Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бухгалтерские счета. 
Бухгалтерские счета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смешанные предполагают одновременный учет имущества с источником его образования. Например, расчеты с подотчетными лицами или с учредителями. Это основная классификация, используемая в плане, но есть и несколько дополнительных. По назначению счет может быть: денежный — учет денежных средств, всегда активный; инвентарный — учет имущества, активный; расчетный — по нему производятся различные виды… Читать ещё >

Бухгалтерские счета. Бухгалтерские счета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

План является сгруппированным перечнем счетов, отражающих все аспекты хозяйственной деятельности предприятия. В плане находят свое отражение все проводимые операции, как хозяйственные, так и финансовые, то есть учитываются все активы и обязательства. Группировка проходит в соответствии с целями и объектами учета. Именно благодаря плану и происходит согласование учетных и действующих показателей [6, с. 24].

План счетов составляется на основании приказа Минфина и Инструкции, в котором содержатся все виды счетов. Из них и нужно выбрать подходящие счета для вашей организации. Это сделано с целью систематизации планов любого субъекта по всей России, а также обеспечивает единообразный подход к оформлению плана. На основе утвержденного плана счетов составляется рабочий план, аналогичный общему. бухгалтерский счет финансовый Данный документ выполняет следующие задачи:

во-первых, создает упорядоченность в системе бухгалтерских операций;

во-вторых, выводит идентичные показатели разных фирм;

в-третьих, существенно снижает неточности или описки в бухучете за счет корреспонденции счетов.

По содержанию выделяют три вида бухгалтерских счетов. К ним относятся [4, с. 42]: активные, пассивные и смешанные или активно-пассивные.

В активный счет записывают тот, который занимается учетом видов средств, то есть активов. Вносятся данные об их наличии, движении и составе. Сюда же относятся расчеты с дебиторами. Примеры активных счетов: нематериальные активы, касса, расчетные и валютные счета, основные средства, готовая продукция и др.

К пассивным принадлежат те, которые фиксируют источники образования средств, а также расчеты с кредиторами. Вносятся те же данные, что и для активных счетов. Пример пассивных счетов: расчеты по налогам и сборам, уставной или резервный капитал, расчеты с подрядчиками и др.

Смешанные предполагают одновременный учет имущества с источником его образования. Например, расчеты с подотчетными лицами или с учредителями. Это основная классификация, используемая в плане, но есть и несколько дополнительных. По назначению счет может быть: денежный — учет денежных средств, всегда активный; инвентарный — учет имущества, активный; расчетный — по нему производятся различные виды расчетов, активно-пассивный; регулирующий — оценка отдельного вида имущества, активно-пассивный; отчетно-распределительный — по нему осуществляется распределение расходов по отчетным периодам; фондовый — контроль капитала фирмы, пассивный; и другие.

Также счета бывают балансовые и забалансовые. Больше всего в плане балансовых счетов, это те счета, которые обеспечивают взаимодействие всей деятельности фирмы. Все они действуют в одной системе. Счета, остатки по которым не относятся в баланс, называются забалансовыми. Для них не предусмотрено использование двойной системы записи. Обычно на этих счетах учитывается то имущество, которое не является собственностью фирмы.

План счетов состоит из номеров и наименований синтетических и аналитических счетов. Синтетические счета называются еще счетами первого порядка, аналитические, соответственно — второго порядка или субсчета [9, с. 63].

Всего в плане счетов, согласно законодательству, содержится 99 синтетических счета и 11 забалансовых счетов. Все синтетические счета нумеруются при помощи двух цифр, начиная с 01.

За ними идут забалансовые с трехзначной нумерацией — 001−011.

Субсчета располагаются в пределах одного из девяносто девяти счетов, их цифра прибавляется к уже имеющемуся шифру.

Порядок ведения аналитических счетов устанавливается организацией, исходя из инструкции и других нормативных актов по отдельным разделам учета. Все синтетические счета имеют двузначный номер (от 01 до 99) и разбиты на восемь разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного ведения счетов. Разделы расположены в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте [12, с. 32].

Производственные запасы включают те счета, которые обобщают информацию о предметах труда, их цель — обработка, переработка и применение в хозяйственных нуждах. Этот раздел содержит только активные счета. Примеры: животные, материалы, заготовка и покупка материальных ценностей. Непосредственные расходы на производство — все текущие расходы предприятия, за исключением на продажу. Здесь нет пассивных видов.

Готовые товары и продукция, обобщающие их наличие и процесс движения. Денежные средства, как в российских рублях, так и в иностранной валюте. Они могут быть на расчетном счету предприятия или в кассе. В этот раздел входят и ценные бумаги, и денежные, и платежные документы [7, с. 112].

Валютные платежи переводятся в рубли по курсу, но одновременно записывается и сумма в валюте расчета. Расчеты, в том числе с физическими лицами, юрлицами и внутрихозяйственные.

Капитал. Этот раздел посвящен движению капиталов фирмы. Финансовые результаты, то есть доходы и расходы фирмы. По результатам определяется конечный показатель данного отчетного периода. Сюда входят счета, к которым относятся: продажа, прочие расходы и доходы, прибыль и убытки, доходы или расходы будущих периодов [10, с. 62].

Следующая часть — счета за балансом, в которых содержатся данные об условных обязательствах. В раздел входят такие пункты:

основные средства, взятые по договору лизинга;

ценности, находящиеся на хранении;

материалы, взятые в переработку;

товары, принятые на комиссию;

оборудование для монтажа;

бланки строгой отчетности;

дебиторская задолженность; обеспеченные обязательства и полученные платежи;

обеспеченные обязательства и оплаченные платежи;

основные средства в аренде [12, с. 38].

Каждая организация имеет план счетов. Его значение сложно переоценить, так как на его основе ведется вся остальная бухгалтерия. Поэтому к его составлению следует относиться ответственно и внимательно.

На основе информации плана счетов дирекцией организации осуществляется анализ деятельности и принятие решений по дальнейшему развитию и управлению. Контролирующие органы также вправе затребовать этот документ.

Основное применение плана — контроль за деятельностью предприятия, четкое установление различных объектов на том или ином счете. Если уметь правильно прочитать план, сопоставить корреспондирующие счета, то можно узнать обо всех операциях и действиях фирмы [3, с. 79].

Это наглядное пособие для руководителей всех уровней, в которое нужно заглянуть перед прогнозированием перспектив бизнеса. При разработке плана обязательно следует учитывать тот факт, что он действует длительный срок, поэтому сразу подумайте о возможных перспективах развития фирмы. План не меняется, он остается прежним до тех пор, пока законодатель не примет новый приказ.

Главный бухгалтер, оформляя план, должен определить, какие синтетические счета будут использоваться организацией, а затем выбрать к ним аналитические счета. Малый бизнес обычно сокращает количество синтетических счетов, поскольку не пользуется половиной из них. Это упрощает и рационализирует отчетность [15, с. 124].

В случае, если организация осуществляет специфическую деятельность и нуждается в дополнении счетов другими, то она имеет право подать заявление в Минфин РФ. Если министерство даст добро, то в план вносятся соответствующие коррективы. Сейчас большинство предприятий автоматизировало бухгалтерские планы, поэтому рассматриваемый документ чаще всего заполняется в специальной программе, например, 1С: Бухгалтерия. Там создана таблица, которую достаточно легко заполнить, соблюдая рекомендации.

Сущность двойной записи и ее контрольное значение. Способы исправления бухгалтерских записей на счетах Каждая хозяйственная операция вызывает изменения одновременно двух объектов. Изменение одного объекта на определенную величину приводит к изменению другого объекта на эту же величину. Это объясняется диалектической взаимосвязью явлений как в природе, так и в экономике: если где-то убывает, то где-то прибывает.

Так как сами объекты взаимосвязаны, то возникает взаимосвязь и между бухгалтерскими счетами, на которых учитываются эти объекты. Запись на счетах производится по правилу двойственного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учет (метод двойной записи).

Двойная запись — это способ фиксирования хозяйственной операции, с помощью которого два экономических явления отражаются на двух счетах в одинаковой сумме [11, с. 88]:

  • — по дебету одного счета;
  • — по кредиту другого счета.

Взаимосвязь между счетами, обусловленная хозяйственной операцией, называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспондирующими. Если подобная связь между счетами отсутствует, то счета не корреспондируют.

Указание счетов, которые взаимодействуют в хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой или бухгалтерской записью. Чтобы правильно составить бухгалтерскую проводку, необходимо четко представлять экономическую сущность хозяйственной операции и определить корреспондирующие счета.

Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

Простая бухгалтерская проводка — запись хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета.

Сложная бухгалтерская проводка — запись по дебету нескольких счетов и кредиту одного счета или по дебету одного счета и кредиту нескольких счетов. Однако суммы по дебету и кредиту должны быть равны.

Пример [14, с. 134].

1. Поступили денежные средства с расчетного счета в кассу на выплату заработной платы работникам и на выдачу денежных средств в подотчет 150 000 р.

Составим простую бухгалтерскую проводку.

Дт 50 — 150 000 р.

Кт 51 — 150 000 р.

или Дт 50 Кт 51 — 150 000 р.

2. Из кассы выдана заработная плата работникам организации в сумме — 130 000 р.; выдано в подотчет на командировочные расходы работникам организации — 20 000 р.

Составим сложную проводку.

Дт 70 — 130 000 р.

Дт 71 — 20 000 р.

Кт 50 — 150 000 р.

Такая корреспонденция бухгалтерских счетов облегчает трудоемкость работ бухгалтера при ведении текущего бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности, а также позволяет легко внедрять автоматизированные системы учета и отчетности в организации.

Для правильного построения корреспонденции счетов по операции, необходимо выполнить следующее [15, с. 92]:

  • 1. По каждой хозяйственной операции определить две статьи баланса, которые друг с другом непосредственно взаимодействуют (корреспондируют).
  • 2. Определить по каждой из корреспондирующих статей баланса признак по отношению к балансу (активный, пассивный).
  • 3. Определить по каждому из корреспондирующих статей баланса направления ее изменения, т. е. в сторону уменьшения или увеличения.
  • 4. Присвоить каждой из корреспондирующих статей баланса номер счета из Плана счетов.
  • 5. Пользуясь схемой строения активного или пассивного счета для каждой из корреспондирующих статей баланса составить правильную бухгалтерскую запись по дебету одного счета и кредиту другого счета.

По окончании каждого месяца остатки и обороты по всем счетам, используемым в организации, группируются в сводную ведомость, которая называется синтетической оборотной ведомостью по счетам бухгалтерского учета.

Особенностью построения оборотной сальдовой ведомости по синтетическим счетам является то, что парные итоги в синтетической оборотной ведомости должны быть равны друг другу [13, с. 75].

  • 1. Итоговая сумма сальдо начального по дебету всех счетов должна быть равна итоговой сумме сальдо конечного по кредиту всех счетов, исходя из равенства итогов хозяйственных средств по двум классификационным признакам.
  • 2. Итоговая сумма оборотов по дебету всех счетов должна быть равна итоговой сумме оборотов по кредиту всех счетов, поскольку в системе двойной записи одна и та же сумма записывается одновременно по дебету одного счета и кредиту другого счета.
  • 3. Итоговая сумма сальдо конечного по дебету всех счетов должна быть равна итоговой сумме сальдо конечного по кредиту всех счетов исходя из равенства предыдущих столбцов.

Таким образом, синтетическая оборотная ведомость по счетам позволяет бухгалтеру контролировать остатки по используемым счетам, правильность составления проводок по операциям за месяц, правильность расчета остатков по счетам на конец месяца и правильность применения признака счета по отношению к балансу. Кроме того, синтетическая оборотная ведомость по счетам используется для формирования статей бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской отчетности.

Для осуществления контроля за полнотой отражения хозяйственных операций все они регистрируются в хронологической последовательности (по датам). На малых предприятиях с небольшим количеством операций заполняют регистрационные журналы, в которых записи называются хронологическими записями.

Хронологическая запись — это последовательное отражение экономически разнородных хозяйственных операций по датам совершения этих операций [6, с. 54].

Помимо хронологических записей необходима также группировка по экономически однородным признакам, которая осуществляется при помощи бухгалтерских счетов. Такая запись называется систематической.

Хронологические и систематические записи могут осуществляться раздельно и вместе. В первом случае сначала делается запись в хронологической последовательности в регистрационном журнале, а затем по счетам. Во втором — хронологическая и систематическая записи отражаются одновременно в одном общем документе (по группе однородных операций).

В процессе ведения бухгалтерского учета, при отражении хозяйственных операций, в бухгалтерских документах и учетных регистрах, работниками, которые производят данные хозяйственные операции, могут быть допущены случайные ошибки. Характер этих ошибок разнообразен. Иногда в документах записывается неверный текст или неверная сумма, допускаются ошибки в подсчетах количественных или суммовых итогов и т. п. Данные ошибки могут быть выявлены как в ходе текущей регистрации, так и при составлении отчетности. Для исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете применяется три способа:

  • 1. корректурный;
  • 2. способ красного сторно;
  • 3. способ дополнительной проводки (контировка).
  • 1) Сущность корректурного способа исправления ошибочных записей заключается в том, что неверная цифра, сумма, слово зачеркивается одной чертой. Сверху или рядом производится правильная запись. Одновременно с этим, на свободном поле листа делается оговорка: исправлено, в кавычках ставится правильная запись, ставится подпись лица, сделавшего исправление, и дата исправления. Данным методом можно исправлять ошибочные записи во всех бухгалтерских документах, кроме счетов бухгалтерского учета и бухгалтерских проводок.

Если ошибка допущена в счетах бухгалтерского учета, то, в зависимости от характера ошибки, применяются два других способа исправления ошибочных записей: красное сторно, дополнительная проводка.

2) Способ красного сторно основан на том, что по правилам, принятым в бухгалтерском учете, любая цифра, записанная красными чернилами, считается отрицательной (т.е. со знаком минус) и при подсчете итогов вычитается. Исходя из этого, при применении способа красного сторно, неправильная запись повторяется красными чернилами во всех учетных регистрах, где была допущена ошибка, а затем пишется правильная запись обычными чернилами.

В практике встречаются три вида ошибок, которые должны быть исправлены путем сторнирования [6, с. 61]:

А. Бухгалтерская контировка и записи по счетам сделаны необоснованно, т.к. хозяйственная операция вообще не имела места. Такая ошибка может быть исправлена одной «красной» контировкой, (проводкой) и записью в учетные регистры, которые погасят неправильную задолженность.

Б. Бухгалтерская контировка и записи по счетам сделаны на основе первичного документа и соответствуют сумме операции, но эта сумма отнесена на счета текущего учета не в соответствии с содержанием операции. Такая ошибка исправляется двумя контировками: красной, которая погашает ошибку, и новой контировкой, записываемой обычными чернилами, которая отражает правильное содержание хозяйственной операции. Например: Начислена з/п слесарю-ремонтникку в сумме 2 тыс. руб. Бухгалтер произвел запись: Д-т сч. 20 К-т сч. 70 2 тыс. руб. При составлении такой записи бухгалтер допустил ошибку в корреспонденции счетов. З/п слесарю-ремонтнику следовало отнести не на счет № 20, а на счет № 25 (как общепроизводственные расходы). Поэтому неправильная запись повторяется красными чернилами: Д-т сч. 25 К-т сч. 70 2 тыс. руб. и после этой записи обычными чернилами пишется правильная запись: Д-т сч. 25 К-т сч. 70 2 тыс. руб.

В. Счета в контировке указаны правильно, но сумма операции завышена. Например: сделана контировка-дебет сч. «Расчеты с персоналом по оплате труда» 50 тыс. руб., а кредит счета «Касса» 60 тыс. руб. В этом случае составляют красными чернилами контировку по счету «Касса» 10 тыс. руб.

3) Дополнительная проводка применяется в тех случаях, когда первоначальная бухгалтерская проводка (контировка) была составлена в заниженной сумме. Здесь в дополнение к первоначальной проводке, составляется новая проводка с указанием тех же корреспондирующих счетов на сумму допущенной ошибки. Дополнительная проводка пишется обычными чернилами.

Способы красного сторно и дополнительной проводки применяются не только для исправления случайных ошибок, но и для внесения уточнений в учетные регистры после отконений фактической себестоимеости продукции от плановой. При исправлении ошибок способом красного сторно и способом дополнительной проводки бухгалтер обязан составить справку, в которой указывается обоснованность исправления, а также указывается, что и как надлежит исправить.

В практике иногда в целях сокрытия результатов совершенного злоупотребления счетные работники делают необоснованные сторнировочные или дополнительные проводки, или же в справках, приложенных к ним, указывают неправильные данные. Поэтому встречающиеся в бухгалтерских документах и регистрах дополнительные записи произведенные красными и обычными чернилами необходимо подвергать тщательной проверке.

Заключение

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Построение плана счетов обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.

Бухгалтерский счет — это основания единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений.

Счета бухгалтерского учета — это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а так же хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженных в натуральных, денежных, и трудовых измерителях.

В едином Плане счетов счета сгруппированы в разделы. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов: в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Расположены разделы в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.

Действующий в настоящее время в России План счетов бухгалтерского учета не удовлетворяет полностью всем требованиям, которые предъявляются сегодня к организации учетного процесса на предприятиях, и нуждается в кардинальных изменениях. Учитывая, что План счетов — это базовый документ, согласно которому осуществляется бухгалтерский учет на предприятия и который является обязательным для исполнения в РФ, работа по изменению принципов его формирования может считаться обязательной. Этот процесс необходимо интенсифицировать также в связи с тем, что в соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу должен произойти перевод на МСФО консолидированной финансовой отчётности, составляемой открытыми акционерными обществами, другими организациями с публично обращающимися ценными бумагами, финансовыми организациями и другими хозяйствующими субъектами.

Библиографический список

  • 1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.11 г. № 402-ФЗ
  • 2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной дея тельности организации и Инструкция по его применению. Утвер ждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
  • 3. Андросов А. М., Викулова Е. В. Бухгалтерский учет. — М.: Андросов, 2011. — 124 с.
  • 4. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. — М.: Март, 2012 — 416 с.
  • 5. Бухгалтерский учет. Под ред. Безруких П.С.- М.: Бухгалтерский учет, 2012. 528 с.
  • 6. Бухгалтерский учёт: Учебник / Под ред. А. Д. Ларионова. — М.: «Проспект», 2010. — 392 с.
  • 7. Глушков И. Е. Бухгалтерский учёт на предприятии. — М.:Экор, 2010. — 432 с.
  • 8. Захарьин В. Р. «8300 бухгалтерских проводок по новому плану счетов», М.: «Дело», 2010 — 87 с.
  • 9. Каморджанова Н. А., Карташова И. В. Бухгалтерский учёт / Cерия «Краткий курс». — СПБ: Питер, 2010. — 224 с.
  • 10. Камышанов П. И. «Бухгалтерский учет и аудит» 2010 г. — 378 с.
  • 11. Касьянова Г. Ю. Большая Российская энциклопедия бухгалтера. Том 1 — М.: 2010 — 278 с.
  • 12. Козлова Е. П., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учёт в организациях. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 720 с.:ил.
  • 13. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт. Учебное пособие. — М.:ИНФРО, 2011. — 635 с.
  • 14. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 457 с.
  • 15. Ульянов И. П., Попова Л. В. Бухгалтерский учёт. Пособие для бухгалтера и менеджера. — М.:Бизнес-информ, 2009. — 292 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой