Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимоотношения азербайджанцев с адыгами, черкесами и другими народами Северо-Западного Кавказа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представители Северо-Западного Кавказа появляются в Азербайджане в основном в период промышленно-экономического развития в поисках заработка. К концу XIX века в Елисаветпольском уезде Елисаветпольской губернии, по официальным данным, проживало 33 карачаевца. Некоторые кабардинцы и черкесы совместно с азербайджанцами проживали в отдельных местах Тифлисской губернии. Сведения о черкесах… Читать ещё >

Взаимоотношения азербайджанцев с адыгами, черкесами и другими народами Северо-Западного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Взаимоотношения азербайджанцев с адыгами, черкесами и другими народами Северо-Западного Кавказа

Северо-Западный Кавказ включает современную территорию Краснодарского и Ставропольского краев, Республик Адыгеи и Карачаево-Черкесии — исторические области адыгов, абазин, карачаевцев, ногайцев и черкесов. С 1470-х годов по первую половину XIX века Северо-Западный Кавказ входил в сферу влияния и военно-политических и экономических интересов Османской империи.

Набиравшее силу Российское государство противилось установлению гегемонии Османской империи на Кавказе. При Петре I началась экспансия российский войск в Кавказский регион. Параллельно с началом российского проникновения в регион кавказские владельцы ведут серию военных действий против этой экспансии. В XVIII — начале XIX веках на народы Северо-Западного Кавказа (ногайцы, черкесы, адыги, и др.) и Азербайджана выступали против русского присутствия в регионе.

По мере наступления российских войск на Кавказ и занятия одного региона за другим наблюдается как открытая, так и партизанская борьба местных народов с иноземным вторжением. После появления российских войск в Грузии в 1801 году усилились выступления со стороны Северо-Западного Азербайджана против русского контингента в Грузии. Ираклий II и князь Г. Чавчавадзе просили российское командование защиты от джарцев. Чавчавадзе просил командование Кавказской линии не препятствовать найму черкесов для военной службы, желая, видимо, использовать боеспособных черкесов против джарцев и горцев [1, с.138−139, 258, 260, 174−179]. Напомним, что Кавказская война на Северо-Западном Кавказе длилась до 1864 года, т. е. на пять лет дольше, чем на Северо-Восточном Кавказе, завершившейся с пленением Имама Шамиля.

В 1830—1860-е годы в ходе Кавказской войны на Северо-Западном Кавказе сформировалась Черкесская государственность. Хассе 1830 года объявила освободительную борьбу против Российской империи за независимость адыгского народа. Активная деятельность в Закубанье наибов Шамиля и Сефер-бея консолидировала общественно-политические процессы в регионе.

Поворотным событием национально-освободительной борьбы народов СевероЗападного Кавказа стало пленение в ноябре 1859 года наиба Шамиля, действовавшего в этом регионе, — Магомед Эмина, и скоропостижная смерть в декабре того же года предводителя черкесов — Сефер-бея. Ho уже через два года стало явным, что Кавказская война на Северо-Западном Кавказе еще не завершилась. В 1861 году был провозглашен Меджлис Вольности черкесов. Русские войска перенесли военные действия в Кубанскую Область против шапсугов, абадзехов и натухайцев.

Надо отметить, что в дороссийский период на территории Северо-Западного Кавказа существовало государственное образование под названием Черкесия. Исторически Черкесия включала территорию от побережья Черного моря до истоков реки Терек. По Ш. Пейсоннелю, «Черкесия является собственно государством… занимающим пространство с севера на юг от реки Кубани до Кавказских гор, а с запада на восток от Черного моря до Кабарды… Обыкновенно к Черкесии относят также остров Тамань и всю местность, находящуюся между рекой Кубанью и Азовским морем». Пейсоннель отождествлял Черкесию и Малую Татарию (землю ногайцев). Черкесия входила в состав Крымского ханства. Российская колонизация и вытеснение адыгов и абазин с Причерноморья, берегов Большого и Малого Зеленчука и реки Кубани, Кавказская война, мухаджирство привели к сокращению коренного населения Северного Кавказа (адыго-абхазского, и др.).

Представители Северо-Западного Кавказа появляются в Азербайджане в основном в период промышленно-экономического развития в поисках заработка. К концу XIX века в Елисаветпольском уезде Елисаветпольской губернии, по официальным данным, проживало 33 карачаевца. Некоторые кабардинцы и черкесы совместно с азербайджанцами проживали в отдельных местах Тифлисской губернии. Сведения о черкесах и кабардинцах приводятся под общими данными. Принимая во внимание, что черкесы, адыги и кабардинцы — суть один и тот же народ, такой подход оправдан. Разница лишь в том, что адыги и черкесы живут на Северо-Западном Кавказе, а кабардинцы — на Северо-Восточном Кавказе. По официальным данным черкесы и кабардинцы на территории Азербайджана в 80 — 90-е годы XIX века проживали в следующих частях: в Бакинской губернии — 41 человек, из них 19 человек в Губинском уезде, 20 — в Бакинском уезде, 1 человек — в Джевадском уезде, 1 человек — в Шемахинском уезде; в Елисаветпольской губернии — 10 человек, в Елисаветпольском уезде — 9 человек, в Газахском уезде — 1 человек, в Тифлисской губернии — 2560 человек, в Иреванской губернии — 2 человека.

Азербайджанцы — один из древних коренных народов Кавказа со своей уникальной и самобытной историей и культурой на Северо-Западном Кавказе обосновались во второй половине XIX века. Азербайджанцы имеют схожие ментальные и цивилизационные признаки (кавказскость, ислам) с коренными народами Северо-Западного Кавказа — адыгами, черкесами, абазинами, ногайцами, карачаевцами, и др. В начале XX века азербайджанцы, проживавшие на Северо-Западном Кавказе, образуют общины: в основном мусульманские (сообща с другими этносами), а иногда и этнические. Так, например, в городе Армавире Кубанской области по данным за 1913 год, проживало 60 семей мусульман. Азербайджанцы Армавира вместе с другими местными мусульманами: казанскими татарами, черкесами, ногайцами, турками, и др. совершали богослужения в суннитской мечети, построенной на восточной окраине Армавира путем сбора пожертвований, в основном за счет помощи крупного ногайского землевладельца Адиль-Гирея Капланова-Нечева. С сентября 1911 года дети мусульман могли получить начальное образование в русско-мусульманском училище. В 1912 году новый мулла Г. К. Байгильдеев открьш при мечети частную бесплатную школу [2, с. 306].

Карачаевцы и черкесы оказали помощь азербайджанским беженцам из западных районов в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, организовав сбор пожертвований. В 1916 году Собрание представителей карачаевцев и черкесов во главе с М. К. Крымшамхаловым, состоявшееся в ст. Баталпашинской Кубанской Области, выделило до 10 000 голов крупного и мелкого рогатого скота. В том же году член Бакинского мусульманского благотворительного общества выехал на Северный Кавказ для переговоров с хлеботорговцами по поводу закупки 15 вагонов муки и 15 вагонов пшеницы на нужды беженцев [3].

В период появления новых государственных образований на Кавказе в начале XX века Карачай и Черкесия вошли в состав сначала Союза горских народов Северного Кавказа, а затем Горской республики, поддерживавшей самые тесные связи с Азербайджанской Демократической Республикой. Правительство АДР всегда поддерживало Горскую республику и помогало ей в борьбе за независимость и самостоятельное существование.

Между Азербайджаном и народами Северо-Западного Кавказа издавна были налажены экономические связи. Через территорию Карачая проходили стратегические пути, связывающие Северный и Южный Кавказ. Балкарцы и карачаевцы были связаны торговым маршрутом с Грузией по перевальным путям: Марухскому, Клухорскому, Донгу з-Орун, и др., а карачаевцы также пользовались Абазинской дорогой. Из Карачая пролегал торговый путь на Восток через бассейн Каспийского моря и Дарьяльский переход. Из Балкарии торговая дорога шла в Азербайджан [4, с. 101−102]. Экономическая необходимость заставляла карачаевцев и балкарцев проникать на Южный Кавказ. Известно, что жители Южного Кавказа и Предкавказья издревле поддерживали торговые связи по маршруту, пролегающему по Клухорскому, Махарскому, Марухскому и другим перевалам на территории Карачая. Надо отметить, что народы СевероЗападного Кавказа торговали на Черном море, были связаны с рынками Османской империи и Крымского ханства. Ho известно, что они искали возможность приобретения товаров и из Южного Кавказа. Черкесы, осетины, балкарцы и карачаевцы приобретали у представителей многочисленных народов Дагестана порох, медную посуду, и др. товары, поступавшие, в частности, из Азербайджана. Кабардинские и черкесские лошади вывозились в Грузию, а оттуда в Азербайджан. Горцы торговали в различных городах Азербайджана, в том числе, в Шемахе. А азербайджанские купцы отправляли свои товары в Дербент, Тарки, Эндирей, а оттуда на Северо-Западный Кавказ — Тамань, Темрюк, Анапу, Атчи, и др. ремесленно-торговые центры Северного Кавказа.

Представители чеченцев, осетин, черкесов, карачаевцев, балкарцев, и др. народов издавна по налаженным маршрутам вели торговые операции в азербайджанских торговых центрах. Так, в частности, ногайские саудегеры торговали с азербайджанцами. Они привозили в Нахичевань шерсть, шкуры, овчины, сливочное масло, овечий сыр [5, с. 137]. В стратегически важных местах, между крупными населенными пунктами устанавливались военные заставы, таможенные посты и почтовые станции, в сооружении которых использовалось местное население. Из Азербайджана по Ногайской степи транзитом везли товары в Азов и Крым. Местные феодалы за транзитную торговлю взимали натуральную пошлину.

В российский период истории началась колонизационная (заселение региона пришлым населением: русскими, украинцами, и др.) и колониальная политика (экономическое освоение, использование местных полезных ископаемых, угодий, вывоз и обогащение за счет присвоенных природных богатств).

В Азербайджане и на Северном Кавказе было налажено нефтяное дело, развивающееся быстрыми темпами, росло число крупных горнодобывающих, транспортных и других предприятий. К концу XIX — началу XX века основными промышленными центрами стали города Азербайджана и Северного Кавказа: Баку, Батум, Новороссийск, Ростов, Армавир, Грозный, Владикавказ. Во «Всеподданнейшим отчете наместника Кавказского по Гражданскому управлению Кавказским и Закавказским краем (1863−1871)» отмечалось: «Нефть, которая в последнее время, чрез всеобщее распространение в употреблении, и чрез применение ее ко многим промышленным действиям, приобрела такое торговое значение, изобилует на всем пространстве Кавказа, по обе стороны горного хребта, от Черного моря до Каспийского моря. На Северном Кавказе богатые месторождения Кубанской Области находились временно в руках отставного полковника Новосильцева» [6, с. 1]. Азербайджанские специалисты во второй половине XIX века делились своим опытом в соседних северокавказских местах — в Майкопе, Дербенте, Грозном, обучая разработкам месторождений нефти, бурению, пр. В тот же период некоторые азербайджанцы стали прибывать на заработки в различные уголки Северного Кавказа, в основном в район Азова, Дона и Кубани. Подрабатывали извозом, были водовозами, но в основном занимались сельским хозяйством, бахчеводством и скотоводством [7,л.10;8;9]. Российские представители вели разработку месторождений нефти в Азербайджане и на Северном Кавказе. Когда в Черномории велись поиски нефтяных источников, в 1833 году из Баку были приглашены знатоки нефтяного дела Гаджи-Наби-Юсуф оглы и Юсуф-Амир Бек оглы. Азербайджанские специалисты открыли 200 колодцев и обнаружили родники нефти в обрывах у Азовского моря [10, с. 28—29].

В начале XX века в период образования национальных государственных образований Азербайджанская Демократическая Республика всячески поддерживала народы Северного Кавказа в борьбе за свою независимость. кавказ азербайджан империя сотрудничество Взаимоотношения между народами Азербайджана и Северо-Западного Кавказа строились на основе экономического сотрудничества, культурной и духовной общности.

Список использованных источников

  • 1. Грамоты и другие исторические документы XVIII столетия, относящиеся до Грузии. Т. II, вып. II. С 1769по 1801 год / Под ред. А. А. Цагарели. СПб.: Типография В. Ф. Киршбаума, 1902, 209 с.
  • 2. Архивный отдел администрации Армавира (АОАА), ф.р. 1271, оп.1, д. 38.
  • 3. Каспий, 24 июня 1916, № 140.
  • 4. Волкова Н. Г. Этнокультурные контакты народов Горного Кавказа в общественном быту (XIX — начало XX в.) // Кавказский этнографический сборник. IX. Вопросы исторической этнографии Кавказа. М.: Наука, 1989, с 159—215.
  • 5. Кидирниязов Д. С. Развитие торговли у ногайцев Северо-Восточного Кавказа в XIX — нач. XX в.// Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 2005, с. 132−137.
  • 6. АРПИИССА. ф.276, с. 8, иш 3.
  • 7. АРДТА. ф.45. оп.1. д. 35.
  • 8. Каспий, 12 сентября 1893, № 222.
  • 9. Каспий, 16 апреля 1895, № 81.
  • 10. Недосекин В. И. Черномория. Проблемы социально-экономической структуры 1792−1860 гг. Краснодар: КубГУ, 1980, 178 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой