Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Золотая Орда и её господство над Русью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После завоевания монголо-татарами Руси, в отличие от стран Средней Азия, Прикаспия, Среднего и нижнего Поволжья, Северного Причерноморья ставших территорией монгольского государства, сохранила свою государственность. Зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась, прежде всего, в тяжелой доли, которой они обложили русский народ. Получив представление о военных возможностях Руси и готовности… Читать ещё >

Золотая Орда и её господство над Русью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По возвращении хана Батыя из похода в Европу, в1243 г. было основано государство Золотая Орда, включавшая в свой состав территорию от низовий Дуная, до верховий Иртыша и Оби. На юге ее граница проходила по главному кавказскому хребту и по низовьям Амударьи. Первоначально Золотая Орда (или Улус Джучи — название от имени старшего сына Чингизхана, отца Батыя) находилась в подчинении у великого монгольского хана, но затем стала полностью независимой. Это было государство с господствовавшими феодальными производственными отношениями, которые сочетались с родоплеменными. Оно состояло из полусамостоятельных улусов, управлявшихся братьями Батыя и местной аристократией и объединенных властью хана. Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги. Собственно монголы составляли в Золотой Орде количественно незначительное меньшинство. Основную массу населения составляли тюрко-язычные племена, преимущественно типчаки (половцы)" Уже к концу ХIII в. Золотая Орда тюркизировалась, а принесенный монголами этноним татар был перенесен на население Золотой Орды. Традиционная степная культура постепенно исламизировалась под влиянием булгарского мусульманского Поволжья и Средней Азии. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (13I2−1342), который в 1312 г. объявил ислам государственной религией Орды. Затем Золотая орда так же, как идругие средневековые государства, пережила период феодальной раздробленности, что облегчало борьбу русских княжеств за свою независимость. Впоследствии после распада Золотой Орды на отдельные государственные образования и усиления могущества московского и Литовского княжеств многие знатные татарские князья и мурзы переходили на службу русским и литовским государям, Значительная часть русских дворянских родов (около 15%.) считала своими, основателями выходцев из Золотой Орды.

После завоевания монголо-татарами Руси, в отличие от стран Средней Азия, Прикаспия, Среднего и нижнего Поволжья, Северного Причерноморья ставших территорией монгольского государства, сохранила свою государственность. Зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась, прежде всего, в тяжелой доли, которой они обложили русский народ. Получив представление о военных возможностях Руси и готовности русского народа отстаивать свою националь­ную государственность, монголо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды и создания в русских землях своей администраций. Вместе с тем русские князья вынуждены были получать в Золотой Орде ярлыки на свое княжение, подчеркивая свою вассальную покорность хану. Первым в Орду в I243 г. поехал оставшийся старшим среди владимиро-суздальских князей Ярослав Всеволодович.

Ханы Золотой Орды, стремившиеся не допустить усиления отдельных князей, всячески способствовали феодальному дроблению русских земель иразжиганию усобиц между князьями. Превратив выдачу ярлыков в орудие соперничества и торга между князьями, в орудие политического давления на них ханы намеренно нарушали сложившийся на Руси порядок наследования «столов» и вмешивались в княжеские усобицы, используя их в качестве предлогов для грабительских вторжений на Русь. Нередко и сами князья «наводили» на Русь в борьбе со своими соперниками татарские рати, как ранее они «наводили» половцев".

С целью контроля над русскими землями был создан институт баскаков (просуществовал до начала Х1V в.). Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачас­тую лишением ярлыка), либо карательным походом в непокорную землю. Русские земли делали попытку не подчиняться Орде. Однако сил свергнуть монголо-татарское иго было еще недостаточно. Это хорошо понимал Александр Невский, бывший в 1252 — 1263 гг. великим князем владимирским. Сосредоточивая силы Руси для отпора агрессии с запада, Александр стремился поддерживать с ханами мирные отношения, не давать поводовдля новых вторжений и набегов и, восстанавливая подорванное хозяйство страны постепенно накапливать силы для будущей освободительной борьбы. Этот курс Невско­го в отношениях с Ордой надолго стал определяющим для владимирских, а затем московских князей. К соглашению с Ордой призывала и церковь, получавшая от ханов охранные грамоты на церковное иму­щество и освобождение от дани.

В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения — «число» — с целью совершенствования системы взимания дани. Ежегодно отправляемая в Орду дань («выход», «десятина») была наибольшей тяжестью ордынского ига. Вначале она собиралась на­турой, но затем была переведена на деньги («серебро»). Единицей обложения служило каждое городское и сельское хозяйство. Тяжесть постоянной дани усугублялась частыми требованиями ха­нов прислать им дополнительные крупные суммы (так называемые запросы). В пользу хана шли также отчисления с торговых пошлин. Тяжелым бременем на крестьян легли ямская и подводная повинности, обязанность давать «корм» проезжавшим ордынцам и их свите. Cбop дани был отдан ханами на откуп мусульманским купцам, которые облагали население дополнительными поборами, кабалили крестьян и продавала несостоятельных должников в рабство на восточных невольничьих рынках.

Перепись населения в 50−60-х годах ХIII в., и сбор дани соп­ровождались многочисленными восстаниями против золотоордынцев. Иногда они переплетались с выступлениями против своих феодалов. Это привело к тому, что сбор дани с конца X111 в. был передан в руки русских князей. Были отозваны баскаки, что лишало Орду возможности непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь русских земель.

Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и установления ордынского владычества на историю России издавна принадлежит к числу дискуссионных. Можно выделить три основные точки зрения на эту проблему в отечественной историографии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой