Сущность неэкономического стимулирования
Неэкономическое стимулирование труда является одной из самых развитых и популярных подсистем духовного стимулирования труда, основываясь на специфических ценностях человека, относят к группе психологических стимулов.
Неэкономические (нематериальные) стимулы — действие этих стимулов основываются на потребности в общественном признании человека.
Сущность неэкономического стимулирования труда заключается в передаче информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде. Имеет информационную природу, являясь информационным процессом, в котором источником информации о заслугах работников выступает субъект управления; приемником — объект стимулирования, работник и коллектив; каналом связи — средства передачи информации. От достоверности данной информации напрямую зависит эффективность выполнения своих функций системы.
В управленческом аспекте неэкономические стимулы выполняют в отношении объектов управления роль сигналов со стороны субъектов о том, в какой степени их деятельность соответствует интересам предприятия.
Неэкономические стимулы следует представить как средства привлечения людей к труду, основанные на позиционировании труда как высшей ценности, а признание заслуг при этом труде — главных. Они не сводятся только к поощрениям и наградам, основная идея заключается в создании такой атмосферы, такого общественного мнения, морально-психологического климата, при которых в трудовом коллективе хорошо знают, кто и как работает, и каждому воздается по заслугам. Этот подход требует обеспечения уверенности в том, что добросовестный труд и примерное поведение всегда получает признание и положительную оценку, принесут уважение и благодарность. И наоборот. Неэкономические поощрения в конечном итоге отображаются и на служебном положении и моральном авторитете работника.
Существует несколько требований к разработанным на предприятии нематериальным стимулированиям работников:
- — предусмотреть поощрения за участие работника в решении поставленных задач;
- — устанавливать меры поощрения за успехи в труде соразмерно достижениям сотрудника, с перспективой на будущее, чтобы люди видели всегда новые мотивации;
- — дать сотрудникам уверенность в том, что они будут действительно поощрены за свои старания;
- — быть простым, доходчивым и понятным для работников;
- — не допускать обесценивания нематериальных стимулов.