Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Спортивная гимнастика. 
Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ЛАТЫНИНА (ДИРИЙ) Лариса Семеновна (27.12.1934) — заслуженный мастер спорта (1956, спортивная гимнастика). Родилась в Херсоне, Украинская ССР. Живет в Москве. В сборной команде СССР с 1954 по 1966 г. Олимпийская чемпионка (1956 г. — многоборье, команда, опорный прыжок, вольные упражнения, 1960 г. — многоборье, команда, вольные упражнения, 1964 г. — команда, вольные упражнения). Серебряный (1956 г… Читать ещё >

Спортивная гимнастика. Теория и история физической культуры и спорта в 3 т. Том 1. Игры олимпиад (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мужская спортивная гимнастика была включена в олимпийскую программу уже в Афинах-1896, и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр. Женские дисциплины появились на Олимпийских играх в Амстердаме в 1928 г. В программе олимпийских гимнастических выступлений на разных Олимпийских играх присутствовали многие «изящные» снаряды: например, на Играх в 1896 г. в программе присутствовали такие дисциплины, как командные брусья, командная перекладина, лазание по канату; на Играх в 1904 г. гимнасты-мужчины соревновались в метании булавы (помимо других снарядов); на Играх Олимпиады 1924 г. гимнасты прыгали через стоящего поперек коня; на Играх Олимпиады 1932 г. в мужской программе предусматривались состязания в упражнениях с предметом, а также акробатическая дорожка.

У женщин-гимнасток на Олимпийских играх в 1952 и 1956 гг. присутствовавли командные упражнения с предметом.

Сегодня программа олимпийских состязаний традиционная и стабильна, в этом виде спорта разыгрываются 14 комплектов наград (восемь мужских и шесть женских видов).

Лидерами мировой гимнастики безусловны были спортсмены Советского Союза. В их активе 182 олимпийские медали, завоеванные на 10 Олимпийских играх (72г золотые, 67—2 серебряные, 43—з бронзовые медали). Советские мужчины гимнасты выигрывали командное первенство пять раз (1952, 1956, 1980, 1988, 1992)[1], советские женщины гимнастки — 10 раз (1952—1980, 1992); российские мужчины гимнасты выигрывали командное первенство один раз (1996), у женщин таких побед нет. Успехи советских и российских гимнастов связаны с именами великих тренеров: Л. Я Аркаев, А. С. Мишаков, Н. Г. Толкачев, Я. Г. Ярмовский, В. С. Растороцкий, Р. И. Кныш, Г. Коршунов, Г. М. Рубцова и другие.

Советская гимнастка Лариса Латынина имеет наибольшую коллекцию олимпийских медалей за всю историю спорта — 18 медалей, другой советский гимнаст, Николай Андрианов, завоевал 15 олимпийских медалей. Дважды абсолютным чемпионом Олимпийских игр (Хельсинки-1952, Мельбурн-1956) становился Виктор Чукарин, так же как и Лариса Латынина (Мельбурн-1956, Рим-1960). Среди советских и российских гимнастов победителями в абсолютном первенстве, помимо указанных спортсменов, становились: у мужчин — Борис Шахлин (Рим-1960), Николай Андрианов (Монреаль-1976), Александр Дитятин (Москва-1980), Владимир Артемов (Сеул-1988), Виталий Щербо (Барселона-1992), Александр Немов (Сеул-2000); у женщин — Мария Гороховская (Хельсинки-1952), Людмила Турищева (Мюнхен-1972), Елена Давыдова (Москва-1980), Елена Шушунова (Сеул-1988), Татьяна Гуиу (Барселона-1992).

Великолепными следует признать выступления гимнастов США (114 медалей, из них 37ь 42—2, 35—3), Японии (98 медалей, из них 31ь 332' 34—3), Китая (62 медали, из них 261} 18—2> 13—3), Румынии (71 медаль, из них 25— 20—2, 26—3), Венгрии (40 медалей, из них 15—j, 11—2, 14—3), Чехословакии (35 медалей, из них 12ь 13—2, 10—3). На сегодняшний день выступления гимнастов России кажутся намного более скромными, чем их прославленных предшественников: Россия имеет в своем активе 44 медали (из них 10—1? 15—2, 19—3), завоеванные на шести Олимпийских играх.

Из статьи о Ларисе Латыниной[2]:

«ЛАТЫНИНА (ДИРИЙ) Лариса Семеновна (27.12.1934) — заслуженный мастер спорта (1956, спортивная гимнастика). Родилась в Херсоне, Украинская ССР. Живет в Москве. В сборной команде СССР с 1954 по 1966 г. Олимпийская чемпионка (1956 г. — многоборье, команда, опорный прыжок, вольные упражнения, 1960 г. — многоборье, команда, вольные упражнения, 1964 г. — команда, вольные упражнения). Серебряный (1956 г. — брусья, 1960 г. — брусья, бревно, 1964 г. — многоборье, опорный прыжок) и бронзовый (1956 г. — командные упражнения с предметами, 1960 г. — опорный прыжок, 1964 г. — брусья, бревно) призер Олимпийских игр. Завершила спортивную карьеру в 1966 г. Судья международной категории (1968). Заслуженный тренер СССР (1972). В 1966—1977 гг. — старший тренер сборной команды СССР. В 1968,1972,1976 гг. тренировала олимпийскую команду СССР по гимнастике. С 1977 по 1980 г. — член оргкомитета «Олимпиада-80». Автор книг «Равновесие» (1975), «Гимнастика сквозь годы» (1977). Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации. Награждена орденами Ленина (1957), Дружбы народов, «Знак Почета» (1960,1965,1972), «За заслуги перед Отечеством» II (2015), III (2010) и IV (2004) степени, Почета (1999), княгини Ольги III степени (Украина, 2002), Серебряным Олимпийским орденом МОК (1990), орденом «Спортивная слава России» I степени (2004), медалями.

«В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы».

…"Ты обязательно будешь побеждать, — говорил ее тренер Александр Семенович Мишаков, — но для этого надо определиться со стилем. Да, ты никого не копируешь, и тем не менее у тебя все подчинено мысли: а как они?". Требовательная к себе, Лариса не могла не согласиться с тренером. Да, все правильно, и трижды прав Мишаков: вместо создания своего собственного стиля, не похожего ни на чей другой, она только повторяла других, может, чуть лучше, но все же повторяла. Выработать собственный стиль — конечно, это было чертовски трудно, но и интересно, поскольку требовало уже не столько упорства, сколько творчества. А творческое начало в Ларисе был развито. Недаром она никогда не любила тренироваться: ни маленькой девочкой, ни уже олимпийской чемпионкой. Выступать — другое дело, но повторять тысячи раз одно и то же движение — нет, это было не для нее.

Говоря откровенно, Лариса всегда знала, каким должен быть ее фирменный стиль: легким, грациозным, пластичным и сильным. Как танец незабвенной Лепешинской! (в детстве она обожествляла великую балерину). И в гимнастике она должна работать так, как когда-то танцевала великая балерина! Да и не танцевала она по большому счету, а жила в танце. Точно так же должна и она жить в своих упражнениях. Только теперь Лариса начала по-настоящему понимать, чего стоило знаменитой танцовщице ее «свободное парение». Раз за разом она ставила «Лунный вальс» из кинофильма «Цирк» и начинала импровизировать, пытаясь добиться одухотворения всего, что она делала. И чем больше она искала и находила, тем сильнее была в ней уверенность в том, что будущее за гимнастками, которые будут не только обладать отточенной техникой, но и переживать каждое свое движение. Однако признававший импровизацию только до определенных границ Мишаков снова был недоволен. «Тащишь балет в гимнастику! — то и дело ворчал он. — Хочешь нравиться публике!» И он был прав. Лариса хотела нравиться публике, ведь она была не только гимнасткой, но и красивой женщиной, и жившая в ней женственность заставляла ее уходить от голой техники и силы. И когда в очередной раз раздраженный тренер потребовал раз и навсегда забыть обо всех переполнявших ее во время выступления эмоциях, она ответила ему глубоко запавшими ей в душу словами великого Шаляпина, что во всяком искусстве важнее всего дух, который может проявляться «и в краске, и в линии, и в жесте»! И Мишаков только махнул рукой.

В 1956 г. Лариса отправилась на свои первые в жизни Олимпийские игры в Мельбурн. Она была прекрасно готова, тем не менее начало не заладилось, перед опорным прыжком она была только третьей и то и дело повторяла себе: «Сделай все, как уже делала!» И она сделала, хотя и запомнила из своего прыжка только приземление. Но как бы там ни было, свою первую золотую медаль она завоевала! Ну, а затем последовали поразившая всех своей чистотой и артистичностью вольные — и очередное золото. Но и это было еще не все, и, чтобы стать абсолютной чемпионкой, Ларисе надо было хорошо выступить на бревне. Всего полторы минуты длилось ее выступление, но разволновавшейся Ларисе показалось, что она провела на бревне целый час. В Мельбурне гимнастки последний раз оспаривали медали за упражнения одновременно с борьбой за звание абсолютного чемпиона. Ну, а потом были улыбки, слезы, поздравления и огромная радость абсолютной чемпионки. Нет, не прошли даром ее переживания и искания, и ее неповторимый стиль был признан во всем мире. Не случайно одна из газет писала: «Какой представляется ее гимнастика? Как гимнастика? Нет! Как акробатика? Снова нет! В ней есть все, и она являет собою само художество!

К Олимпийским Играм 1960 г. в Риме в нашей сборной появилась великолепная Полина Астахова, прозванная на Западе «русской березкой». В новые лидеры советской гимнастики стали прочить именно ее. Моментом истины в споре двух великих гимнасток стали Олимпийские игры в Риме, куда Полина Астахова приехала заведомой фавориткой. Но Лариса думала иначе, и уже с первых же упражнений стала доказывать свое превосходство. Венцом ее выступлений стали ее любимые вольные. Полторы минуты музыки, так же как и девяносто с движений, наверное, мало для того, чтобы оставить очень глубокое впечатление. И все же, слитые вместе, они могут многое сказать. В эти мгновения все зависит от гимнастки. Не думайте о том, как пройти диагональ и выйти в стойку, не тратьте последние минуты на то, чтобы повторить фляки. Думайте об одном — как лучше донести все, что хотите сказать своими движениями, чему служит каждое из них. Тогда, в Риме, Ларисе Латыниной это удалось: «Мне очень хотелось, чтобы эти вольные стали событием не только для меня. Я начала и кончила их на одном дыхании». Она получила за них 9,9, и известный итальянский писатель Джанни Родари тут же заявил, что никогда не видел ничего прекраснее этого спектакля красоты, грации и гармонии. Лариса убедительно доказала свое право на первое место и снова стала абсолютной чемпионкой. И искренне сочувствовала упавшей с бревна Астаховой. Конечно, спорт с его постоянной борьбой за первенство влияет на характер человека, и Лариса была настоящим бойцом. Да иначе не могло и быть, большой спорт жесток сам по себе, и счастье одних в нем всегда строится на трагедии других. И все же надо отдать Ларисе должное — спорт не сделал ее бездушной и сухой, и она никогда не испытывала злорадства по поводу неудач своих соперниц и уж тем более подруг по команде На Игры-1964 сборная СССР поехала в сильно обновленном составе. В Токио Латынина была последний раз капитаном советской гимнастической сборной — победительницы Олимпийских игр. Как считает Латынина, тренеры должны были сделать ставку на одну гимнастку: либо на нее, либо на Астахову. Тогда был реальный шанс завоевать медаль абсолютной чемпионки. Но абсолютное первенство она уступила. Однако Латынина просто не имела права закончить олимпийский путь поражением. И как всегда блестяще она исполнила свои любимые вольные. «Лариса Латынина, — писал в 1964 г. „Советский спорт“, — не предоставляет никому ни малейшей возможности обогнать ее. И сегодня гимнастка все так же поэтична и легка, не желает ошибаться и не боится ничего». Игры в Токио породили множество споров, и по сути дела все они сводились к одному: что же победит в гимнастике ближайшего будущего — атлетизм и трюкачество, ясно проявившиеся уже в Японии, или все же женственность и пластичность. Многие склонялись к первому, но сама Лариса по-прежнему считала основным мерилом женской гимнастики красоту, которой, по ее глубокому убеждению, не могло быть там, где господствовала чрезмерно проявляемая сложность. Истинная прелесть женской гимнастики, постоянно повторяла она, заключается не в умопомрачительной технике, а в одухотворенности и переживании. Но как бы там ни было, в тех самых вольных, где больше всего проявлялись лиричность и артистизм, ей не было равных. Недаром «Таймс» писала, что очаровавшая всех своим исполнением Латынина в этот момент казалась не просто великолепной гимнасткой, а воплощением молодости, красоты и блеска".

«ТИТОВ Юрий Евлампиевич (27.11.1935) — заслуженный мастер спорта (1956 г., спортивная гимнастика). Родился в Омске. Живет в Москве. В сборной команде СССР с 1956 по 1966 г. ОЛИМПИЙСКИЙ чемпион (1956 г. — команда). Серебряный (1956 г. — перекладина, 1960 г. — команда, вольные упражнения, 1964 г. — команда, перекладина) и бронзовый (1956 г. — многоборье, опорный прыжок, 1960 г. — многоборье) призер Олимпийских игр. Первый тренер — Е. Ярохин. Завершил спортивную карьеру в 1966 г. Заслуженный тренер России. Судья международной категории (1968). В 1968 г. — заместитель председателя Федерации спортивной гимнастики СССР. С 1976 по 1996 г. — президент Международной федерации гимнастики. С 1996 г. — почетный президент Международной федерации гимнастики. С 1995 по 1997 г. — член МОК. С декабря 2004 по январь 2006 г. — президент Федерации спортивной гимнастики России. С января 2006 г. — вице-президент и государственный тренер Федерации спортивной гимнастики России. Автор книг „Сумма баллов“ (1971), „Восхождение: гимнастика на Олимпиадах“ (1978), „Записки президента“ (1983). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1960, 1980), Дружбы народов (1976), „Знак Почета“ (1957), Серебряным Олимпийским орденом МОК (1991), почетным знаком „За заслуги в развитии физической культуры и спорта“ (2000)».

…Парнишка из далекого сибирского Омска, волей случая попавший в гимнастику, не подозревал, какая блистательная карьера ждет его в спорте. За 10 лет выступлений Юрий Титов стал легендой мировой спортивной гимнастики. Защищая честь родины на трех Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, знаменитый спортсмен собрал коллекцию из 33 медалей, 12 из которых — золотые. Ему принадлежит еще одно уникальное спортивное достижение — его талант организатора спорта был востребован на высшем мировом уровне. В течение 20 лет он возглавлял Международную федерацию гимнастики.

В Австралии на Играх-1956 Юрий Титов представлял Советский Союз вместе со своим кумиром и коллегой Виктором Чукариным, а также с Борисом Шахлиным (впоследствии названным Железным) и Альбертом Азаряном, которого называли властелином колец. Многие тренеры и гимнасты предупреждали Юрия в период подготовки к Олимпийским играм, что он рано увеличил до максимума нагрузки и перешел опасный рубеж, ведущий к перетренированности. Титову говорили, что он сломается, но он выдержал, и свое выступление в Мельбурне считает одним из самых успешных в жизни. На своих дебютных Олимпийских играх новичок сборной выступил очень удачно, завоевав сразу четыре медали — золото в команде, серебро на перекладине, бронзу в опорном прыжке и в абсолютном первенстве.

Борьба за абсолютное первенство — один из самых престижных видов программы — развернулась нешуточная. Для новичка вмешаться в борьбу за награды вот так сразу, с места в карьер, было неслыханной дерзостью.[3]

К тому же стоит учитывать тот факт, что начало Игр оказалось для Юрия неудачным. За пару часов до церемонии открытия на старом стадионе проводилось построение спортсменов на парад. В тот день в Мельбурне стояла страшная жара, такая, что от недостатка кислорода некоторые спортсмены начали падать в обморок, включая легкоатлетку сборной СССР Галину Зыбину. С целью предотвратить солнечный удар, организаторы решили собрать спортсменов под козырьком стадиона. Проходя по трибунам, Титов случайно зацепился за щепку от поломанной лавки, которая вонзилась гимнасту под колено, войдя в кожу на четыре (!) сантиметра. Не обошлось без хирургического вмешательства, что сказалось на физическом и психологическом состоянии спортсмена. Чтобы не разошелся шов, Юрию закрепили его четырьмя металлическими скобками, а колено зафиксировали так, чтобы сгибать и разгибать ногу он не мог. Не имея возможности тренироваться в беге, акробатике и прыжках, Титов был вынужден работать только с верхней частью тела.

— Ю. Т.: Я так старался сохранить правильный вес, что практически ничего не ел — пил только минеральную воду и сахар. В итоге, неделя сниженных нагрузок, к которым многие опасаются прибегать, сделала свое дело. Мне удалось «набраться свежести» и выйти на помост в хорошей форме", — рассказывает Юрий Титов.

Так, после первого дня состязаний Титов уже вошел в число лидеров по сумме многоборья. Однако, как оказалось, молодой гимнаст не был готов к этому. Главный тренер сборной Александр Семенович Мишаков, заметив лихое настроение Титова, сразу осадил гимнаста. Он посоветовал ему, несмотря на высокие баллы, не подсчитывать заранее медали и не перестараться. Возможно, именно эти слова опытного мастера вернули Юрия с небес на землю и помогли удержать третье место, пропустив впереди себя лишь великого Виктора Чукарина, ставшего на тот момент уже двукратным олимпийским чемпионом в многоборье, и не менее знаменитого лидера японской команды Такаси Оно.

— Ю. Т.: Я был невероятно доволен тем, что стал третьим гимнастом в мире. Было, поверьте, даже неловко обыгрывать знаменитых Альберта Азаряна, Валентина Муратова, Бориса Шахлина, но ведь я делал только то, что и должен был делать, — выполнял комбинации.

Еще ни разу не надев значок мастера спорта, Юрий Титов был сразу удостоен звания заслуженного мастера спорта СССР. Триумфатор — дебютант Олимпийских игр в интервью говорил, что выступал на помосте за двоих: себя и тренера, отмечая заслуги Евгения Ярохина, рано закончившего спортивную карьеру и не ставшего мастером спорта.

Среди элементов, которые выполнял Юрий Титов, были некоторые, которые давались ему особенно трудно. В их числе — «вертушка Шагиняна». Впервые ее коварство спортсмен в полной мере ощутил на XVII Олимпийских играх в Риме, в 1960 г. Вот как он описывал этот турнир.

— Ю. Т.: В зале тишина, слышны поскрипывание снаряда и прерывистые выдохи спортсмена. Вдруг взрыв аплодисментов, свиста и негодования — реакция на оценку. Я выхожу к коню. Финал. Шесть сильнейших гимнастов на этом снаряде уже выясняют между собой, кто точней, кто артистичней, кто не позволяет себе «разволноваться». На лицах всей шестерки уместное олимпийское спокойствие. Я начал упражнение. Работаю… Все нормально. Когда зал замирает, меня всегда подсознательно тянет обрисовать, отчеканить каждое движение, а это замедляет темп. Непривычный ритм опасен. Я усиливаю темп, тянусь поскорее нащупать опору — выравниваю. И вот «вертушка»: первый поворот, перемах, второй поворот, остается соскок прогнувшись и тут-то… импульс облегчения. Не только в мыслях, но, видимо, к сожалению, и всем телом почувствовал — «дома», что значит на нашем языке «сделал!». И в это время плечи чуть отклонились от опоры — рука потеряла твердость и опору. Мгновение — и я стою на полу, продолжая держаться рукой за коня. Все кончилось…". Римские Олимпийские игры принесли Юрию Титову две медали, отлитые из серебра, — в вольных упражнениях и командном первенстве. В многоборье за золото схлестнулись Борис Шахлин и Такаси Оно, а Титов завоевал бронзу.

В преддверии Олимпийских игр 1964 г. в Токио все ожидали от Титова выступления на высоком уровне. Вероятно, поэтому, старший тренер сборной Валентин Муратов опасаясь придирки со стороны судей на основании инструкции к прыжку «лет», предложил Юрию дополнить свой прыжок замахом назад, провоцируя его тем самым на существенное усложнение программы (по существующим требованиям правил «лет» в мужских прыжках требовал предварительного замаха ног назад в полете, чтобы в первой части до касания рук ноги были выше головы). Так, до отъезда в Японию Юрий Титов тренировал «лет с пируэтом» с поворотом на 360 градусов толчком руками о переднюю часть коня, совершая предварительный мах ногами назад. Возвращаясь много лет спустя к кинохронике соревнований, Юрий Титов осознает, что ему было не под силу выполнение столь усложненного прыжка. Его наставник по сборной СССР, очевидно, не ощутил предела физических возможностей своего подопечного и вовремя не пресек попытки решить нерешаемую задачу.

Тиов рассказывает:

— Ю. Т.: Длина коня —180 см, высота —135 см. Я должен был практически одновременно оттолкнуться руками и ногами, чтобы пойти вертикально. По настоянию тренера сборной мне пришлось отодвинуть мостик от коня на 180 см, чтобы успеть замахнуться до толчка руками о его переднюю часть. Но ведь при этом мне надо было и следующие 180 см над конем тоже пролететь! Поэтому я разгонялся со страшной силой. В итоге я так сильно травмировал руку, что в Токио выступал с помощью обезболивающих уколов, демонстрируя самый простой «лет».

Травма 29-летнего Юрия Титова не позволила гимнасту выступить в полную силу в многоборье, он оказался на 14-м месте. Тем не менее на своем коронном снаряде — перекладине — ему удалось завоевать серебро Олимпийских игр. Второе место досталось советским гимнастам и в командном первенстве".

В 1976 г. произошло знаменательное для отечественной гимнастики событие — впервые представитель СССР был избран на пост президента FIG — Международной федерации гимнастики. До этого в течение четырех лет Ю. Е. Титов являлся ее вице-президентом, а, став президентом, прослужит пять выборных периодов по четыре года (до 1996 г.). При Ю. Е. Титове Международная федерация гимнастики признала нецелесообразным применять запретительные меры к новым рискованным элементам, как это случилось после демонстрации Ольгой Корбут на Олимпийских играх 1972 г. в Мюнхене оригинальной и опасной «петли» на верхней жерди брусьев и ранее не исполнявшихся сальто на бревне. Вместо запретов было принято решение поощрять повышенными оценками исполнителей новых технически сложных элементов и их связок, одновременно приняв меры по повышению качества безопасности. Трудно представить, но, не случись этого, мир, возможно, еще долго не увидел бы тройных сальто-мортале в вольных упражнениях, впервые исполненных Валерием Люкиным, а Николаем Андриановым — в соскок на перекладине; фигурную стойку на бревне на одной руке Натальи Шапошниковой, названной «винтом вертолета», перелеты Александра Ткачева, Алексея Немова и других гимнастов через перекладину, перелет Светланы Хоркиной на разновысоких брусьях, большие обороты на одной руке Дмитрия Билозерчева.

В год 100-летия олимпийского движения Юрий Евлампиевич начинает объединение под эгидой ФИЖ всех родственных спортивной гимнастике видов спорта. Он предложил международным федерациям по батуту и акробатике, а также семи обособленным международным организациям по аэробике расформировать свои федерации и присоединиться в статусе самостоятельных дисциплин к ФИЖ, образовав, таким образом, мощнейший конгломерат гимнастических видов спорта, по аналогии с Международной федерацией плавания (FINA). Потребовалось годы, но идея успешно воплотилась в жизнь.

Попытки включить художественную гимнастику в программу Олимпийских игр предпринимались и до прихода Юрия Титова в ФИЖ. Не сразу получилось и у него, но скрупулезная работа, прежде всего, с президентами и членами МОК, а также с телекомпаниями, выкупившими права на телетрансляцию Игр, привела к тому, что МОК сначала включил личные соревнования по многоборью в программу Игр-1984 (один комплект медалей), а чуть позже красотой своих выступлений художественные гимнастки расположили к себе олимпийских чиновников, получив возможность разыгрывать второй комплект медалей в групповых упражнениях с предметами.

Включение прыжков на батуте в программу Олимпийских игр потребовало чуть меньших усилий. Мужество и высочайшее мастерство экстремальных прыжков батутистов не вызывали сомнений у комиссии по программе. Юрию Титову удалось заинтересовать оргкомитет Игр и телекомпанию CNN, благодаря чему в Сиднее-2000 мужчины и женщины дебютировали в личном олимпийском первенстве;

Юрий Евлампиевич впервые добился для ФИЖ права собственности на телетрансляцию мировых чемпионатов, что с тех пор является основным источником дохода федерации. Кроме того, при его непосредственном участии начал издаваться международный журнал «Гимнастика в мире». Для повышения объективности и справедливости работы судей, преодолевая их сопротивление, он добился принятия Конгрессом ФИЖ правила обязательной видеозаписи каждого упражнения всех участников чемпионатов мира и Олимпийских игр. Лучше всего о результатах работы Ю. Е. Титова на посту Президента ФИЖ говорят цифры: когда он впервые был избран на этот пост, членство в федерации имели 80 стран, а когда он покидал этот пост, в ФИЖ числились уже 122 страны. За два десятка лет, с 1976 по 1996 г., Ю. Е. Титов стал самым авторитетным и влиятельным функционером в мировой гимнастике. В 1995—1997 гг. он являлся членом МОК. С декабря 2004 по январь 2006 г. — президент Федерации спортивной гимнастики России. С января 2006 гг. — вице-президент и государственный тренер Федерации спортивной гимнастики России".

«АНДРИАНОВ Николай Ефимович (14.11.1952—21.03.2011) — заслуженный мастер спорта (1972 г., спортивная гимнастика). Родился и жил во Владимире. В сборной команде СССР с 1971 по 1980 г. Олимпийский чемпион (1972 г. — вольные упражнения, 1976 г. — многоборье, вольные упражнения, кольца, опорный прыжок, 1980 г. — опорный прыжок, команда). Серебряный (1972, 1976 гг. — команда, 1976 г. — брусья, 1980 г. — многоборье, вольные упражнения) и бронзовый (1972 г. — опорный прыжок, 1976 г. — конь, 1980 г. — перекладина) призер Олимпийских игр. Завершил спортивную карьеру в 1980 г. Заслуженный тренер СССР (1989). В 1989—1990 гг. — старший тренер мужской сборной команды СССР. Старший тренер мужской объединенной команды СНГ на Олимпийских играх 1992 г. Почетный гражданин города Владимира и Владимирской области. Награжден орденами Ленина (1976), „Знак Почета“ (1972), Трудового Красного Знамени (1980), медалью „За трудовую доблесть“ (1989), почетным знаком „За заслуги в развитии физической культуры и спорта“ (2002), почетным знаком (орденом) „Спортивная слава России“ I степени (редакция газеты „Комсомольская правда“ и коллегия ОКР, 2002). Именем Николая Андрианова назван сквер в городе Владимире. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса».

. .Для нескольких поколений болельщиков олицетворением мужской силы, ловкости и силы духа стал Николай Андрианов. Лучший гимнаст XX в., обладатель 15 олимпийских медалей (включая семь золотых), он в течение 10 лет был безоговорочным лидером не только сборной СССР, но и мирового спорта. Спортсменом его сделал Николай Григорьевич Толкачев — основатель владимирской школы спортивной гимнастики. Сумел разглядеть в хулиганистом сорванце, который все свое детство провел во дворах, искру таланта. Николай Григорьевич набирал своих питомцев из уличных мальчишек. Среди них оказался «Гаврош» — Коля Андрианов, который как полагается, жил по законам улицы, в 10 лет пользовался авторитетом. Тренер увидел в нем большой потенциал. Их неразлучный тандем был завистью многих, о новаторской методике Николая Толкачева сплетничали за спиной, их пытались разлучить, но они все равно остались вместе — два Николая, два гения гимнастики.

Свое восхождение на Олимп он начал на Играх-1972 в Мюнхене. Он был молод, талантлив, но без боевого олимпийского опыта, и потому, как говорил сам «…в Мюнхен поехал туристом», не рассчитывал на медали.

— Н. А.: Половина спортсменов едут на Игры туристами, посмотреть, что это за зверь такой — Олимпийские игры. С таким же настроением и я приехал в Мюнхен.

В Мюнхене Николай Андрианов выиграл золото в вольных упражнениях, серебро в команде и бронзу в опорном прыжке. Михаил Воронин перед Олимпийскими играми сказал: «Андрианов — это чемпион надолго. Я в него очень верю. Думаю, что он сейчас сильнейший среди нас. Коля — и только он — сможет на Играх в Мюнхене обыграть японцев…»[4]

  • — Н. А.: «…случайно выиграл, не тот был настрой», — скромничает Н. Андрианов.
  • — Н. А.: Я еще и в опорном прыжке должен был золото брать, но сделал подарок спортсмену из ГДР. Любой, самый простой прыжок гарантировал мне первое место. Я зачем-то выбрал самый сложный и запорол — перекрутил немного. В результате только третье место получилось. А этот парень из Восточной Германии как раз карьеру заканчивал, вот напоследок я ему и преподнес титул олимпийского чемпиона.
  • — Н. А.: Хотел увидеть подсказку своего тренера, но не получилось. Количество аккредитаций было ограниченно, поэтому на тренерах экономили. Мой тренер Николай Григорьевич Толкачев присутствовал на Олимпийских играх в качестве туриста и находился на трибунах. Перед разбегом для опорного прыжка я начал его искать на трибунах, стал крутить головой. Мне бы сконцентрироваться в этот момент. А тут болельщики на трибуне начали звонить колокольчиками. Для меня, молодого советского спортсмена, такое «боление» в диковинку было. Вот я «варежку» и разинул, потерял концентрацию — и прощай золото.

Самыми успешными для Николая Андрианова были Олимпийские игры 1976 г. в Монреале.

— Н. А.: В Монреаль я ехал за медалями.

Андрианов стал главным героем на гимнастическом помосте, принес в командную копилку сборной семь (!) медалей, из них четыре золотые! В финал мужского гимнастического турнира вышли шестеро японских гимнастов, один спортсмен из ГДР и Андрианов. В таком соперничестве советский спортсмен прервал гегемонию японцев и стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр. Можно сказать, чемпионом по всем статьям.

— Н. А.: Сейчас от каждой страны могут заявиться только два спортсмена, а тогда ограничений не было. В Японии было много сильных гимнастов, вот они в финал и вышли. Я много с японцами соревновался, в Японии бывал не раз. Зрительная память у меня неплохая. Я за ними внимательно наблюдал, что-то подмечал. Можно сказать, учился у них. Вот и выучился, что всех их побил.

Он действительно в одиночку «сделал» шестерых японцев. Уже в обязательной программе он добился заметного преимущества: 58,1 балла против 57,5 балла лидера японской команды, двукратного олимпийского чемпиона в многоборье Савао Като. При первом исполнении произвольной программы в командном первенстве оба гимнаста набрали одинаковую сумму баллов — 58,4. При повторном же исполнении в личном первенстве Андрианов повторил свой результат. Като же не сумел удержаться на прежнем уровне и получил 57,7. Победная сумма Андрианова великолепна —116,650. Он опередил серебряного призера Савао Като ровно на балл. Точнее оценить эти результаты поможет сравнение: олимпийский победитель в Мюнхене тот же Като набрал лишь 114,650, причем второго призера — его соотечественника Эйдзо Кенмоцу отделяли от чемпиона всего-навсего 0,075 балла. Андрианов же проиграл Като в Мюнхене 0,45 балла и занял четвертое место. Не трудно установить, что победа Андрианова в Монреале гораздо убедительнее и весомее. Канадская газета «Торонто стар» писала об Андрианове: «Этот скромный и серьезный парень из России смог нарушить гегемонию японских гимнастов, которые никому не отдавали абсолютного первенства на последних олимпиадах. Андрианов продемонстрировал удивительную силу и уникальную технику. Не случайно он опередил следующего за ним Савао Като на целый бал».

Как охарактеризовать выступление Николая Андрианова в Монреале? Можно банальным — «совершил спортивный подвиг». А можно сленговым — «сделал всех». Что в общем-то ближе к истине. Андрианов стал победителем в многоборье, вольных упражнениях, упражнениях на кольцах и в опорном прыжке. Кроме этого, в активе Николая серебро на брусьях и в командном первенстве, а также бронза в упражнениях на коне.

Несомненно, Андрианов был на Играх самым техничным, самым элегантным и артистичным гимнастом, с самой современной и сложной программой. Зрители и специалисты имели возможность убедиться в том, что Николай далеко не исчерпал своих возможностей. На опробовании снарядов и разминке они увидели в его исполнении фантастические соскоки с колец и перекладины — тройные сальто. Из тактических соображений он не включал эти элементы в свою соревновательную программу, но то, что они уже освоены достаточно надежно, мог видеть каждый.

— Н. А.: Конечно, я был лидером. Да и Мюнхен придал силы. До самих Олимписких игр 1976 г. я все выигрывал — от чемпионатов мира и Европы до первенств СССР. Но главное, что в Монреаль я уже отправился конкретно за медалями, не то что в Мюнхен — поглазеть. Я приехал побеждать, поэтому из Олимпийской деревни никуда не выходил — отдыхал, готовился к соревнованиям. Монреаль видел только из окна автобуса по дороге из аэропорта в Олимпийскую деревню и обратно. После завершения гимнастической программы мне порекомендовали покинуть Монреаль во избежание провокаций. Ехали на автобусе в аэропорт, над нами кружили полицейские вертолеты. Видимо, охраняли. Так что на следующий день я вылетел в Москву. Кстати, румыны тоже свою звезду Надю Команеч сразу же домой отправили. Мы с ней потом встретились много лет спустя в Америке, в 2000 г. Нас награждали в Зале славы как лучших гимнастов XX в.

Важной вехой в карьере Андрианова были Олимпийские игры 1980 г. в Москве, где ему предоставили почетное право произносить Олимпийскую клятву. Капитан и комсорг советской сборной Андрианов не вызывал никаких сомнений как моральный лидер гимнастической команды, как авторитетнейший вожак своих молодых товарищей.

Следует сразу оговориться, что на Олимпийских играх в Москве не было японцев — основных соперников Андрианова. С одной стороны — хорошо. Соревноваться ему приходилось по сути только с нашей напористой и талантливой молодежью. А с другой… Может, все-таки главного раздражителя и не хватило Николаю? Да чего уж теперь. На олимпийском помосте в Москве он едва ли не впервые — так уж получилось — сошелся в единоборстве с гимнастом новой формации — 22-летним Дитятиным, блистательно выступившим в сезонах между Олимпийскими играми. Кто-то из журналистов, пишущих о гимнастике, хорошо высказался о Дитятине: «Его мощь крылата». Не секрет, что, несмотря на присутствие Андрианова, первым претендентом на победу считали Александра. И роль лидера, по существу, отводили ему. Конечно же Андрианову, призванному опытом и положением в гимнастике вести за собой команду, было совсем непросто чувствовать себя уверенно в соседстве с победоносной молодостью Дитятина. Но величие Николая Андрианова в том, что и в подобной ситуации он обрел себя, определил себя в новом качестве, не отказался от обычных своих чемпионских притязаний. На Олимпийских играх в Москве ветеран сборной СССР получил свою шестую и седьмую золотую олимпийскую медаль, догнав своих великих предшественников — Чукарина и Шахлина.

После завершения спортивной карьеры Андрианов решил не расставаться с миром спорта. В течение 10 лет он небезуспешно работал в качестве старшего тренера молодежной сборной команды СССР. Николай Андрианов отмечен многими спортивными экспертами как талантливый человек с волевым характером. Он сумел разработать и внедрить собственную методику подготовки молодых гимнастов. На основе его занятий было подготовлено 15 олимпийских чемпионов и несколько чемпионов мира.

В течение семи лет, с 1994;го по 2002;й, Николай Андрианов по приглашению Цукахары, который является президентом частного клуба, тренировал его сына Наоя. За это время парень шесть раз становился абсолютным чемпионом Японии, серебряным и бронзовым призером чемпионата мира. В 2004 г. в Афинах в составе сборной команды своей страны он стал олимпийским чемпионом. Другой ученик Андрианова — Масаки Эндо — в 2002 г. выиграл звание абсолютного чемпиона Японии среди молодежи. По мнению экспертов, он лучший гимнаст мира. Еще несколько воспитанников Андрианова показывают отличные результаты. Семеро из них стали чемпионами своей страны. Федерация гимнастики Японии дважды признавала Николая Ефимовича лучшим тренером Страны восходящего солнца. В 2001 г. был принят в Гимнастический зал славы в Оклахоме-Сити. Признан лучшим гимнастом XX в.

  • [1] Режим доступа: https://www.sports-reference.com/olympics/sports/GYM/mens-individual-all-around.html
  • [2] Спортсмены-олимпийцы. Победители Олимпийских игр. Лариса Семеновна Латынина. Режим доступа: http://olimpic.su/latynina.html
  • [3] Спортивная Россия. Российские спортсмены и специалисты. Гимнастика спортивная. Титов Юрий Евлампиевич. Режим доступа: http://infosport.ru/person/gimnastika-sportivnaya/titov-yurii-evlampievich Международный объединенный биографический центр. Легенды отечественнойспортивной гимнастики. Титов Юрий Евлампиевич. Режим доступа: http://biograph.ru/index, php/component/content/article/27/2066;pdftitov
  • [4] Семикратный олимпийский чемпион Николай Андрианов: Из Монреаля провожали с вертолетами. Режим доступа: https://www.sovsport.ru/olympic_games/articles/299 208-semikratnyj-olimpijskij-chempion-nikolaj-andrianov-iz-monrealja-provozhali-s-vertoletami?from=scroll Николай Ефимович Андрианов. Режим доступа: http://federacia.ru/encyclopaedia/bomonde/andrianov/
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой