Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Электронное правительство Республики Казахстан

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В апреле 2006 года в эксплуатацию был сдан веб-портал «электронного правительства Республики Казахстан, который стал практическим механизмом доступа к информационным и интерактивным услугам госорганов. Для решения главной задачи портала — предоставления электронных госуслуг — разработано программное обеспечение модулей интеграции с Единой системой электронного документооборота (ЕСЭДО… Читать ещё >

Электронное правительство Республики Казахстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оценка развития электронного правительства Казахстана

Термином «электронное правительство» (e-Government) обозначают единую систему, которая объединит все государственные органы и позволит им оказывать услуги населению с помощью Интернета, электронных терминалов или даже мобильного телефона. Причем не только физическим лицам, но и компаниям или предпринимателям.

Взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами и составляют основные модели внутри электронного правительства (рисунок 10): G2C (государство-граждане), G2B (государство-бизнес) и G2G (государство-государство).

Взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами.

Рисунок 10. Взаимодействия между государством, бизнесами и гражданами.

Обоснование электронного правительства

Идея создания электронного правительства в нашей стране была инициирована главой государства в ежегодном Послании народу Казахстана по вхождению республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Десятого ноября 2004 года программа по внедрению электронного правительства была утверждена Указом Президента «О Государственной программе формирования электронного правительства в Республике Казахстан на 2005;2007 годы».

Согласно документу, разработанному с учетом мирового опыта, реализация электронного правительства в Казахстане предусматривает следующие этапы (рисунок 11).

Этапы реализации ЭП.

Рисунок 11. Этапы реализации ЭП.

Первый этап формирования электронного правительства предусматривает публикацию и распространение информации.

Второй — предоставление интерактивных услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.

Третий — транзакционное взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.

Четвертый — формирование информационного общества.

Идеология электронного правительства основана на двух вещах. Это построение инфраструктуры для оказания сервисов и сами сервисы. Построением инфраструктуры электронного правительства является создание базовых компонентов е-правительства. В инфраструктуру е-правительства" включает государственные базы данных «Физические лица», «Юридические лица», «Адресный регистр», «Регистр недвижимости»; веб-портал и шлюз е-правительства, единую систему электронного документооборота (ЕСЭДО), удостоверяющие центры (инфраструктуры открытых ключей); единую транспортную среду (ЕТС).

Результатами реализации Программы стали:

  • · формирование базовых компонентов инфраструктуры «электронного правительства;
  • · создание нормативной правовой базы;
  • · формирование и развитие электронных услуг государственных органов;
  • · повышение уровня компьютерной грамотности населения.

Единая система электронного документооборота

Единая система электронного документооборота государственных органов (ЕСЭДО) с применением технологии электронной цифровой подписи была создана и запущена в промышленную эксплуатацию в 2006 году. Межведомственный электронный документооборот в Казахстане кардинально отличается от систем, используемых в Европе или странах постсоветского пространства: он позволяет объединить и унифицировать ведомственные системы электронного документооборота всех центральных государственных органов. ЕСЭДО сегодня применяется в 80 центральных и 16 местных исполнительных органах республики.

Снижение информационного неравенства

Но для реализации е-правительства нужно было также готовить людей, которые, владея компьютерной грамотностью и имея доступ к ИКТ, смогут взаимодействовать с е-правительством в любой географической точке страны. Для решения этой проблемы была разработана и запущена программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан, которая предусматривала повышение компьютерной грамотности населения и развертывание в 2007;2009 гг. сети пунктов общественного доступа в Интернет по всей стране в виде рабочих станций и инфокиосков, которые установлены в наиболее часто посещаемых общественных местах.

Ведомственные информационные системы

После создания базовых компонентов электронного правительства для того, чтобы полномасштабно развивать и предоставлять электронные услуги, были подключены информационные системы государственных органов. Для полной автоматизации государственными органами были созданы внутриведомственные порталы, специальные интеграционные системы, охватывающие функциональные задачи ведомства и соединяющие ряд информационных систем.

Первыми среди министерств полную автоматизацию осуществили Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты населения, а также Агентство по управлению земельными ресурсами. И этот список пополняется. В настоящее время информационные системы внедрены в таких госорганах, как Министерство здравоохранения, сельского хозяйства, экономики и бюджетного планирования, внутренних дел, охраны окружающей среды, Верховный суд, Генеральная прокуратура и др.

Удостоверяющие центры (инфраструктура открытых ключей)

Удостоверяющие центры включают в себя два блока: Удостоверяющий центр государственных органов (УЦ ГО), который выдает электронные ключи, электронные цифровые подписи в рамках внутреннего контура е-правительства — для того, чтобы госслужащие могли подписывать свои документы в рамках системы электронного межведомственного документооборота. Второй блок представляет собой Национальный удостоверяющий центр (НУЦ), задача которого обеспечение граждан и организаций республики электронными цифровыми подписями.

В 2007 году УЦ ГО был сдан в постоянную эксплуатацию, параллельно в рамках данного проекта было выдано 768 ЭЦП.

На сегодняшний день электронную цифровую подпись имеют 147 830 человек. Для бесперебойной выдачи электронных подписей при центрах обслуживания населения открыты двадцать восемь центров регистрации во всех областных центрах и городах.

Единая транспортная среда (ЕТС)

Для защищенного обмена данными между госорганами в 2004 году была создана единая транспортная телекоммуникационная система, которая кроме решения задач безопасности позволяет комплексно получать и такие сервисы, как видео-конференцсвязь, IP-телефония, а также решает задачи дистанционного обучения служащих и автоматизации обработки обращений граждан или потребителей услуг. Данный проект был реализован в г. Астане с охватом 29 госорганов. На сегодняшний день к ЕТС подключены все центральные государственные ведомства.

В апреле 2006 года в эксплуатацию был сдан веб-портал «электронного правительства Республики Казахстан, который стал практическим механизмом доступа к информационным и интерактивным услугам госорганов. Для решения главной задачи портала — предоставления электронных госуслуг — разработано программное обеспечение модулей интеграции с Единой системой электронного документооборота (ЕСЭДО) и государственными базами данных, в том числе «Государственный земельный кадастр», «Интегрированная налоговая информационная система», «Физические лица», «Юридические лица», «Адресный регистр», «Регистр недвижимости», база данных Государственного центра по выплате пенсий.

Уже сегодня каждый гражданин Казахстана может зайти на портал е-правительства и получить электронные услуги в кратчайшие сроки без прямого контакта с госорганом. Для этого надо зарегистрироваться на портале, получить электронную цифровую подпись и направить запрос, подписанный электронной цифровой подписью, на получение необходимой справки. электронный казахстан документооборот Для предоставления транзакционных услуг «электронного правительства» создана автоматизированная система «Платежный шлюз «электронного правительства» для проведения интернет-платежей, таких как оплата налогов, штрафов, пени и т. д. Платежный шлюз «электронного правительства» — это своего рода магазин, позволяющий пользователю делать заказы на государственные услуги и, соответственно, оплачивать их посредством платежной карточки или с текущего банковского счета. C точки зрения информационного обмена Платежный шлюз «электронного правительства» напрямую взаимодействует с информационной системой банков-эквайрингов, а те, в свою очередь, — с Казахстанским центром межбанковских расчетов и системой казначейства. Информация о плательщике и данные его платежной карточки будут надежно защищены от различного рода информационных взломов посредством их передачи по специальным каналам связи.

Для оплаты услуги нужно только набрать адрес Платежного шлюза в Интернете либо на портале «электронного правительства». Для этого также пользователь должен быть зарегистрированным на портале «электронного правительства» и иметь электронную цифровую подпись Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

В странах с развитой экономикой, таких, как Швеция, Дания, Норвегия, США, Сингапур и другие, оплата государственных услуг банковскими магнитными картами через системы интернет-банкинга, через системы «электронной наличности» государственных электронных услуг давно вошла в практику. В Казахстане же подобный проект реализуется впервые.

Таким образом, «электронное правительстве» переходит на следующий — транзакционный — этап своего развития.

Достижения электронного правительства Казахстана

«Прорывом» на третьем, транзакционном этапе, который еще не завершен, стало создание ИС «Электронные государственные закупки». Отныне предприниматель, не выходя из офиса, может участвовать в тендерах. С 1 января 2010 года все госзакупки способом запроса ценовых предложений производятся только в электронном формате, на веб-портале государственных закупок www.goszakup.gov.kz. Сейчас на портале электронных госзакупок зарегистрировано порядка 44 000 участников, более половины из которых выступают в роли потенциальных поставщиков. И эти цифры увеличиваются практически с каждой минутой. Таким образом, портал успешно демонстрирует выполнение главных своих задач: повышение открытости процесса государственных закупок, создание равноправных условий конкуренции и снижение бюджетных расходов на приобретение товаров и услуг. Только с начала 2010 г. средняя суммарная экономия бюджетных средств за счет внедрения ЭГЗ составила свыше 4 млрд. 215 млн. тг.

В 2009 году началось внедрение проекта «Е-лицензирование», который в основном предназначен для субъектов предпринимательства. Это упрощение процедур получения предприятиями различных лицензий и разрешений на осуществление лицензируемых видов деятельности. Е-лицензирование дает возможность человеку, который подает заявку на получение лицензии, отслеживать всю процедуру ее рассмотрения. При этом полностью исключается контакт между лицом, которое рассматривает заявку, и тем, кто ее подает. Он имеет огромную эффективность в области борьбы с коррупцией. Пока что проект в качестве пилотного запущен в нескольких министерствах: Министерстве энергетики и минеральных ресурсов, МВД, АРЕМ. В текущем году планируется запустить его еще в ряде государственных органов, в том числе: в Министерстве культуры, Агентстве по управлению земельными ресурсами, Министерстве здравоохранения, Министерстве образования и науки.

Развивается и региональное направление госпрограммы. В регионах внедрена Единая система электронного документооборота, с сентября 2009 года все акиматы пользуются оперативностью электронного документооборота. В настоящее время проводится обследование государственных услуг, оказываемых на местном уровне, с целью перевода их в режим он-лайн. Разработан прототип системы «Электронный акимат» на 5 выбранных услуг, произведено внедрение в опытную эксплуатацию в акимате Павлодарской области.

В декабре 2009 года запущен в промышленную эксплуатацию в пилотной зоне по городу Астана проект «Единая нотариальная информационная система «е-нотариат», задача которой обеспечить своевременную и достоверную отчетность о нотариальных действиях, эффективную работу нотариусов и их взаимодействие с республиканской и территориальными нотариальными палатами, с министерством юстиции РК. Населению в свою очередь предоставляются качественные, правовые нотариальные услуги. Внедрить Единую нотариальную информационную систему по всей республике планируется в 2010;2012 годах.

В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2010 году Казахстан находится на 18 месте (рисунок 12) по сравнению с 2008 годом (106 место).

Позиция Респики Казахстан в мировых рейтингах по показателю «электронное участие».

Рисунок 12. Позиция Респики Казахстан в мировых рейтингах по показателю «электронное участие».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой