Культура и философия
При социализме действует и закон стоимости, поскольку деньги никто не отменял. Их нужно считать при учете доходов и расходов в социалистическом хозяйстве. Защищая объективный характер закона стоимости, Сталин в то же время успокаивал верноподданных: в отличие от капитализма, где господствует принцип максимальной прибыли, при социализме действует принцип максимального удовлетворения человеческих… Читать ещё >
Культура и философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Последний труд Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» был опубликован в сентябре 1952 г. на страницах журнала «Большевик».
Главное содержание этой работы заключалось в тезисе: при социализме действуют объективные экономические законы, которые нельзя не учитывать и надо использовать в планировании.
При социализме действует и закон стоимости, поскольку деньги никто не отменял. Их нужно считать при учете доходов и расходов в социалистическом хозяйстве. Защищая объективный характер закона стоимости, Сталин в то же время успокаивал верноподданных: в отличие от капитализма, где господствует принцип максимальной прибыли, при социализме действует принцип максимального удовлетворения человеческих потребностей.
Сталинские установки, идеи, принципы и другие руководящие указания нашли отражение в культуре 40—50-х гг. Эта культура уже не была произвольной выдумкой Сталина. Если попытаться ее кратко определить, то можно сказать: это была культура бюрократии. Культура партийно-государственных чиновников, дорвавшихся до власти, и отражающая во всех своих составных частях их вкусы, верования и сознание. Это качество советской культуры в громадной степени отразилось и в личности самого Сталина, но не было его личной характеристикой. Социальные качества нового слоя властвующих — партийно-государственной бюрократии — определили основные черты сталинской культуры: национализм, канонический социалистический реализм, бюрократизм и догматизм.
Сталин был богом новой бюрократии, воплощением ее надежд на всесилие. Сталинское государство чиновников-выходцев из народа обладало универсальной иерархией, и вождем, любовь к которому не пропадала. Пропаганда без конца твердила, что все важнейшие открытия и изобретения в истории науки и техники сделаны в России.
Кинофильмы и спектакли разоблачали буржуазных ученых, которые служат войне и империализму, и славили отечественных полководцев, которые «одним махом семерых побивахом». Искусство воспевало великую радость жизни в советской стране.
Самым ярким памятником сталинской идеологии явилась, несомненно, архитектура. В ней тоже господствовал канон первенства содержания над формой, хотя никто не мог сказать ничего вразумительного о том, как в архитектуре можно отличить форму от содержания. Монументальная фасадность сталинской архитектуры копировала и пародировала византийский стиль.
Небесным сводом всей идеологии и культуры стал культ вождя, который приобрел чудовищные размеры.
Неудержимым потоком лились стихи, романы и кинофильмы, прославляющие Сталина. Портреты и скульптуры вождя заполнили все публичные места. Писатели, поэты и философы соревновались между собой в поиске все новых форм лести и дифирамбов.
Официальный язык блестяще отражал политическую и духовную атмосферу сталинского режима. Цель устного и печатного публичного слова никоим образом не сводилась к информации, а к бюрократически-идеологическому наставничеству, бесконечным указаниям и воспитанию у граждан соответствующей политической культуры. В прессе публиковались только положительные материалы о прекрасной жизни в СССР и отрицательные об отвратительной жизни при капитализме. Изоляция страны от мировой культуры была почти абсолютной.