Инвентаризация и переоценка основных средств
С виновного лица может быть взыскана рыночная стоимость недостающих основных средств. При взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей положительная разница между их стоимостью, зачисленной на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет… Читать ещё >
Инвентаризация и переоценка основных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как известно, одной из основных задач бухгалтерского учета на предприятии является формирование полной и достоверной информации о его финансовом и имущественном положении, хозяйственной деятельности, в целом. Для реализации эффективного управления предприятием очень важно, чтобы информация, отображенная в документации, соответствовала реальному положению дел. А, следовательно, большое значение носит такая контрольная процедура в бухгалтерском учете, как инвентаризация.
Инвентаризация в бухгалтерском учете — это не только средство контроля, но и способ регистрации фактов хозяйственной деятельности предприятия, с помощью которого можно обнаружить естественную убыль, хищения, пересортицу и т. д. Что касается объектов основных средств, то их инвентаризация позволяет определить истинное состояние и наличие, факт хищения, порчи и др.
Проведение инвентаризации объектов ОС осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые должны применяться с учетом постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Инвентаризация основных средств осуществляется комиссией при обязательном участии материально ответственных лиц. Инвентаризация основных средств заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации.
До начала проведения инвентаризации необходимо проверить:
- — наличие и состояние инвентарных карточек, описей, инвентарных книг и других регистров аналитического учета;
- — наличие и состояние технической документации;
- — наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При отсутствии документов комиссии необходимо обеспечить их получение или оформление. При обнаружении расхождений и неточностей в проверяемой документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природопользования, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения по этим объектам.
При установлении комиссией, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам сделать следующее: определить сумму искажения балансовой стоимости объекта и указать данные о произведенных расчетах в описи.
Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря и инструменты одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые в типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (находящиеся в дальних рейсах автомашины, морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т. п.), инвентаризуются до момента временного их выбытия.
На те основные средства, которые не пригодны к эксплуатации и не подлежат восстановлению, комиссия по инвентаризации составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т. п.).
Для отражения фактического наличия основных средств в местах нахождения и на всех этапах их движения в организации применяется «Инвентаризационная опись основным средств» по форме № ИНВ-1. Данная опись составляется в 2-х экземплярах, подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, который несет ответственность за сохранность объектов основных средств.
Один экземпляр следует передать в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного лица (МОЛ).
До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы.
Описи составляются отдельно по группам основных средств (производственного и непроизводственного назначения).
Опись на арендованные средства составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя.
Данные инвентаризационных описей используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. Сличительные ведомости составляются в том случае, если выявлены расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризации.
Для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от учетных данных, применяются сличительные ведомости формы № ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов.
На основные средства, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении и т. д.) составляются отдельные сличительные ведомости.
Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально ответственному лицу.
Результаты инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств отражаются в акте инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств по форме № ИНВ-10.
В данной форме объединены показатели инвентаризационных описей (актов) и сличительных ведомостей.
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств применяется при инвентаризации незаконченных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов основных средств. Акт составляется в двух экземплярах на основании проверки состояния ремонтных работ в натуре. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй — материально ответственному лицу.
Акты и инвентаризационные описи подписываются членами комиссии и материально ответственными лицами.
Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации (проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) — в годовом бухгалтерском отчете.
При выявлении излишков или недостач объектов основных средств материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия объектов основных средств с данными бухгалтерского учета регулируются и отражаются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» выявленные излишки основных средств должны приниматься к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и зачисляться на финансовые результаты организации (счет 91 «Прочие доходы и расходы»).
Принятие к бухгалтерскому учету излишков основных средств предварительно отражается (как и любое поступление основных средств) по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
В соответствии с законом недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на счета учета затрат на производство и/или на расходы на продажу, сверх норм — на счет виновных лиц.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты коммерческой организации.
Указанные выше нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач и при наличии утвержденных норм естественной убыли.
Так как по объектам основных средств утвержденных норм естественной убыли не существует, то все их недостачи должны рассматриваться как сверхнормативные и относиться на виновных лиц.
Если виновные лица отсутствуют, то данное обстоятельство должно подтверждаться соответствующими документами. В документах, представляемых для оформления списания недостач, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц. Такие решения могут быть получены как до, так и после или во время инвентаризации.
После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач основных средств руководитель организации принимает решение о порядке их списания. Для списания недостач основных средств используется субсчет 01−2 «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость недостающего основного средства, а в кредит — сумма накопленной амортизации.
Остаточная стоимость основных средств, выявленная на субсчете 01−2 «Выбытие основных средств», списывается в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В последующем выявленная недостача взыскивается с виновного лица.
Взыскание отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73−2 «Расчеты по возмещению материального ущерба») при наличии виновных лиц.
С виновного лица может быть взыскана рыночная стоимость недостающих основных средств. При взыскании с виновных лиц стоимости недостающих ценностей положительная разница между их стоимостью, зачисленной на счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», и их стоимостью, отраженной на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» относится в кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 98−4 «Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и стоимостью по недостачам ценностей»).
По мере взыскания с виновного лица причитающейся с него суммы указанная разница списывается со счета 98 «Доходы будущих периодов» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91−1 «Прочие доходы»). Внесение денежных средств виновным лицом в погашение задолженности по возмещению ущерба отражается по кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73−2) в корреспонденции с дебетом счета 50 «Касса».
При отсутствии конкретных виновников, а также при наличии недостач основных средств, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков, списание недостач и потерь от порчи основных средств производится на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
В случаях, когда имеются такие решения судебных органов, организация имеет право убытки от недостач, потерь и хищений имущества отнести на финансовые результаты организации и уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму понесенных убытков.
Недостачи ценностей, выявленные в отчетном году, но относящиеся к прошлым отчетным периодам, признанные материально ответственными лицами или на которые имеются решения суда о взыскании с виновных лиц. отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов»,.
Одновременно на эти суммы дебетуется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73−2 «Расчеты по возмещению материального ущерба») и кредитуется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
По мере погашения задолженности кредитуется счет 91 «Прочие доходы и расходы» и дебетуется счет 98 «Доходы будущих периодов».
Переоценкой считается уточнение восстановительной стоимости объектов основных средств с целью приведения ее в соответствие с современным уровнем рыночных цен.
Переоценке подлежат все основные средства, находящиеся в собственности организаций, их хозяйственном ведении, оперативном управлении и долгосрочной аренде с правом выкупа.
Согласно нормативным документам, организации предоставлено право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем либо индексации (по балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных средств, дифференцированных по типам зданий и сооружений, видам машин и оборудования, транспортных средств и др., по регионам, периодам изготовления, приобретения), либо прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации (счет 83).
Рыночные цены на объекты основных средств могут быть установлены на основании:
- — данных организаций-изготовителей о ценах на аналогичную продукцию (в письменном виде);
- — сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций, опубликованных в средствах массовой информации и специальной литературе;
- — экспертных заключений о стоимости объектов основных средств (экспертами-оценщиками).
При переоценке определяется полная и остаточная восстановительная стоимость.
Полная восстановительная стоимость — это стоимость всех затрат, которые будут осуществлены организацией при замене объектов основных средств на аналогичные новые объекты по рыночным ценам.
Под остаточной восстановительной стоимостью понимается стоимость основных средств после переоценки с учетом начисленной амортизации (сумма амортизации увеличивается пропорционально полной стоимости основных средств).
В бухгалтерском учете результаты увеличения (уменьшения) переоценки основных средств производственного назначения отражают на счете 83 «Добавочный капитал».
Результаты переоценки основных средств могут быть отражены следующими проводками:
- — на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов производственного назначения: Д-т 01 К-т 83;
- — арендуемые объекты производственного назначения: Д-т 03 К-т 83;
- — на уменьшение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств производственного назначения: Д-т 83 К-т 01;
- — арендуемые объекты производственного назначения в случае аренды имущественного комплекса: Д-т 83 К-т 03;
- — на повышение суммы амортизации при переоценке основных средств: Д-т 83, К-т 02;
- — на уменьшение суммы амортизации при переоценке основных средств: Д-т 02 К-т 83;
- — при дооценке оборудования к установке и незавершенного строительства производственного назначения при их переоценке: Д-т 07, 08 К-т 83;
- — при уценке оборудования к установке и незавершенного строительства производственного назначения в результате их переоценки: Д-т 83 К-т 07, 08.