Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование чувашской народности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Освоение чувашами Заволжья началось одновременно со строительством оборонительных линий и правительственной колонизацией края, особенно усилилось после разрешения 1736 года покупать башкирские земли — степные пространства за Волгой. Результатом процесса закрепления крестьянских масс насильственной христианизации в XVII—XVIII вв. еках явилась массовая миграция чувашей за пределы их первоначального… Читать ещё >

Формирование чувашской народности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результатом процесса закрепления крестьянских масс насильственной христианизации в XVII—XVIII вв.еках явилась массовая миграция чувашей за пределы их первоначального расселения — в Заволжье, Приуралье и в Сибирь.

Освоение чувашами Заволжья началось одновременно со строительством оборонительных линий и правительственной колонизацией края, особенно усилилось после разрешения 1736 года покупать башкирские земли — степные пространства за Волгой.

Исторические документы свидетельствуют о переселении в Самарский край изначально представителей обеих этнических групп — как вирьял, так и анатри.

Чуваши подразделяются на три основные этнографические группы. Верховые (вирьял) занимают северные и северо — западные районы Чувашии, низовые (анатри) — южные и часть северо — восточных, переходная группа средненизовых чувашей (анат енчи) — центральные и северо — восточные районы. В соседних областях, расположенных к югу и юго — востоку от автономной республики, проживают чуваши, близкие по материальной культуре к группам анатри и анат енчи. Встречаются отдельные села выходцев из европейских районов.

Для решения вопроса этногенеза чувашского народа значительный интерес представляет изучение специфических культурно — бытовых черт. При постановке вопросов этногенеза современная этнография широко использует известный источник — национальный костюм. По своему покрою чувашская женская рубаха целиком принадлежит к типу туникообразной. Старинная белая рубаха у чуваш по покрою близка к старинным рубашкам степных народностей. Что касается вопроса о происхождении белой туникообразной рубашки у чуваш, то в полной мере утвердительно сказать, что она булгарского происхождения, ибо наличие ее в старину отмечается некоторыми авторами и у казанских татар. Наиболее древним типом рубашки у чувашей исследователи считают рубашку анат — енчи. Главной особенностью этой рубашки является домотканый белый холст, из которого ее шили; к основным полотнищу пришивались дополнительные полосы по бокам, а также прямые, гладкие рукава из одного полотнища, суженного у кисти. Свободному движению рук способствовали пришиваемые к боковым вставкам и рукавам ластовицы. Другой отличительной особенностью рубахи было обязательное оттеснение продольных швов, соединяющих основное полотнище с боковыми. Это осуществлялось двумя способами: или легкой и узкой вышивкой шерстяной ниткой зеленого цвета, расположенной вдоль шва, или лентой красной материи, нашитой на шов. Смешанная шелково — шерстяная вышивка с преобладанием красного шелка располагалась вдоль шейного и грудного разреза ворота, на груди, вдоль рукавов и по обшлагу их. Нагрудная вышивка «кеске» представляла собой две асимметрично расположенные по обеим сторонам грудного выреза вышивки в виде крупных восьмиконечных звезд. Но «кеске» можно было увидеть стилизованные растительные и животные мотивы. На некоторых рубашках «кеске» вышивались не с двух, а с одной стороны нагрудного разреза, на другой стороне она заменялась положенной наискось полоской красного кумача. Замужним женщинам «анат — енчи» были известны рубашки, украшенные двумя ромбами из кумача на груди по обеим сторонам грудного разреза. На девичьих рубашках ромб был с одной стороны, а с другой шла наискось красная полоса. По самому грудному разрезу и вокруг кумачовых ромбов делали вышивку, которая постепенно все уменьшалась в размере. Для белой вышитой рубахи очень характерно ношение на поясе вышитых кусков ткани — «сара» и кистей из шерсти и бисера, называемых «хуре». Вторым типом рубашки у чувашей была рубаха «анатри». Отличительной, сразу бросающейся в глаза. Особенностью этой рубахи является цвет. Она изготовляется из домотканой сине — красной пестряди, в новой форме — из покупной материи, ситца или сатина. Другой ее особенностью было отсутствие вышивки. Рубашка «анатри» имеет прямые аналогии с татарской рубашкой. Дальнейшее изменение рубашек связано с расширением волана так, что основная часть рубашки из 4-х полотнищ доходила только до середины бедра, оттуда же начинались один за другим два широких волана. Последний вариант пестрядиной рубашки приобрел вид настоящего платья. Последний третий тип рубашки — так называемая «вирьяльская» рубашка, туникообразная, с одним полотнищем и цельными без клиньев боковыми полотнищами, продольные швы не окаймлялись, на плечах, до пластовки рукава шла узкая вышивка и пришивались полоски узорного тканья. Чувашский женский костюм характеризовался большим количеством разнообразных украшений — шейных, нагрудных, поясных. Обязательной принадлежностью чувашского женского костюма являлись штаны. У верховых они по крою были близки к мужским, у низовых — с широким шагом. Верхней одеждой чувашам обеих групп служили холщовые балахоны из холста и пустав из тонкого сукна, кафтан Традиционной обувью были лапти, надеваемы у верховых чувашей на черные портянки, у низовых — на вязанные чулки. Головные уборы чувашских женщин можно объединить в следующие группы: платки, полотенца, покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные головные уборы. Особый интерес из старинных головных уборов представляет девичий головной убор — «тухья», символизирующий девственность. «Тухья» — шапочка — шлем из ткани или кожи, шитый бисером или монетами с твердой металлической шишечкой наверху. Сбоку прикреплялся хвост. Большинство орнаментальных мотивов в изобразительном искусстве чуваш финского происхождения. Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила традиционные черты и приобрела городской характер. Кроме того, по мужскому народному костюму невозможно выявить различие в одежде различных этнических групп чувашей. В старину нательной одеждой являлась холщовая рубаха «кепе», белая или из крашеницы и пестряди, и штаны «йем». Рубаха туникообразного покроя без воротника, с боковыми клиньями. Навыпуск, подпоясывалась узким плетеным поясом. Зимой поверх «йем» надевали того же покроя «сытма» из толстой крашеницы или сукна. Летом в прохладную погоду поверх рубахи носили холщовый «шупар», «пустав» из тонкого сукна — короткую поддевку с сборами сзади. Теплой одеждой служи: «сахман» — поддевка со стеганой подкладкой до талии, «керек» — шуба из овчин желтого или черного дубления, сшитая в талию со сборами или складками «асам» — «азям» из толстого, плотно сотканного и валяного сукна и тулуп, как и «азям», имевший большой воротник шалью. С давних пор для решения вопроса этнической истории народов привлекались предания народов о собственном происхождении.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой