Нервно-психическое развитие детей грудного возраста
На, первом году жизни возраст овладения умением считается нормальным, если он соответствует табличному плюс-минус 15 дней. Например: ребёнок в три месяца должен уметь лежать на животе, опираясь на предплечья; развитие этого умения будет считаться своевременным, если оно произошло с двух мес. 16 дней до трех мес. 15 дней жизни. Линия развития — это существенный показатель НПР, который формируется… Читать ещё >
Нервно-психическое развитие детей грудного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Функции регуляции и мышления у ребенка тесно взаимосвязаны. Развитие регуляции функциональных систем возможно только при активизации деятельности головного мозга. т. е. мышления. Ребенок — существо биосоциальное. поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности (мышления). Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).
НПР ребенка с первых дней его жизни еще в большей степени, чем физическое развитие, зависит от окружающей среды. Поэтому. обнаруживая у ребенка при контроле за НПР не соответствующее его возрасту развитие психики. и моторики, необходимо выяснить. в чем причина; в неполноценности его ЦНС и двигательного аппарата или, что бывает значительно чаще, это обусловлено отрицательным воздействием окружающей среды и недостаточностью педагогического воздействия на ребенка.
Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:
определение уровня НПР;
наблюдение в динамике за изменением НПР;
своевременная корректировка НПР.
Методологической основой контроля за НПР по Щелованову является опора на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка:
- 1. Необыкновенно быстрый темп развития требует быстрой смены условий воспитания и, следовательно, частого проведения контроля (на l-м году — ежемесячно, на 2-м году — 1 раз в квартал, на 3-м году — 1 раз в полгода, с 4-х лет — 1 раз в год). Таким образом, эпикризные сроки (э. с.) контроля НПР: потребность возрастной физический психический
- 1-й год жизни: 1 месяц. 12 месяцев. Основной показатель для фельдшера — положительная динамика.
- 2. В связи с тем, что ребенок — существо «биосоциальное», контроль за НПР должен быть комплексным, с обязательным учетом состояния здоровья, анамнеза, поведения и т. п.
- 3. Ребенок развивается гетерохронно, т. е. неравномерно.
Средний мед. работник при оценке НПР смотрит в эпикризный срок, те линии (показатели), которые к этому моменту развиваются наиболее интенсивно, т. е. ведущие линии.
Количественная оценка НПР детей:
до месяца оцениваются отдельные анализаторы: СА, ЗА, ДА; группы развития не определяются у новорожденного ребенка;
от l-го месяца до трех лет (по четырем группам развития);
от 4 до 7 лет и старше (без отклонений; с отклонениями: соматовегетативного, эмоционального или психомоторного характера).
Группы развития не определяются у новорожденного ребенка.
При задержке в развитии ребенка в возрасте 1 месяца за эпикризный срок принимают 10 дней.
Эпикризный срок — это период в жизни ребенка, за который, он приобретает новые навыки, то есть интервал времени, за который могут произойти существенные изменения в НПР ребёнка первого года жизни. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни — З месяца. С двух до трех лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году.
Линия развития — это существенный показатель НПР, который формируется в более или менее одинаковом периоде времени и поэтому может быть использован как критерий оценки НПР.
Он обычно обозначается большой (или большой и маленькой) русской буквой (Аз — анализатор зрительный).
На, первом году жизни возраст овладения умением считается нормальным, если он соответствует табличному плюс-минус 15 дней. Например: ребёнок в три месяца должен уметь лежать на животе, опираясь на предплечья; развитие этого умения будет считаться своевременным, если оно произошло с двух мес. 16 дней до трех мес. 15 дней жизни.