Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительный анализ услуг Интернет-банкинга и тарифов, представляемых российскими банками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что один из самых важных показателей удобства работы с интернет-банкингом для клиента заключается в том, насколько оправдана в нем приставка «on-line», или, проще говоря, сколько времени требуется системе на то, чтобы совершить проводку и обновить клиентский счет. «Центрокредит» обещает совершить клиентскую проводку в течение одного банковского дня, а «Автобанк-НИКойл» в течение… Читать ещё >

Сравнительный анализ услуг Интернет-банкинга и тарифов, представляемых российскими банками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интернет-банкинг в настоящее время является наиболее распространенной финансовой Интернет-услугой среди российских банков: 77 процентов банков, уже предлагают своим клиентам услугу управления банковским счетом через Интернет. В то время как услуги Интернет-трейдинга оказывают 55% банков, а Интернет-эквайринга — 32%. В ближайшее время услугу Интернет-банкинга планируют предоставлять своим клиентам 15% банков, Интернет-трейдинга — 33%, Интернет-эквайринга — 31% (рис. 2.3).

Рынок Интернет-услуг российских банков.

Рис. 2.3 Рынок Интернет-услуг российских банков

Многие банки, уже использующие отдельные решения интернет-банкинга, собираются в скором времени перейти к полноценному виртуальному обслуживанию, которое будет включать в себя также смс-банкинг, телефон-банкинг, wap-банкинг. На сегодняшний день лишь немногие российские банки имеют системы подобного уровня, однако, в ближайшие несколько лет этот список, видимо, значительно расширится. Подобный настрой банков вкупе с ростом популярности самих сервисов позволяет прогнозировать на ближайшие годы стабильный спрос на решения ДБО.

Впрочем, не многие могут похвастаться хорошим интернет-банкингом, Пока российские банки в силу невысокой технологичности и больших затрат этого проекта не идут дальше набора примитивных функций. Исключение составляют крупные игроки, давно отладившие соответствующие системы. Наиболее профессиональными считаются Телебанк, доставшийся ВТБ 24 в наследство от Гута-банка, «Альфа-клик» от Альфа-банка, системы онлайн-обслуживания в Райффайзенбанке, «Уралсибе» и Ситибанке. Стоимость создания или покупки подобного сервиса составляет $ 100−200 тыс. Максимум — $ 500 тыс. Так, система «Альфа-клик» стоила в свое время Альфа-банку около $ 300 тыс. Далеко не все средние и мелкие банки могут ее себе позволить.

Компанией CNews Analytics была проведена оценка качества услуг интернет-банкинга в России на основе как пользовательского подхода к исследованию функциональности систем, так и консультаций с банками и разработчиками решений. Для исследования были выбраны 100 крупнейших банков по активам физических и юридических лиц.

Основная оценка выставлялась с учетом наличия наиболее востребованных населением услуг, таких как: информационные услуги (проверка состояния счета, получение выписок за определенный период), возможность совершения переводов в рублях и валюте, конвертация средств, проведение договорных платежей (оплата коммунальных услуг, услуг мобильной связи и др.), пополнение и блокирование пластиковых карт. В случае если несколько банков имели одинаковый набор основных функций, то учитывались другие, менее востребованные сегодня сервисы — например, погашение кредитов, открытие нового счета, наличие нескольких вариантов организации защищенного доступа (по выбору клиента), а также качество описания услуги на сайте банка и наличие демонстрационного доступа.

По итогам исследования оказалось, что восемнадцать из ста банков позволяют своим клиентам физическим лицам производить денежные не договорные переводы. Еще в нескольких банках активные операции ограничиваются договорными платежами. Остальные, в лучшем случае, позволяют просмотреть информацию по счету, а в большинстве нет и такой функции. Таким образом, более или менее полноценный интернет-банк для физических лиц предлагают только 18 банков из первой сотни.

Таблица 2.2.

Качество услуг интернет-банкинга для физических лиц.

Место.

Активы физических лиц.

Банк.

Система.

Оценка CNews.

1−4.

Альфа-банк.

БСС.

4.9.

1−4.

Внешторгбанк 24.

Степ Ап.

4.9.

1−4.

Северная казна.

Собственная разработка.

4.9.

1−4.

Уралсиб (Москва).

РУКАРД.

4.9.

Экспресс-Волга.

Н/д.

4.85.

6−9.

Международный московский банк.

БСС.

4.7.

6−9.

Промсвязьбанк.

Собственная разработка.

4.7.

6−9.

Импэксбанк.

Собственная разработка.

4.7.

6−9.

Мастербанк.

Н/д.

4.7.

10−16.

Уралсиб (регионы).

Асофт.

4.5.

10−16.

Росбанк.

Собственная разработка.

4.5.

10−16.

Омский промстройбанк.

Собственная разработка.

4.5.

10−16.

Югбанк.

Faktura.ru.

4.5.

10−16.

Новосибирсквнешноргбанк.

Faktura.ru.

4.5.

10−16.

Петрокоммерц.

БСС.

4.5.

10−16.

Сибакадембанк.

Faktura.ru.

4.5.

Саровбизнесбанк.

Faktura.ru.

4.2.

Драгоценности Урала.

Бифит.

Союз.

РУКАРД.

Банк Москвы.

Бифит.

Уралвнешторгбанк.

CSBI.

Первые девять банков в списке получили одинаковый бал по основной оценочной сетке. Клиент любого из них может просматривать информацию о состоянии счета, пополнять пластиковые карты, переводить деньги в рублях и валюте, совершать договорные платежи по упрощенной схеме (не забивая реквизиты получателя вручную, а выбирая из списка). Поэтому, если подходить с точки зрения среднестатистического пользователя, все эти интернет-банки обладают одинаковыми функциональными возможностями.

Интернет-банки «Альфа-банка», «Внешторгбанка 24», «Северной казны» и «Уралсиба» (московский регион) не поддались дифференциации и при более детальном рассмотрении. Функциональные возможности у систем несколько различаются, но в конечном итоге у каждого есть свои сильные стороны. Дробить же оценки до тысячных долей, чтобы выявить сильнейшего не имеет смысла, потому что здесь большую роль играет субъективный фактор. Одному пользователю важно наличие USB-ключа для входа в банк, чтобы быть спокойнее за свои деньги, а другому, например, нужна возможность удаленного открытия депозитов или погашения кредита. Однако наличие объективных «минусов» не позволило поставить кому-либо высшую оценку в 5 баллов.

Новым игроком здесь является банк «Экспресс-Волга», который запустил свой интернет-банк только в 2005 г и сразу оказался в числе лидеров. Попасть же в первую «тройку» ему помешало отсутствие демо-версии своего сервиса, а также подробного описания услуги на сайте банка.

Банки с 6 по 9 места (зеленая группа) предоставляют пользователям основной спектр услуг, но отстают от первой группы по числу дополнительных сервисов. Расположившиеся с 10 по 16 места банки (голубая группа) немного ограничивают своих клиентов в части основных сервисов. Так, среди них только «Петрокоммерц» позволяет совершать валютные переводы, но в то же время у него нет упрошенной схемы проведения договорных платежей, как у других банков данной группы.

У всех банков, которые занимают места с 17 по 21, отсутствует возможность проведения активных операций с валютными счетами. Кроме того, в «Саровбизнесбанке» пока не в полной мере реализована работа с пластиковыми картами, а в «Союзе» и «Драгоценностях Урала» — проведение договорных платежей. Банки серой группы предоставляют через Интернет лишь ограниченный спектр услуг, таких как получение информации по счетам и картам, а также проведение договорных платежей.

Если дистанционное обслуживание физических лиц только развивается, то юридические лица уже давно имеют возможность управлять своим счетом удаленно. Раньше это были системы типа банк-клиент, которые выросли со временем в интернет-банкинг, вобравший в себя весь их функционал, и позволивший совершать многие операции самостоятельно. В результате этого, перечень услуг, предоставляемых интернет-банками для юридических лиц, сегодня практически идентичен и покрывает большинство их потребностей.

Крупнейшие банки, поддерживающие интернет-банкинг для юридических лиц, представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Крупнейшие банки, поддерживающие интернет-банкинг для юридических лиц.

Активы юридических лиц.

Банк.

Система.

Банк Москвы.

Бифит.

Альфа-банк.

БСС.

Росбанк.

ИНИСТ.

Международный московский банк.

БСС.

Уралсиб.

Рукард.

Промсвязьбанк.

Собственная разработка.

Ак Барс.

БСС.

БИН.

Бифит.

Московский банк реконструкции и развития.

БСС.

Россия.

Собственная разработка.

Сургутнефтегазбанк.

БСС.

Импэксбанк.

Собственная разработка.

Русь-Банк.

БСС.

Инвестсбербанк.

Бифит.

Росевробанк.

БСС.

Всероссийский банк развития регионов.

БСС.

Внешторгбанк розничные услуги.

СтепАП.

Газэнергопромбанк.

БСС.

Мастер-банк.

Н/д.

Югбанк.

Faktura.ru.

Несмотря на то, что 2006 год видимых изменений на рынке интернет-банкинга не произошло (по сравнению с 2005 г.), этот рынок растет и очень быстрыми темпами. Это видно хотя бы по росту количества пользователей и по увеличению объема платежей, которые клиенты проводят через Интернет. В «Альфа-банке» число частных пользователей выросло на 50% и приблизилось к 60 тыс. человек. Количество физических лиц, обслуживающихся в интернет-банке «Северной казны» увеличилось с 2300 до 3700 человек, а поток платежей вырос более чем на 400 млн руб. Количество корпоративных клиентов интернет-банка выросло на 64% и превысило 7500, а поток их платежей увеличился за год 67 млрд. рублей.

В АКБ «Промсвязьбанк» по итогам 2006 года количество клиентов — физических лиц, проводящих операции через системы интернет-банкинга PSB On-Line и PSB-Retail, увеличилось по сравнению с 2005 годом в 5 раз и составило на 1 января 2007 года более 26 400 человек.

Количество клиентов — юридических лиц, использующих интернет-банкинг PSB On-Line, выросло на 106% и составило на начало 2007 года более 13 200 предприятий. В 2006 году «Промсвязьбанк» начал внедрение новой версии системы интернет-банкинга для физических лиц PSB-Retail.

Практически все банки отмечают, что основными востребованными банковскими интернет-услугами у физических лиц является получение информации об остатках и выписок по счетам, оплата услуг предприятий с использованием шаблонов платежей (коммунальные платежи), перевод средств между собственными счетами, работа с карточными счетами. В тех банках, где реализована услуга работы со срочными вкладами, данная услуга также является одной из популярных. Так, например, в «Автобанк-Никойл» данная услуга находится на втором месте по востребованности у физических лиц после услуги получения выписки по счету.

В «Омскпромстройбанке» объем платежей физических лиц вырос на 350%, а число корпоративных клиентов увеличилось почти вдвое. В два раза увеличилось число корпоративных пользователей в «Промсвязьбанке» (6400 человек), а количество частных клиентов достигло 4600 человек. Суммарный поток их платежей вырос в 2,5 раза. И в «Северной казне» и в «Промсвязьбанке» число корпоративных клиентов, пользующихся интернет-банком значительно превышает число тех, кто пользуется системой банк-клиент. Можно предположить, что подобный рост наблюдается и в других финансовых структурах, активно развивающих направление интернет-банкинга.

Переместив большинство операций во Всемирную паутину, банки получают колоссальное снижение себестоимости транзакции. Стоимость операций сокращается в разы. Банки настолько заинтересованы в развитии и внедрении каналов удаленного доступа, что должны стимулировать своих клиентов пользоваться интернет-банкингом с помощью льготных тарифов.

Тарифов на интернет-банкинг, от банка к банку они сильно отличаются и обычно включают в себя три составляющие: плата за подключение, абонентская плата и комиссии за проведение разного рода платежей. Плата за подключение все реже используется банками и взимается преимущественно за предоставление технических составляющих системы. Некоторые предоставляют его бесплатно, например Ситибанк и Альфа-Банк. А тариф на подключение в банке «Первое О.В.К.» может составлять от 2,5 до 30 долларов в зависимости от величины оборота на вашем счете и предоставляемого пакета услуг.

Весьма значительно отличается и абонентская плата. Абонентская плата практикуется всеми банками, но только в Альфа-банк Экспресс и Ситибанке эта плата взимается не за услугу интернет-банкинга, а за пакет услуг, включающий помимо интернет-банкинга пластиковую карту. Комиссия за проведение платежей обычно включает процент от суммы платежа, но не менее определенной банком минимальной суммы. Например, в ВТБ-24 такая комиссия составляет 0.2%, но не менее 5 рублей и не более 200 рублей. Интересен в этом смысле подход банка «Центрокредит». Абонентскую плату (500 рублей в год) здесь начинают взимать только после того, как клиент совершит хотя бы одну активную операцию.

Казалось бы, интернет-банкинг экономит банкам значительные средства на обслуживании клиентов, прежде всего на квалифицированной рабочей силе. Как ни странно, это общепризнанное банковским сообществом обстоятельство не всегда служит основанием для того, чтобы тарифы переводов для интернет-клиентов отличались от тех, которые действуют для клиентов в банковском отделении. Более того, сейчас тарифы на on-line переводы в банке в полтора раза выше, чем на переводы, осуществляемые через отделения. Столь высокие тарифы, на сегодняшний момент, связаны с необходимостью оправдать затраты на внедрение системы.

С другой стороны, тарифы могут отличаться незначительно, но при этом существенно уменьшена минимальная сумма банковской комиссии при проведении платежа. Известно, что переводить небольшие суммы через банк невыгодно прежде всего потому, что существующая минимальная ставка комиссионных представляет собой фиксированную сумму, например, около 200 рублей. И тогда размер комиссионных для небольших переводов может достигать 25%, а то и 40% от перечисляемой суммы. В таком случае проводить через интернет-банкинг те же коммунальные платежи или платить за телефон становится совершенно невыгодным. Поэтому в ВТБ- 24 сочли необходимым максимально уменьшить эту нижнюю планку. Теперь она может составлять всего 5 рублей. В целом же тарифы на переводы on-line в наиболее продвинутых банках могут быть выгоднее «оффлайновых» в среднем на 20%.

Очевидно, что один из самых важных показателей удобства работы с интернет-банкингом для клиента заключается в том, насколько оправдана в нем приставка «on-line», или, проще говоря, сколько времени требуется системе на то, чтобы совершить проводку и обновить клиентский счет. «Центрокредит» обещает совершить клиентскую проводку в течение одного банковского дня, а «Автобанк-НИКойл» в течение нескольких минут, если операция совершается в течение банковского дня, то есть до 15.00. Неплохой оперативностью могут похвастаться также системы интернет-банкинга ВТБ-24 и Альфа-Банка. Кстати говоря, часть операций в ряде банков может быть недоступна в «темное» время суток. Так, например, банк «Первое О.В.К.» оговаривает, что выписки по счетам и ознакомление с историей платежей невозможны с 21.00 до 6.00.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой