц, проходящих службу по призыву, в полной мере используют эту возможность. В вооруженных силах работают языковые и компьютерные курсы. Кроме того, вооруженные силы оплачивают обучение военнослужащих по призыву за пределами части по выбранной ими гражданской специальности из расчета 664 евро на одного человека. Указанная сумма включает расходы на обучение, учебные пособия, поездки и возможные экзамены1.

Если военнослужащий занят в сфере, схожей с его профессиональным прошлым или будущим, то его служба может быть засчитана ему в качестве практики по выбранной гражданской профессии.

Федеральный закон «Об обеспечении военнослужащих» определяет в вооруженных силах Германии порядок получения ими образования или повышения квалификации в избранной области. Законом предусматриваются следующие варианты: переподготовка на новую профессию; завершение начатого профессионального образования; получение свидетельства, дающего право на обучение в средних или высших учебных заведениях. Следует, однако, отметить, что положения этого закона распространяются только на военнослужащих по контракту.

В бундесвере создана особая федеральная служба, в центре внимания которой находятся вопросы профессиональной подготовки. На нужды этой службе ежегодно выделяются значительные средства. Ее сотрудники начинают работу с военнослужащими еще до призыва в вооруженные силы, ведут ее в течение всего срока их службы и заканчивают только после устройства уволенного в запас на новом рабочем месте. В перечень услуг, оказываемых службой, входят: помощь в поисках работы и ее получении; возмещение расходов, связанных с поездкой для знакомства с новым местом работы или переездом к новому месту жительства; выплата компенсации работодателю, в случае если бывший военнослужащий не сразу достигает необходимой производительности труда на новом месте; выдача некоторым категориям увольняющихся в запас допусков и направлений на работу на государственную службу, на специальные резервируемые должности[4][5].

Обучение организуется в различных формах по выбору военнослужащих. Освоение значительной части существующих профессий, в том числе по уникальным специальностям, производится в специализированных школах бундесвера, существующих во всех округах. Они предназначены в основном для сверхсрочнослужащих, увольняющихся в запас. Обучение в школах бесплатное. На время учебы военнослужащие освобождаются от несения службы. Выпускники школ получают дипломы, аттестаты и свидетельства общегосударственного стандарта.

Военнослужащим бундесвера предоставлено право обучения в гражданских высших учебных заведениях, особенно если это способствует повышению их военной квалификации. При этом обучение производится как в очной, так и заочной форме. Во внеслужебное время военнослужащие могут посещать специализированные курсы, вечерние школы и другие гражданские учебные заведения. Обучение в них также производится за счет государства.

В целях подготовки квалифицированных специалистов как для вооруженных сил, так и для общества в конце 70-х гг. были созданы университеты бундесвера. В них принимается гражданская молодежь при условии последующей службы в вооруженных силах не менее 12 лет. В университетах бундесвера готовят специалистов в области общей и социальной педагогики, экономики и организации производства, авиационной и космической техники, электротехники и машиностроения. Военные дисциплины в университетах не преподаются. Их изучение проводится на специальных курсах, функционирующих в период каникул. Студентам таких университетов выплачивается стипендия.

Для обеспечения адаптации офицеров, увольняющихся из вооруженных сил, в программы ряда высших военных учебных заведений включены такие предметы, как «Социология», «Организация управления и управленческая деятельность», «Право» и другие. Очевидно, что все это помогает военнослужащим обрести уверенность в завтрашнем дне.

С целью повышения престижа службы в бундесвере министерство обороны ФРГ разработало специальную программу «Структура», в соответствии с которой предусматривается совершенствовать порядок прохождения военной службы и улучшать социальное обеспечение военнослужащих. В нее постоянно вносятся изменения и в соответствии с ней проводятся мероприятия по реформированию вооруженных сил. В рамках этой программы предусмотрены различные меры по усилению социальной защищенности военнослужащих. Среди них такие, как составление перспективных планов использования кадровых военнослужащих, расширение перечня семейных обязательств, которые должны учитываться при их переводе к новому месту службы и т. д. Постоянно возрастают компенсации за расходы на оплату жилья, снимаемого в частном секторе, увеличиваются размеры выходных пособий для лиц, остающихся на сверхсрочной службе.

Германия приняла специальное законодательство, сохраняющее рабочее место призывника, ушедшего служить в вооруженные силы. Работодатель не имеет права уволить работника в течение всего срока прохождения последним военной службы по призыву. Запрет на увольнение военнослужащих чрезвычайно строг и допускает только два исключения. Первое распространяется на малые предприятия с числом работающих по найму менее 5 человек. Второе — предполагает, что работодатель может аргументировано обосновать свое намерение уволить призывника вне зависимости от его призыва на военную службу.

В период прохождения службы по призыву военнослужащий получает денежное довольствие в размере 7,41 евро в день. Кроме того, если военнослужащий проживает на удалении 30 км и более от места дислокации своей части, он также получает денежное довольствие для покрытия дорожных расходов в размере 0,51 евро за каждый километр (расстояние до дома определяется как кратчайший путь до него на поезде или на машине). Общая сумма ежемесячных выплат составляет 204 евро. Помимо этого, всем военнослужащим выплачивается особая сумма в размере 172,56 евро. При демобилизации военнослужащий получает 690,24 евро в качестве выходного пособия[6].

В соответствии с разделом 5 статьи 2 Закона о денежном довольствии военнослужащий обязан открыть счет в банке на территории Германии, на который перечисляются все выплаты. Если военнослужащий желает получать довольствие по-иному, например, наличными, он обязан доказать, что использование банковского счета является для него невозможным. Счет в банке должен быть открыт до начала службы. Все крупные банки в Германии имеют специальные счета с бесплатным обслуживанием для военнослужащих по призыву.

Социальные выплаты и страховка в Германии обеспечивают защиту военнослужащих в течение всего срока службы. На военную службу нередко призываются безработные, стремящиеся использовать предоставляемые вооруженными силами большие возможности повышения образовательного уровня и приобретения профессии для того, чтобы найти хорошую работу после демобилизации. В соответствии с законодательством о социальной защите государство продолжает выплачивать таким лицам страховку по безработице в период прохождения ими военной службы. Государство, однако, не выплачивает страховку по безработице в случаях, если за четыре месяца до призыва военнослужащий еще учился в школе, или если он добровольно прервал обучение в высшем учебном заведении.

В период прохождения военной службы государство оплачивает каждому военнослужащему полную сумму его медицинской страховки. При этом медицинская помощь в частях и подразделениях оказывается военнослужащим военными врачами на безвозмездной основе. Если по каким-то причинам призывник не имел медицинской страховки перед поступлением на военную службу, он должен приобрести ее на весь срок службы.

В период прохождения военной службы государство вносит взнос за каждого военнослужащего в государственный страховой пенсионный фонд. Если военнослужащий участвует в негосударственной страховой пенсионной программе, по его просьбе государство может выплачивать взносы в его пенсионный фонд в сумме, не превышающей взнос в государственный пенсионный фонд.

Дополнительные социальные льготы предоставляются государством военнослужащему по призыву, если у него имеется семья или какиелибо особые финансовые обязательства. Эти социальные льготы предоставляются в соответствии с Законом о социальной поддержке. Если военнослужащий женат и имеет детей, государство обязано выплачивать его жене 60% и на каждого ребенка по 12% от базовой суммы денежного довольствия. Если военнослужащий в одиночку арендует жилплощадь, государство покрывает полную стоимость месячной арендной платы за жилье в рамках определенного максимума при условии, что он арендовал это жилье по крайней мере за полгода до своего призыва. Во всех других случаях государство выплачивает 70% арендной платы, но не превышая определенной максимальной границы. Для получения этих особых льгот военнослужащему необходимо обратиться в органы социальной поддержки сразу после получения уведомления о призыве.

В течение всего срока службы военнослужащие могут обращаться к специальному советнику по социальным вопросам по всем проблемам, связанным со здравоохранением, пенсионным обеспечением и страхованием по безработице, а также по вопросам льгот, предоставляемых в плане социальной поддержки.

В случаях получения инвалидности или гибели военнослужащего на военной службе или в ходе боевых действий предоставление льгот семье погибшего гарантируется законодательством о социальной защите. Обычно семья, официально проживающая под одной крышей с погибшим на момент его гибели, получает пособие в размере 3000 евро.

Немецкая молодежь, по крайней мере ее достаточно значительная часть, стремится в вооруженные силы. Ее привлекает устойчивый заработок и масса льгот, которые молодые люди получают во время службы и после нее. В Германии многие юноши и девушки рассматривают бундесвер как своего рода трамплин для последующей карьеры. Во-первых, молодые люди заинтересованы получить в армии профессию и высокую квалификацию. И они их получают. Техническое образование, полученное в бундесвере, очень ценится работодателями. Ежегодно бундесвер выдает 85 тыс. свидетельств об окончании различного рода технических курсов. Во-вторых, солдат в немецких вооруженных силах относительно свободен. Его рабочая неделя составляет 46 часов. Он находится в части только до 16 часов, после этого он почти гражданский человек. Рабочий день немецких офицеров также строго нормирован. В мирное время рабочая неделя не может превышать 42 часа службы. В-третьих, человек в форме чувствует себя социально защищенным, так как военное законодательство гарантирует права военнослужащих.

Солдаты срочной службы по окончании курса начальной подготовки (три месяца) имеют право на обучение в школах бундесвера по видам вооруженных сил, а также на заочное обучение во внеслужебное время в гражданских вузах. Военнослужащие по контракту могут приобрести в учебных заведениях бундесвера любую выбранную военную специальность или закончить гражданский вуз. Уволенным из рядов вооруженных сил и не работавшим до призыва бундесвер оказывает помощь в поиске работы в зависимости от их навыков и наличия гражданской специальности.

Большое внимание командование бундесвера уделяет военнослужащим, увольняемым по сокращению штатов. Так, в ходе сокращения численности вооруженных сил ФРГ около 5 тыс. кадровых военных должны быть уволены до достижения ими предельного возраста. По планам министерства обороны ФРГ тем из них, кто достиг 48—50-летнего возраста и изъявил желание досрочно уволиться из вооруженных сил, будет предоставлена возможность получения пенсии в полном объеме. Помимо этого, им должны выплатить единовременное денежное пособие, размер которого не превышает 12 тыс. евро. Данный порядок досрочного увольнения из бундесвера будет действовать в 2005— 2010 гг.[7]

В целом в рамках социального обеспечения затраты на содержание одного военнослужащего продолжают расти. Это обусловлено прежде всего стремлением руководства министерства обороны повысить престижность службы в бундесвере путем улучшения материального положения и жилищных условий военнослужащих всех категорий, а также совершенствования практики прохождения военной службы.

  • [1] Европейская хартия прав призывника www.ombudsmanrf.ru/doc/spdoc/.
  • [2] Парламентский контроль над бундесвером www.soldiering.ru/psychology/rnoral/.
  • [3] Немецких солдат в армию не провожают www. news2000.org.ua/.
  • [4] Роль и структура призывных армии в Западной Европе www.ombudsmanrf.ru/doc/.
  • [5] Вопросы профессиональной подготовки www. russia-nato.info/adapt/.
  • [6] Роль и структура призывных армий в Западной Европе www.ombudsmanrf.ru/doc/.
  • [7] За царем служба не пропадет? www.artofwar.ru/.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой