Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ отчета о прибылях и убытках

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с ПБУ 4/99 в новой форме отчета о прибылях и убытках появились две совершенно новые позиции: «Чрезвычайные доходы» и «Чрезвычайные расходы». В ПБУ 9/99 определено, что чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности /стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п./: страховое возмещение, стоимость… Читать ещё >

Анализ отчета о прибылях и убытках (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отчете о прибылях и убытках отражаются финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и аналогичный период предыдущего года.

Учет и отражение в отчетности доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» .

Суммы доходов, расходов и финансовые результаты рассчитываются для отражения в форме N 2 нарастающим итогом с начала года до конца отчетного периода.

Все расходы организации, а также показатели, имеющие отрицательные значения, в отчете о прибылях и убытках показывают в круглых скобках.

Отчет характеризует финансовые результаты деятельности организации (счет 90 «Прибыли и убытки») за отчетный период и должен содержать следующие числовые показатели:

Сумму выручки (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и т. п. налогов и обязательных платежей.

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов).

Валовая прибыль (убыток).

Коммерческие расходы (расходы по продаже).

Управленческие расходы (заполняется, если общехозяйственные расходы списываются сразу на финансовый результат, без распределения по затратным счетам).

Прибыль (убыток от реализации).

Проценты к получению.

Проценты к уплате.

Доходы от участия в других организациях.

Прочие операционные доходы.

Прочие операционные расходы.

Прибыль (убыток от финансово-хозяйственной деятельности).

Внереализационные доходы.

Внереализационные расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения.

Отложенные налоговые активы.

Отложенные налоговые обязательства.

Текущий налог на прибыль.

Чистая прибыль (убыток отчетного периода).

Справочно:

Постоянные налоговые обязательства (активы).

Базовая прибыль (убыток) на акцию.

Разводненная прибыль (убыток) на акцию.

В условиях рыночных отношений важнейшей формой выражения деловой активности организации является величина текущего финансового результата за определенный период прибыли. Прибыль обеспечивает организации возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей. Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерского /финансового/ отчета организации, дополняющая и развивающая информацию, представленную в балансе лишь в виде окончательно оформленного результата.

Отчет о прибылях и убытках претерпел значительные изменения, вызванные переходом к рыночным отношениям и адаптацией к международным стандартам бухгалтерского учета.

В ПБУ 9/99 дано определение доходов организации в целом, их видов, а также выручки. ПБУ 9/99 определяет порядок признания доходов в бухгалтерском учете и порядок раскрытия информации о доходах организации в бухгалтерской отчетности.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов /денежных средств, иного имущества/ и /или/ погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников /собственников общества/.

В ПБУ 10/99 определено, что расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов /денежных средств, иного имущества/ и /или/ возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников /собственников имущества/.

В соответствии с ПБУ 4/99 в новой форме отчета о прибылях и убытках появились две совершенно новые позиции: «Чрезвычайные доходы» и «Чрезвычайные расходы». В ПБУ 9/99 определено, что чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности /стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п./: страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т. п. В соответствии с ПБУ 10/99 в составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности /стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п./.

Не смотря на то, что количество статей формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» заметно увеличилось, изменилось также содержание статей отчета с введением нового Положения /ПБУ 4/99/, сам отчет не стал более информативным.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности организации, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства, определения величины чистой прибыли и других показателей.

С введением ПБУ 4/99 «Отчет о прибылях и убытках» стал больше соответствовать требованиям международных стандартов финансовой отчетности /МСФО/, но для целей финансового анализа он как был, так и остается недостаточно информативным. Как в существовавшей форме отчета, так и в новой, нет раздела характеризующего использование прибыли. Отчет о прибылях и убытках не дает ответа на вопрос, который постоянно интересует директора организации, акционеров, инвесторов: если у организации есть прибыль, то где она находится и в какой форме денежной или не денежной? Прямого ответа на этот и другие вопросы в явном виде из формы № 2 получить невозможно.

Отчет о прибылях и убытках не содержит в себе информации и о том, какие платежи в бюджет /налоги/ уплачиваются организацией из прибыли. Общая сумма всех налогов уплачиваемых из прибыли представлена в сжатом виде по строке «Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи» отчета, но какие именно «аналогичные обязательные платежи» и в каком объеме из формы № 2 явно увидеть невозможно.

Функционирование предприятия любой организационно-правовой формы определяется его способностью создавать прибыль. Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов.

  • 1. горизонтальный анализ показателей;
  • 2. оценку структуры показателей прибыли;
  • 3. изучение, хотя бы в самом общем виде, динамики изменения показателей за ряд отчётных периодов;
  • 4. выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их качественная оценка.

Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный систематизированный анализ формирования, распределения и использования прибыли, который позволяет выявить резервы её роста. Такой анализ представляет интерес, как для внутренних, так и внешних субъектов, поскольку рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, увеличивает размеры доходов учредителей и собственников, характеризует финансовое состояние предприятия.

Рост прибыли создаёт финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надёжности и финансового благополучия, как партнёра Отчёт о прибылях и убытках, как и пояснительная записка, это информационные источники для проведения внешнего анализа финансовых результатов деятельности предприятия. Если такой анализ проводится самим хозяйствующим субъектом, то он будет основан на более широкой информационной базе: с привлечением аналитических ведомостей по счетам бухгалтерского учёта, разработочных таблиц, первичных документов.

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Анализ формирования и использования прибыли предполагает следующие этапы:

  • 1. Анализ состава и динамики балансовой прибыли.
  • 2. Анализ финансовых результатов от обычных видов деятельности.
  • 3. Анализ уровня среднереализационных цен.
  • 4. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности.
  • 5. Анализ рентабельности деятельности предприятия.
  • 6. Анализ распределения и использования прибыли.

Источники информации: накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток», форма бухгалтерской отчетности № 2 «Отчет о прибылях и убытках», данные финансового плана.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

  • 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
  • 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  • 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З).

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала () или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т. д.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию ®, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.

Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж.

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости ед), среднего уровня цен i) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой