Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ финансово-экономических аспектов пропускной способности инфраструктуры экономики России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата Таким образом, анализ длительности операционного цикла как по экономике в целом, так и в инфраи супраструктурных аспектах выявил ряд особенностей, первая из которых касается интенсивности динамики. В изменении операционного цикла экономики России, а также супраи инфраструктуры с 2006 г. наблюдается преломление тенденции к снижению его длительности… Читать ещё >

Анализ финансово-экономических аспектов пропускной способности инфраструктуры экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как известно, операционный цикл — это отрезок времени, необходимого для приобретения запасов, их переработки, продажи и получения за это денег. Цикл состоит из двух отдельных периодов. В первый входит время, необходимое для приобретения, переработки и продажи запасов и обозначаемое термином «период оборота запасов» (number of days of inventory). Второй период охватывает время, в течение которого оплачиваются счета к получению, и называется периодом обращения дебиторской задолженности (number of days of receivables).

Операционный цикл описывает, каким образом продукт движется по счетам текущих активов. Сначала приобретаются запасы, которые затем становятся дебиторской задолженностью при продаже и, наконец, превращаются в деньги в результате оплаты счетов. С каждым шагом актив движется ближе к денежным средствам.

Необходимо отметить, что денежные потоки и связанные с ними операции не совпадают по времени. Это касается дат фактического получения запасов и их оплаты, разница между которыми составляет период оплаты кредиторской задолженности (number of days of payables), а также дат оплаты запасов и получения оплаты за готовую продукцию, разница между которым и называется периодом обращения денежных средств.

Таким образом, денежный цикл — это количество дней с момента оплаты купленных запасов до получения денег за проданный товар. Из приведенных выше определений следует, что денежный цикл представлят собой временную разницу между операционным циклом и периодом оплаты кредиторской задолженности.

Соответствующая схема (Рис. 2.3.44) иллюстрирует краткосрочную операционную деятельность и денежные потоки для типичной промышленной компании в виде временной схемы денежных потоков. Как показано ниже, временная схема денежных потоков включает в себя операционный и денежный циклы.

Рис. 2.3.44. Денежный поток во времени и краткосрочная операционная деятельность в гипотетической организации.

Рис. 2.3.44. Денежный поток во времени и краткосрочная операционная деятельность в гипотетической организации.

Рассмотрим продолжительность и структуру операционного и денежного цикла экономики России в целом, а также супраи инфраструктуры.

В динамике операционного цикла по экономике в целом (Рис. 2.3.45) можно выделить два периода: понижательный (2003 г. — 2006 г.), и повышательный, продолжавшийся с 2006 г. по 2009 г. В течение первого периода операционный цикл сократился со 102,3 дней в 2003 г. до 95,5 дней в 2006 г., т. е. в общем на 6,7%. Это соответствует ежегодному снижению в размере 2,3 дней, или 2,3% к предыдущему году. В то же время в 2006—2009 гг. наблюдалось увеличение операционного цикла, который возрос до 122,8 дней в 2009 г., что соответствует ежегодному увеличению в размере 9,1 дня, или 8,6%. В общем, с 2003 г.

по 2009 г. продолжительность операционного цикла по экономике в целом увеличилась на 3,1%. Средняя за 2003—2009 гг. продолжительность операционного цикла в экономике России составила 105,1 дня.

Динамика продолжительности операционного цикла в экономике России в 2003—2009 гг., дней.

Рис. 2.3.45. Динамика продолжительности операционного цикла в экономике России в 2003—2009 гг., дней.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата Несмотря на отдельное увеличение продолжительности в 2004 г., в динамике операционного цикла супраструктуры (Рис. 2.3.46) в 2003— 2009 гг. также можно выделить две периода: понижательный и повышательный. В течение первого периода (2003—2006 гг.), длительность операционного цикла снизилась со 108,6 дня в 2003 г. до 106,2 дня в 2006 г., т. е. в общем на 2,2%. Это соответствует ежегодному снижению в размере 0,7%. В течение второго периода, продолжавшегося с 2006 г. по 2009 г., длительность операционного цикла увеличилась до 140,7 дня в 2009 г., т. е. на 32,5%, что соответствует ежегодному росту в размере 11,5 дня, или 9,8%. В общем, за весь исследуемый период длительность операционного цикла увеличилась на 29,6%. Средняя продолжительность операционного цикла в супраструктуре составила 116,6 дня.

Динамика продолжительности операционного цикла в супраструктуре экономики России в 2003—2009 гг., дней.

Рис. 2.3.46. Динамика продолжительности операционного цикла в супраструктуре экономики России в 2003—2009 гг., дней.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата Динамика продолжительности операционного цикла в инфраструктуре экономики России (Рис. 2.3.47) позволяет также говорить о наличии двух периодов. В течение первого периода (2003—2006 г.), длительность операционного цикла в инфраструктуре снизилась с 85,1 дня в 2003 г. до 66,2 дня в 2006 г., т. е. на 22,3%. Это соответствует ежегодному снижению в размере 6,3 дня, или 8,1% к величине предыдущего года. В течение второго периода, продолжавшегося с 2006 г. по 2009 г., длительность операционного цикла увеличилась до 73,7 дней, т. е. на 11,4%. Это соответствует ежегодному увеличению в размере 2,5 дня, или 3,7% к величине предыдущего года. В общем, в 2003—2009 гг. продолжительность операционного цикла увеличилась на 13,4%. Средняя продолжительность операционного цикла в инфраструктуре экономики России составила 73,4 дня.

Динамика продолжительности операционного цикла в инфраструктуре экономики России в 2003—2009 гг., дней.

Рис. 2.3.47. Динамика продолжительности операционного цикла в инфраструктуре экономики России в 2003—2009 гг., дней.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата Таким образом, анализ длительности операционного цикла как по экономике в целом, так и в инфраи супраструктурных аспектах выявил ряд особенностей, первая из которых касается интенсивности динамики. В изменении операционного цикла экономики России, а также супраи инфраструктуры с 2006 г. наблюдается преломление тенденции к снижению его длительности. Однако данная тенденция наименее значительна для инфраструктуры. Если увеличение длительности операционного цикла для экономики в целом происходит со скоростью 9,1 дня, или 8,6% в год, для супраструктуры — со скоростью 11,5 дня, или 9,8% в год, то в инфраструктуре — всего со скоростью 2,5 дня, или 3,7% в год. Вторая особенность затрагивает сравнительную продолжительность операционного цикла в инфраструктуре, которая в 2003—2009 гг. составляла в среднем 63,5% продолжительности операционного цикла в супраструктуре и 70,2% экономики в целом. При этом наблюдается устойчивая тенденция к сокращению сравнительной продолжительности операционного цикла инфраструктуры (Рис. 2.3.48).

Сравнительная продолжительность операционного цикла в инфраструктуре экономики России в 2003—2009 гг., %.

Рис. 2.3.48. Сравнительная продолжительность операционного цикла в инфраструктуре экономики России в 2003—2009 гг., %.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата.

Так, сравнительный операционный цикл инфраструктуры снизился с 78,4% цикла супраструктуры в 2003 г. до 52,4% в 2009 г. Также сравнительный операционный цикл инфраструктуры снизился с 83,2% цикла экономики в 2003 г. до 60,0% в 2009 г. По нашему мнению, такая тенденция вызвана специфическим положением инфраструктуры в экономической системе страны, которое проявляется в особых требованиях по непрерывности поставок со стороны супраструктуры[1]. Такие требования также влияют на объем и структуру оборотных активов инфраструктуры и, в частности, материально-производственных запасов.

В 2003—2009 гг. оборотные активы инфраструктуры (Рис. 2.3.49) составляли в среднем 10,0% общей величины оборотных активов экономики России. Наибольший удельный вес оборотные активы инфраструктуры занимали в 2003 г. в размере 13,9% общей величины оборотных активов, наименьший — в 2006 г. в размере 8,0%. Такое распределение во многом соответствует доле внеоборотных активов в общей величине имущества организаций экономики России.

Динамика оборотных средств инфраи супраструктуры экономики России в 2003—2009 гг., трлн. руб.

Рис. 2.3.49. Динамика оборотных средств инфраи супраструктуры экономики России в 2003—2009 гг., трлн. руб.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата По экономике в целом в 2003—2009 гг. доля оборотных активов в общей величине имущества занимала в среднем 46,9%, по супраструктуре — 51,0% имущества супраструктуры (Рис. 2.3.50). В то же время в инфраструктуре удельный вес оборотных активов составлял в среднем всего 27,1%. Наибольшую долю оборотные активы занимали в имуществе организаций инфраструктуры в 2003 г., когда на них приходилось 32,8%. Наименьший удельный вес оборотных активов наблюдался в 2006 г. и составил 23,2% общей стоимости имущества организаций инфраструктуры.

Доля оборотных средств в имуществе организаций экономики России в целом, инфраи супраструктуры в 2003—2009 гг., %.

Рис. 2.3.50. Доля оборотных средств в имуществе организаций экономики России в целом, инфраи супраструктуры в 2003—2009 гг., %.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата Структура оборотных активов инфраструктуры в 2003—2009 гг. также значительно отличалась от соответствующей структуры по экономике в целом и супраструктуре.

Для экономики в целом и супраструктуры было характерно во многом аналогичное распределение оборотных средств по статьям (Рис. 2.3.51). По экономике в целом наибольшую статью в 2003— 2009 гг. в среднем составляли сырье и материалы, на долю которых приходилось 36,5% общей стоимости запасов. На втором месте находились остатки готовой продукции и товары для перепродажи, на которые приходилось в среднем 34,7% общей стоимости оборотных активов. Затраты в незавершенном производстве занимали 21,7%.

В распределении оборотных средств по статьям в организациях супраструктуры наибольший удельный вес занимали остатки готовой продукции и товары для перепродажи, на которые приходилось в среднем 36,6% общей величины оборотных средств супраструктуры. На 2-м месте находились сырье и материалы, доля которых в общей величине оборотных средств супраструктуры экономики России составляла в среднем 34,0%. Наконец, на затраты в незавершенном производстве приходилось 23,1%.

В отличие от структуры оборотных активов экономики в целом и супраструктуры, в распределении оборотных средств по статьям в инфраструктуре (Рис. 2.3.52) наибольшую долю занимают сырье и материалы, на которые в 2003—2009 гг. приходилось в среднем 69,8%. На 2-м месте находились расходы будущих периодов, удельный вес которых составлял в среднем 18,0%. Наконец, на остатки готовой продукции и товары для перепродажи приходилось всего 9,1%.

Рис. 2.3.51. Структура оборотных средств в 2003—2009 гг., % а) в экономике России в целом, б) в супраструктуре.

Рис. 2.3.51. Структура оборотных средств в 2003—2009 гг., % а) в экономике России в целом, б) в супраструктуре.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата.

Структура оборотных средств инфраструктуры экономики России в 2003—2009 гг., %.

Рис. 2.3.52. Структура оборотных средств инфраструктуры экономики России в 2003—2009 гг., %.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата Рассмотрим динамику продолжительности денежного цикла по экономике в целом, инфраи супраструктуре.

По экономике в целом наблюдается рост продолжительности денежного цикла (Рис. 2.3.53), который увеличился с 8,9 дня в 2003 г. до 38,2 дня в 2009 г., т. е. 4,3 раза. В течение данного периода наблюдался ежегодный рост в размере 4,9 дня, или 27,4% к величине предыдущего года.

Динамика продолжительного денежного цикла по супраструктуре (Рис. 2.3.54) отличается тенденцией к росту, поскольку данный показатель увеличился с 10,9 дня в 2003 г. до 51,2 дня в 2009 г., т. е. в 4,7 раза.

Это соответствует ежегодному росту в размере 6,7 дня, или 29,4% к предыдущему году.

Рис. 2.3.53. Динамика продолжительности денежного цикла по экономике России в целом в 2003—2009 гг., дней.

Рис. 2.3.53. Динамика продолжительности денежного цикла по экономике России в целом в 2003—2009 гг., дней.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата.

Рис. 2.3.54. Динамика продолжительности денежного цикла в супраструктуре экономики России в 2003—2009 гг., дней.

Рис. 2.3.54. Динамика продолжительности денежного цикла в супраструктуре экономики России в 2003—2009 гг., дней.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата В то же время продолжительность денежного цикла в инфраструктуре (Рис. 2.3.55) отличается рядом особенностей, среди которых выделяются разнонаправленность изменений, сравнительная непродолжительность денежного цикла и наличие отрицательных денежных циклов в 2004 г., 2006 г. и 2007 г., которые составили 28,1 дня, 3,9 дня и 1,1 дня соответственно. Отрицательный денежный цикл означает, что оплата полученного сырья и материалов, а также сторонних услуг осуществляется за счет средств от реализации готовой продукции и товаров для перепродажи.

Такое решение задачи компенсации разрыва между краткосрочными притоками и оттоками денежных средств снимает с организаций инфраструктуры необходимость использовать займы или держать часть оборотных средств в виде наличности или легко реализуемых ценных бумаг. В свою очередь, это положительно сказывается на доходности организаций, поскольку согласно модели Дюпона (DuPont system) одним из факторов, влияющих на рентабельность собственного капитала (Return on Equity, ROE) является оборачиваемость активов (Assets Turnover, АТО)[2]. В то же время недостаток отрицательного или близкого к нулю денежного цикла у организаций инфраструктуры видится в значительном периоде погашения кредиторской задолженности, который, в свою очередь, влияет на продолжительность операционного цикла у потребителей продукции инфраструктуры, т. е. организаций супраструктуры. Возможности такой отсрочки платежей видятся не только в особом положении инфраструктуры в экономической системе страны, но и в значительном участии государства (Рис. 2.1.21, Рис. 2.1.24).

Динамика продолжительности денежного цикла в инфраструктуре в 2003—2009 гг., дней.

Рис. 2.3.55. Динамика продолжительности денежного цикла в инфраструктуре в 2003—2009 гг., дней.

Источник: рассчитано авторами по данным Росстата.

  • [1] По мнению авторов, особенно данное положение справедливо для производстваи распределения электроэнергии, газа и воды, транспорта, связи и здравоохранения.
  • [2] Bodie, Z., Alex, К., Alan J. М. Essentials of Investments, s.l.: McGraw-Hill Irwin. ISBN 72 510 773. PP 639—640.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой