Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сербы. 
Причины военного конфликта в Югославии. 
Уроки для России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примерно через месяц после вооруженного конфликта в Словении война пришла и в Хорватию. К этому времени обострился вопрос о компактно проживающих в Хорватии сербах, заявивших о своей автономии и, следовательно, о проблеме пересмотра внутренних границ. Любопытная деталь. Если Краина — издавна оспариваемая пограничная земля, то Восточная Славония — равнина, отделенная Дунаем от Воеводины… Читать ещё >

Сербы. Причины военного конфликта в Югославии. Уроки для России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Черногория 0,6 76 — черногорцы В Воеводине с населением 2,01 млн. человек насчитывалось свыше 0,5 млн. венгров. В Косово, где число жителей 1,95 млн.— 90% албанцев. В Югославии три равноправных языка: сербско-хорватский, словенский и македонский. Три религии: католицизм, православие, мусульманство.

Вооруженные силы состояли из Югославской народной армии (ЮНА)и формирований территориальной обороны (ТО). Три вида вооруженных сил: СВ, ВМФ, ВВС/ПВО.

Военно-политические причины (в том числе и ошибки союзного руководства)

После принятия в июне 1991 года деклараций парламентами северных югославских республик Словении и Хорватии о независимости и суверенитете обстановка обострилась. По решению центра в Словению двинулись войска Югославской народной армии с задачей взять под свой контроль пропускные пункты на границе с Италией и Австрией, аэродром под Любляной и некоторые другие важные объекты.

Однако правительство во главе с бывшим председателем Союзного исполнительного вече А. Марковичем допустило ряд серьезных ошибок: отдав распоряжение выдвинуть войска к государственной границе, оно одновременно существенно ограничило их действия. Командование 5-й военной области (штаб в Загребе) было поставлено тем самым в крайне трудное положение и не справилось с поставленными задачами.

Словенские формирования территориальной обороны (36 тыс. человек личного состава), пользуясь многократным превосходством над ограниченными силами ЮНА, блокировали эти силы. Был применен весь комплекс традиционных и нетрадиционных средств блокирования. Минировались подъездные пути. От военных городков отключили электроэнергию и воду.

Словенское руководство потребовало, чтобы военнослужащие ЮНА оставили на месте все оружие и боевую технику и следовали в свои городки безоружными. Командование ЮНА категорически отвергло ультиматум.

Во время вооруженного конфликта в Словении погибли 62 человека. Наибольшие потери понесла Югославская народная армия — 39 человек.

Общее число раненых достигло 315 человек, из них 163 — солдаты и офицеры ЮНА. Словенская сторона захватила в плен свыше 2600 военнослужащих Югославской народной армии.

Таким образом, ЮНА оказалась не подготовленной к жесткому вооруженному сопротивлению, которое сопровождалось широкомасштабной пропагандистской войной. Существенную роль сыграл морально-психологический фактор. Югославские солдаты и офицеры готовились для борьбы с внешним агрессором. В Словении же ЮНА неожиданно для себя оказалась в монолитной враждебной среде, что имело для нее сильное деморализующее воздействие.

В конечном счете, Белград был вынужден принять решение о выводе соединений ЮНА из Словении (как это сделано было с выводом наших частей из Нагорного Карабаха).

В последующем эпицентр событий переместился в сферу сербскохорватских отношений. (До этого сочетание воспринималось как единое. Официальный язык, на котором разговаривала армия, назывался сербско-хорватским).

Примерно через месяц после вооруженного конфликта в Словении война пришла и в Хорватию. К этому времени обострился вопрос о компактно проживающих в Хорватии сербах, заявивших о своей автономии и, следовательно, о проблеме пересмотра внутренних границ. Любопытная деталь. Если Краина — издавна оспариваемая пограничная земля, то Восточная Славония — равнина, отделенная Дунаем от Воеводины (автономный край в составе Сербии), неожиданно для многих стала ареной тяжелых боев. И здесь сербы, составляющие около половины местного населения, выразили желание выйти из Хорватии и присоединиться к Сербии.

Война в Словении и Хорватии подхлестнула проалбанские процессы в автономном крае Косово, который и ранее приносил неприятности союзному центру.

Армейское командование еще в 1990 году предупреждало Президиум СФРЮ и Союзное исполнительное вече (правительство), население страны о неизбежных пагубных последствиях военных приготовлений амбициозных лидеров-сепаратистов. В военной печати прямо говорилось об «угрозе братоубийственной гражданской войны».

Однако высшее государственное руководство, парализованное национальными противоречиями, не смогло остановить в зародыше негативные политические процессы. Предупреждения военного командования, к сожалению, оправдались: наибольшая опасность для страны крылась в создании сугубо национальных вооруженных сил, противостоящих центру и друг другу.

Кроме регулярной Югославской народной армии в структуру военного строительства входила и система территориальной обороны. Фактически это были самостоятельные армии в югославских республиках, существование которых, в конечном счете, привело к разрушению Югославии и внутренней войне в стране, которая началась летом 1991 года.

Оказавшись втянутой в межнациональный конфликт, народная армия ЮНА подверглась ожесточенной критике в ряде республик. В стране, где авторитет армии был непререкаем, велась мощная антиармейская кампания, инспирируемая главным образом руководством Хорватии, Словении, Македонии. Одним из тезисов этой кампании является то, что Югославская народная армия не имеет права именоваться ни «югославской», ни «народной», поскольку она по своему составу и характеру сербская — «сербоармия».

Хорватская сторона неоднократно пыталась обвинить командование ЮНА в подготовке и проведении военного путча с целью захвата власти. При этом упорно проводились параллели с августовскими событиями в Москве.

В атмосфере недоброжелательности и прямой вражды оказались многие офицеры и их семьи, десятилетиями жившие на территории еще вчера «братских» республик Словении, Хорватии. Служба перестала быть престижной, а дезертирство из армии повсеместно поощрялось.

Причем национализм и здесь внес свои коррективы. Из рядов ЮНА в национальные военизированные формирования перешли тысячи солдат и офицеров, в основном словенцы, хорваты, а также македонцы и мусульмане из Боснии и Герцеговины. Среди перебежчиков есть и бывшие высокопоставленные военные руководители, такие как генерал-полковник авиации Антон Туе, прежний командующий ВВС и ПВО. Он получил пост начальника стожерства (генерального штаба) Хорватии. Уходили из армии и офицеры-сербы. Причины связаны с жильем, будущим трудоустройством, семейным положением. Так, часть офицеров не захотела уезжать из Словении, когда из нее выводили части ЮНА, поскольку они связали жизнь с этой республикой.

В июле 1991 года план призыва в ЮНА выполнен был лишь наполовину. Дело дошло до того, что сами органы власти — от местных до республиканских — сталичинить препятствия призыву.

В республиках соответствующим образом была скорректирована и система призыва на срочную военную службу (приоритеты отдавались набору в собственные формирования, а не в ЮНА).

Не надо обладать особой проницательностью и аналитическим складом ума, чтобы заметить поразительное сходство динамики отношений общества к армии в Югославии и отношения общества к собственным Вооруженным Силам в России. Урок более чем поучителен.

Впрочем, интерес представляют причины международного характера как для Югославии, так и для России. Именно в этой сфере ощущается наибольшее переплетение интересов наших народов. Именно здесь у нас имеются богатые исторические традиции. Это — с одной стороны.

С другой стороны, «технология» внешнего вмешательства ряда стран и сил во внутренние дела Югославии была осуществлена по последнему слову «науки интриг и фальсификаций» с использованием достижений стратегии непрямых действий и возможностей информационно-психологического обеспечения собственных интересов под самым благовидным предлогом.

В сепаратистском движении в Косово, радикализация которого началась в 1998 г., можно отметить три течения.

Первое — политическое, которое действует через Демократическую лигу Косово во главе с Ибрагимом Руговой. Он выступает за получение независимости Косово политическими средствами.

Второе связано с деятельностью «правительства в подполье» и именем Буяра Букоши. Штаб-квартира правительства находится в городе Ульм недалеко от Бонна в Германии. Буяр Букоши имеет большое влияние на албанцев, находящихся на работе или в эмиграции за пределами Косово. Через его руки проходят деньги, которые попадают в Косово из-за границы. (Известно, что албанцы зарабатывают огромные деньги на торговле наркотиками и оружием.).

Третье — экстремистское, действующее террористическими методами в рамках Освободительной армии Косово (ОАК). Цели экстремистского крыла сепаратистов заключались в следующем: вызвать путем террористических актов и провокаций войну в крае, расширить «свободную территорию», где действует ОАК, добиться признания своей борьбы как национально-освободительной и, наконец, отделившись от Югославии, объединить территории Косово, Черногории, Македонии, Санджака и другие земли, населенные албанцами. Политическое крыло ОАК представляет бывший председатель Комитета защиты прав косовских албанцев Адем Демачи. Он получил мощную поддержку своих планов и действий со стороны Албании. Диссидент со стажем, проведший в тюрьмах СФРЮ более 25 лет, он является одним из самых непримиримых критиков политики Ибрагима Руговы.

Осенью 1998 г. среди косовского руководства стал заметен раскол, который обозначил тенденцию усиления позиций радикалов, готовых к военным действиям. Постепенно все более заметную роль начал играть премьер-министр непризнанной республики Буяр Букоши, обладающий достаточным влиянием на широкие массы косовских албанцев. Он откровенно заявил, что выступает «за войну, а не за переговоры, которые означают капитуляцию албанцев» .

Освободительная армия Косово, прошедшая подготовку в албанских лагерях, спровоцировала начало новой фазы конфликта в начале 1998 г. — вооруженные столкновения с сербской полицией, взрывы в македонских городах Гостивар, Куманово и Прилеп, убийства мирных жителей. Среди использовавшихся террористами методов — убийства и выселение сербов; убийства и угрозы лояльным албанцам, которые не хотят воевать; блокада сербских сел; захват мирных жителей в заложники; использование снайперов; нападение на посты милиции и армейские патрули. С января по октябрь 1998 г. в Косово были похищены 156 человек сербской и 92 человека албанской и других национальностей. Небезопасны для передвижения стали большинство дорог в крае — они контролировались албанскими военизированными патрулями. Население края, которое не поддерживало экстремистов, было запугано и также подвергалось насилию. Албанцыкатолики в страхе уезжали из родных мест, чтобы избежать насильственного включения в отряды террористов.

В 1998 г. сербы начали масштабные действия по ликвидации баз КОА, что привело к жертвам среди мирного населения. Югославские пограничники пытались остановить потоки боевиков и оружия для сепаратистов. Количество проникающих на территорию Косово и Метохии террористических групп, а также оружия, нелегально доставляемого из Албании, агрессивность при столкновении с югославскими пограничниками свидетельствовали о подготовке широкомасштабных военных акций.

Запад добился введения международных санкций против Белграда и фактически поддержал албанских лидеров Косово, которые не скрывали своей твердой решимости выйти из состава Югославии.

Упорно не замечая проблемы сербов в Хорватии, Боснии и Герцеговине, международные организации (ООН, ОБСЕ, Контактная группа) проявляли интерес к проблеме прав человека в Косово. Самую активную позицию заняло НАТО. Очевидным стало стремление альянса изменить подход к участию НАТО в региональных конфликтах. НАТО готово выступать не как инструмент реализации решений СБ ООН, а как самостоятельный фактор.

Уже осенью 1998 г. НАТО угрожало Сербии бомбежками, но тогда ценой ряда уступок сербам удалось избежать войны.

Весной 1999 г. Запад предложил заключить трехгодичное «промежуточное» соглашение, по которому НАТО получало возможность ввести в Косово 30 тыс. солдат для обеспечения демократических выборов, мира и безопасности. Сербии разрешалось иметь в Косово лишь очень небольшие силы для охраны внешних границ. Вместо сербской полиции НАТО должно было подготовить полицейские силы из албанцев. Соглашение предусматривало избрание в Косово своего парламента и президента. В конце срока действия соглашения планировалось проведение международной конференции с целью рассмотрения долговременного статуса Косово.

Сербов всячески понуждали подписать такое соглашение на конференции в Рамбуйе. Однако они отказались, ибо этот план фактически и осуществлял отделение Косово от Югославии под прикрытием НАТО при формальном сохранении ее в составе Югославии в течение трех лет. Особое несогласие вызывал пункт о допуске в Косово войск НАТО.

19 марта сопредседатели мирных переговоров по Косово министр иностранных дел Франции Ю. Ведрин и министр иностранных дел Великобритании Р. Кук прервали переговоры, заявив, что продолжать их далее не имеет смысла. В своем заявления они подчеркнули недопустимость внесения каких-либо изменений в условия соглашения, назвав предложения НАТО «единственным мирным решением проблемы Косово» .

Билл Клинтон заявил, что «НАТО предупредило Президента Милошевича о необходимости отказаться от его непреклонной позиции и репрессий либо столкнуться с военной акцией» .

Сербы оказались перед выбором: либо согласиться с потерей Косово, либо получить войну с НАТО. Они сделали свой выбор.

Вероятно, в этом президенту Сербии С. Милошевичу помог Б. Ельцин, который 18 февраля во время встречи с членами Еврокомиссии так ответил на вопрос о возможности военной акции НАТО против Сербии в связи с ситуацией в Косово: «Этого не будет! Вот и весь наш ответ. Мы не дадим тронуть Косово!». Похоже, что сербы рассчитывали и на международное право, и на мировое общественное мнение. Однако они не учли тот факт, что общественное мнение было заранее настроено против сербов посредством многолетней информационной кампании, в ходе которой ответственность за все военные эксцессы на территории бывшей Югославии всегда возлагалась прежде всего на сербов. На таком информационном фоне НАТО решилось начать в Европе войну, вмешавшись во внутригосударственный конфликт.

23 марта Генеральный секретарь НАТО Х. Солана отдал приказ «приступить к воздушным операциям в Союзной Республике Югославии». Солана объяснил действия НАТО стремлением «остановить авторитарный режим и не допустить, чтобы в Европе в конце ХХ века продолжались репрессии против народа». Война против Сербии началась. Фактически Запад сделал то, в чем он обвинял сербов: обрушил репрессии против народа, который защищал свою землю.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой