Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурные, экономические и социальные последствия эпохи великих завоеваний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Если раньше римский крестьянин с семьей и одним-двумя рабами обрабатывал небольшой участок в несколько югеров, то теперь в Италии начинает преобладать тип среднего поместья (около 200 югеров), в котором работало от полутора до двух десятков рабов. Крупные поместья — латифундии, где рабов было гораздо больше, а контроль за ними… Читать ещё >

Культурные, экономические и социальные последствия эпохи великих завоеваний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

То, что происходило в культурной жизни Рима в эпоху великих завоеваний, можно кратко выразить словами римского поэта Горация: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в сельский Наций искусства внеся…» (Послания, II, 1, 156—157). Влияние греческой культуры чувствовалось в Италии задолго до II в. до н. э., его проводниками были в первую очередь города Великой Греции. Но непосредственное соприкосновение с эллинской культурой и образованностью во время войн в Восточном Средиземноморье привело к потрясающему эффекту. Молодое поколение римлян, завороженное чудесами греческой цивилизации, становится ее страстным поклонником. Своего рода центром, объединившим филэллинов (любителей греческой культуры) стал кружок Сципионов. Сюда входили первоначально сам Сципион Африканский, его брат Луций, лучший друг Гай Лелий, Тит Фламинин, затем — следующее поколение: Л. Эмилий Павел, Сципион Эмилиан, Лелий Младший и другие.

Греческий язык входит в моду: римские аристократы не только бойко говорят на нем, но и пишут литературные произведения. Первые историки — старшие анналисты — рассказывали об истории Рима на греческом языке. Произведения греческих историков, поэтов, философов увлеченно читаются и обсуждаются. Филэллины стремились сызмала приохотить к греческому наследию своих сыновей, к которым они приглашали греков в качестве учителей и наставников мудрости. В Рим потянулись греческие философы, представлявшие различные философские школы (стоики, платоники, перипатетики), и толпы народа собирались, чтобы послушать их ученые споры. Такие представители свободных профессий, как актеры, музыканты, врачи, были почти сплошь греки. Если учесть, что в римских домах было множество рабов из Эллады, а в Риме жили многие видные греки как заложники, можно представить себе, какими быстрыми темпами шла эллинизация римской культуры и быта.

Под влиянием греческой архитектуры Рим украшается зданиями нового типа: нарядный и торжественный вид принимает форум с его портиками, колоннадами и арками, украшенными статуями в греческом стиле. Меняется и внутренний, и внешний вид римского дома. Старый римский дом, состоявший из атрия и спальни, теперь кажется примитивным.

Атрий (лат. atrium) — главное помещение дома, средоточие семейной жизни, откуда попадали в другие части дома; в нем находился очаг, брачное ложе, пенаты, маски предков, здесь принимали гостей и клиентов. Освещался через отверстие в крыше (impluvium), под которым находился бассейн для стока дождевой воды (compluvium).

У греков римляне заимствуют перистиль (рис. 11.4) —двор, обнесенный колоннадой, где среди фонтанов, зелени и цветов проходила жизнь состоятельной римской семьи.

Дж. У. Уотерхаус. В перистиле (ок. 1874 г.). Rochdale Art Gallery.

Рис. 11.4. Дж. У. Уотерхаус. В перистиле (ок. 1874 г.). Rochdale Art Gallery.

Специальные помещения отводили под библиотеки; сады украшали греческими статуями, которые в Риме было нетрудно приобрести, так как в Италию в изобилии свозилось награбленное в Элладе добро. Полы в домах выкладывались мраморной плиткой и мозаикой, стены покрывались фресками, а потолки украшались золотом и слоновой костью. Во время пиров римляне как и греки стали возлежать на ложах. Вместо хозяйки, которая раньше сама с помощью нескольких рабынь готовила скромную трапезу, на кухне царит теперь греческий повар. Заимствуется греческая мода, обычай носить украшения и т. д. Расшатывались устои патриархальной семьи, слабела власть отцов, более свободно стали чувствовать и вести себя женщины. Они добились права самостоятельно распоряжаться своим имуществом, появились первые разводы.

Иноземные влияния не ограничивались только узким кругом римской знати, а шли гораздо дальше, проникая в самую гущу населения. Особенно это заметно было в религии, где необычайную популярность приобрели греческие культы. Под влиянием эллинских образцов римские боги приобретают антропоморфный вид и отождествляются с греческими. Появляется в Риме и первый культ восточного происхождения — культ фригийской богини Кибелы, Великой Матери богов. Мода на экзотические культы была столь велика, что встревоженный сенат принял ряд постановлений против тех из них, которые слишком противоречили добрым римским нравам. Так, были запрещены культ Вакха (восточная экстатическая разновидность культа Диониса) и тайные встречи его адептов — вакханалии.

Эпоха великих войн и завоеваний принесла Риму новые территории, неисчислимые богатства и огромное множество рабов. Сотни тысяч невольников хлынули в Италию, и этот неиссякаемый источник дешевой рабочей силы изменил характер и рабства, и экономики Италии. Рабство перестало быть, как прежде, патриархальным, домашним. Рабы теперь не только обслуживали хозяйскую семью — фамилию, являясь в какой-то мере ее частью, но и широко применялись в различных отраслях: в сельском хозяйстве, в горнодобывающем деле, в строительстве и т. д. В отличие от патриархального, «классическое» рабство использует раба как средство получения прибыли, поэтому резко усиливается эксплуатация рабов и ухудшается их положение. Раб приравнивается к вещи, животному; хозяин может безнаказанно распоряжаться им, как ему вздумается. Катон в трактате «О земледелии» советует управляющему следить за тем, чтобы рабы всегда, даже в праздник и непогоду, были заняты делом; от старых рабов следует избавляться, чтобы не кормить их даром (Земледелие, 2). Еще более цинично подходил к рабам писатель I в. до н. э. Марк Теренций Варрон. Он говорил, что средства, которыми возделывают поля, делятся на «орудия говорящие, бессловесные и немые. К говорящим относятся рабы, к бессловесным — волы, к немым — телеги» (О сельском хозяйстве, 1,17). Правда, по мере роста числа рабов в римском обществе увеличивалось и число вольноотпущенников {либертинов). Вольноотпущенник принимал имя бывшего господина, становился его клиентом. Иногда он оставался в доме хозяина, иногда платил ему оброк со своего промысла (например, ремесленной мастерской) или выполнял услуги делового и торгового агента.

Главной сферой применения рабского труда было сельское хозяйство. Если раньше римский крестьянин с семьей и одним-двумя рабами обрабатывал небольшой участок в несколько югеров, то теперь в Италии начинает преобладать тип среднего поместья (около 200 югеров), в котором работало от полутора до двух десятков рабов. Крупные поместья — латифундии, где рабов было гораздо больше, а контроль за ними затруднителен, приносили меньше дохода и встречались в основном на юге страны. Представители нобилитета увеличивали свои земельные владения за счет оккупации общественных земель {ager publicus), фондом которых они распоряжались. Другим источником концентрации земли было обезземеливание мелкого и среднего крестьянства — одно из фатальных последствий эпохи великих завоеваний. Использование дешевой рабской силы, приток дешевого хлеба из захваченных новых провинций, постоянный отрыв хозяина от его земли из-за длительных заморских войн, все это приводило к массовому разорению италийского крестьянства. Некоторые крестьяне, отказываясь от невыгодного хлебопашества, переходили к возделыванию виноградников и выращиванию оливок. Но чтобы заняться новым делом, нужны были средства, которыми располагали далеко не все. Разорившиеся крестьяне шли в арендаторы, занимались поденной или сезонной работой. Большая же часть уходила в город, пополняя ряды пролетариата — праздной толпы, живущей за счет общества и подачек знати. Из этой среды римские аристократы в эпоху Поздней республики вербовали себе бесчисленные армии клиентов, которые выстраивались с вечера у дома патрона, чтобы с утра приветствовать его в надежде на небольшой подарок, сопровождали его на форум, голосовали, как им скажут на выборах, а если надо — раздавали тумаки политическим оппонентам.

Практикум

Рождение римской литературы и театра.

Комедиографы Плавт и Теренций Задания

  • 1. Ответьте на вопросы: Каково происхождение римского театра? Что на него повлияло? Что означает термин «ателлана»? Какие в ней были персонажи (маски)? Что такое «паллиата» и «тогата»? Что римский театр заимствовал из греческого? Сравните римский и греческий театр: в чем заключались отличия? Каково было отношение к актерам в Греции и Риме?
  • 2. Ознакомьтесь с биографиями самых известных римских комедиографов, Плавта и Теренция, прочитайте про особенности их творчества, узнайте, какие из их произведений дошли до нашего времени.
  • 3. Выберите одно из произведений Плавта или Теренция, прочитайте и подготовьте пересказ сюжета (индивидуально или группами по 2—3 человека).

Рекомендации: Отнеситесь максимально серьезно к предложенному заданию по пересказу одной из комедий. Прочитайте выбранное произведение. Разберитесь в сюжете и действующих лицах. Попробуйте пересказать сюжет комедии/произведения по памяти, затем перечитайте еще раз. по памяти, затем перечитайте еще раз. Постарайтесь сделать ваш пересказ понятным для слушателей. Подберите наиболее яркие, на ваш взгляд, цитаты и потренируйтесь их читать с выражением и соблюдением ритма. Если вы работаете в группе, то порепетируйте представление диалогов из комедии по ролям. Подберите самый выгодный отрывок — помните, что слушателей необходимо не просто заинтересовать, но и убедить в том, что это действительно комедия, притом смешная. Не ограничивайте себя в творчестве: если вам захочется использовать какой-либо реквизит — используйте!

Вопросы для размышления

Подумайте, какая разновидность античного театра вам ближе: греческий или римский театр (в самом широком смысле)? Почему?

Как вам кажется, почему античные трагические и комические произведения ставятся на сцене и в наши дни? Остаются ли эти сюжеты действительно актуальными или это дань традиции?

  • 1. Альбрехт, М. фон. История римской литературы / М. фон Альбрехт; пер. А. И. Любжина. — М., 2002.
  • 2. Варнеке, Б. В. История античного театра / Б. В. Варнеке. — М.; Л., 1940.
  • 3. История римской литературы. Т. 1 /подред. С. И. Соболевского [идр.]. — М., 1959.
  • 4. Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий; пер. с польск. В. К. Ронина. — М., 1990.
  • 5. Трухина, Н. Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики / Н. Н. Трухина. — М., 1986.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой