Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Глобальная система финансового регулирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По В свою очередь, разработанные международными структурами документы (стандарты, принципы, директивы (в рамках ЕС) и пр.) служат неким эталоном или образцом для национальных регуляторов и в той или иной мере раньше или позже включаются в национальную регулятивную систему. Связь между международными органами и национальными обеспечивается, в т. ч. и за счет того, что в работе первых принимают… Читать ещё >

Глобальная система финансового регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях глобализации происходит постепенная унификация не только стандартов, продуктов. Происходит унификация норм и правил регулирования экономики. Чем дальше, тем больше национальные системы регулирования будут основываться на единых принципах. Очередной толчок развертыванию этого процесса дал последний финансово-экономический кризис 2007—2009 гг. В отсутствие непосредственных наднациональных регуляторов, тем не менее, мы можем говорить о развитии наднациональной или даже глобальной системы регулирования.

И ранее, до 2007 г., международными межправительственными и частными организациями разрабатывались различные правила, стандарты, которые, так или иначе, принимались на национальном уровне (базельские стандарты достаточности капитала Банка международных расчетов, принципы корпоративного управления ОЭСР, принципы противодействия отмыванию денег, полученных преступным путем, международна ные стандарты финансовой отчетности и др.) (см. табл. 6.1). И раньше международные финансовые организации (прежде всего МВФ) выполняли роль кредитора последней инстанции1 для развивающихся стран. Тем не менее, новая реальность, связанная с кризисом, выявила недостаточность существующих механизмов.

Ответом на вызовы стала активизация деятельности целого ряда международных форумов и организаций, расширение числа их участников.

Если попытаться выстроить с точки зрения решаемых задач систему институтов регулирования мирового финансового рынка, то получится следующее: первый уровень — Группа 20 и Совет по финансовой стабильности, второй — международные финансовые организации, третий — международные стандартоустанавливающие организации (см. рис. 6.1).

Таблица 6.1

Международные стандарты по регулированию финансовых рынков.

Область регулирования

Стандарт

Ответственная

организация

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ

Транспа;

Кодекс транспарентности.

МВФ.

рентность.

при проведении денежной.

IMF

в области.

и финансовой политики.

финансовой.

(сент. 1999 г.).

и денежно;

Code of Good Practices on

кредитной.

Transparency in Monetary and

политики.

Financial Policies

1 В данном случае мы употребляем термин, который обычно используется в отношении центральных банков, которые выступают кредиторами для банков, когда у тех возникают проблемы с ликвидностью. МВФ выполняет роль пожарной команды, предоставляя льготные (по низкой процентной ставке) кредиты странам, попавшим в кризисную ситуацию. Наиболее известные (и масштабные) примеры подобной помощи — кредиты Мексике в 1994 г., Корее — в 1997 г., Греции — в 2010 г.

Область регулирования

Стандарт

Ответственная

организация

Транспарентность в области фискальной политики.

Кодекс транспарентности фискальной политики (апр. 1998 г.).

Code of Good Practices on Fiscal Transparency

МВФ.

IMF

Распространение информации.

Специальный и общий стандарты распространения информации (1996—Т997).

МВФ.

Special Data Dissemination Standard / General Data Dissemination System

IMF

РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР В ФИНАНСОВОМ СЕКТОРЕ

Банковский надзор

Основополагающие принципы эффективного банковского регулирования (сент. 1997 г. — окт. 2006 г.) Core Principles for Effective Banking Supervision

Базельский комитет по банковскому надзору.

Basel Committee on Banking Supervision (BCBS)

Регулирование фондового рынка.

Цели и принципы регулирования фондовых рынков (1998 г. — июнь 2010 г.) Objectives and Principles of Securities Regulation

Международная организация комиссий по ценным бумагам International Organization of Securities Commissions IOSCO

Страховой надзор

Основные принципы для страховых регуляторов (2003 г. — окт. 2011 г.).

Insurance Core Principles

Международная ассоциация регуляторов страхового рынка International Association of Insurance Supervisors (LAIS')

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ И РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Требования к капиталу.

Международные стандарты достаточности капитала (Базель 1—2—3).

Базельский комитет по банковскому надзору.

Область регулирования.

Стандарт.

Ответственная организация.

International standards on capital adequacy

Basel Committee on Banking Supervision {BCBS).

Преодоление кризиса и страхование депозитов.

Ключевые принципы эффективной системы страхования депозитов (июнь 2009).

Core Principles for Effective Deposit Insurance Systems (июнь 2009).

Базельский комитет по банковскому надзору.

Basel Committee on Banking Supervision {BCBS)/

Международная ассоциация страховщиков депозитов The International Association of Deposit Insurers {IADI)

Банкротство.

Банкротство и права кредиторов (апр. 2001 г. — дек. 2005 г.).

Insolvency and Creditor Rights

Мировой банк World Bank

Корпоративное управление.

Принципы корпоративного управления (1999/2004) Principles of Corporate Governance

ОЭСР.

OECD.

Вознаграждение менеджмента.

Принципы выплаты вознаграждения 2009 Principles for Sound Compensation Practices Implementation Standards (the Principles and Standards).

Совет по финансовой стабильности Financial Stability Board {FSB)

Принципы оказания помощи финансовым институтам обсуждается.

Key Attributes of Effective Resolution Regimes for Financial Institutions

Совет по финансовой стабильности Financial Stability Board {FSB)

Бухгалтерский учет.

Международные стандарты финансовой отчетности International Financial Reporting Standards/International Accounting Standards {IFRS/IAS)

Совет по международным стандартам финансовой отчетности.

Область регулирования.

Стандарт.

Ответственная организация.

International Accounting Standards Board UASB).

Аудит.

Международные стандарты аудита.

International Standards on Auditing USA).

Международный совет по стандартам аудита.

International Auditing and Assurance Standards Board (IAASB)

Платежная система и расчеты.

Основополагающие принципы функционирования платежных систем (янв. 2001 г.).

Core Principles for Systemically Important Payment Systems Рекомендации для систем урегулирования расчетов по ценным бумагам (ноябрь 2001 г.).

Recommendations for Securities Settlement Systems Рекомендации для центральных контрагентов (2004).

Recommendations for Central Counterparties

В 2012 г. все 3 должны быть заменены на единый документ, определяющий 24 принципа, касающихся всех системно значимых платежных систем, центральных депозитариев, центральных контрагентов (CCPs) и торговых репозитариев.

Комитет по платежным и расчетным системам.

Committee on Payment and Settlement Systems (CPSS) Комитет по платежным и расчетным системам / Международная организация комиссий по ценным бумагам CPSS/IOSCO Committee on Payment and Settlement Systems (CPSS)/ International Organization of Securities Commissions (IOSCO)

Управление операционными рисками.

Принципы управления операционными рисками The Principles for the Sound Management of Operational Risk (июнь 2011 г.).

Базельский комитет по банковскому надзору.

Basel Committee on Banking Supervision (BCBS).

Область регулирования.

Стандарт.

Ответственная организация.

Целостность рынка.

40 рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег 1990/1996/2001/2003/ февр.2012.

The Forty Recommendations of the Financial Action Task Force Специальные рекомендации по предотвращению финансирования терроризма Special Recommendations Against Terrorist Financing

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Financial Action Task Force (FATF)

Рейтинговые агентства.

Принципы регулирования рейтинговых агентств.

Международная организация комиссий по ценным бумагам.

Principles for Credit Rating Agencies

IOSCO

Хедж-фонды.

Принципы регулирования хедж-фондов.

Международная организация комиссий по ценным бумагам.

Principles for Hedge Fund Regulation

IOSCO

Принципы работы суверенных фондов.

Общеприняты принципы и практики для суверенных фондов благосостояния («Принципы Сантьяго») 2008 SWFs generally accepted principles and practices («Santiago Principles»)

Международный валютный фонд International Working Group of Sovereign Wealth Funds

Стандарты сделок на международном рынке деривативов.

Типовой договор международной внебиржевой сделки на рынке деривативов 19 852 002.

Международная ассоциация по свопам и деривативам.

The ISDA master agreement

International Swaps and Derivatives Association ISDA

Система международных институтов, осуществляющих регулирование глобального финансового рынка.

Рис. 6.1. Система международных институтов, осуществляющих регулирование глобального финансового рынка

Высшим органом можно условно определить встречи (саммиты) глав государств Группы 20[1], которые, в свою очередь, предваряют встречи руководителей министерств финансов и центральных банков стран группы (которые, собственно, и называются Группой 20). Формально форум был создан на встрече министров финансов G7 26 сентября 1999 г., как реакция на азиатский кризис 1997—1998 гг. и попытка разработать на межнациональном уровне совместную политику. Первая встреча министров финансов и руководителей центробанков состоялась 15—16 декабря 1999 г. в Берлине[2].

Современный кризис заставил изменить формат встреч, поднять их на более высокий уровень — глав государств. В ноябре 2008 г. состоялась первая встреча глав государств и правительств Двадцатки в Вашингтоне, апреле 2009 г. — в Лондоне, в сентябре 2009 г. — в Питтсбурге, в июне 2010 г. — в Торонто, в ноябре 2010 г. — в Сеуле, в ноябре 2011 г. — в Каннах (Франция)[3].

На встречах Двадцатки принимаются глобальные решения, подготовленные как национальными регулятивными органами, так и международными организациями и структурами. Хочется подчеркнуть двусторонний характер процесса принятия решений: они детально разрабатываются по конкретным аспектам деятельности мировой финансовой системы, а здесь сводятся воедино на концептуальном уровне. В свою очередь, на заседаниях Двадцатки формулируются задачи, которые затем начинают решаться специализированными организациями (на рис. 6.1 этот процесс «сверху-вниз» и «снизу-вверх» иллюстрируется стрелками).

Вторым с точки зрения иерархии органом, решающим общие вопросы развития и реформирования мировой финансовой системы, является Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board) — СФС. Он был создан в 1999 г. как Форум по финансовой стабильности (Financial Stability Forum) Группой 7 (G7) по инициативе президента Немецкого федерального банка Ханца Титмайера. Поначалу Форум включал представителей национальных финансовых регулятивных ведомств дюжины развитых стран, а также ведущих международных экономических организаций.

В апреле 2009 г. Форум был переименован в СФС с расширением числа участвующих стран за счет включения всех участников Двадцатки. Территориально расположен в Базеле (в здании Банка международных расчетов (BIS)).

В настоящее время в его работе участвуют представители центральных банков, министерств финансов и регуляторов фондового рынка 24 стран мира (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Канада, КНР, Мексика, Нидерланды, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, США, Турция, Франция, Швейцария, ЮАР, Южная Корея, Япония), 6 международных организаций (Банк международных расчетов, Европейский центральный банк, Европейская комиссия, Международный валютный фонд, ОЭСР, Мировой банк) и 6 прочих международных объединений (Базельский комитет по банковскому надзору Basel Committee on Banking Supervision (BCBS), Комитет по глобальной финансовой системе Committee on the Global Financial System (CGFS), Комитет по платежам и расчетам Committee on Payment and Settlement Systems (CPSS), Международная ассоциация страховых регуляторов International Association of Insurance Supervisors (IAIS), Совет по международным стандартам учета International Accounting Standards Board (IASB), Международная организация регуляторов фондового рынка International Organization of Securities Commissions (IOSCO)).

По сути, Совет по финансовой стабильности и является тем органом, который непосредственно готовит материалы для Группы 20, анализирует результаты реализации ее решений (см., например, документы с названием Progress since the… meeting…). Он же координирует работу всех национальных и международных участников. Учитывая более детальную проработку вопросов, именно документы СФС представляют наибольший интерес с точки зрения оценки состояния мировой финансовой системы и ее реформирования. Министр финансов США Т. Гейтнер назвал СФС «фактически четвертой опорой» (pillar) архитектуры глобальной системы управления экономикой (помимо МВБ, ВБ и ВТО).

Вторую и третью группу органов образуют международные экономические организации и международные органы, устанавливающие на международном уровне стандарты в финансовой области (международные стандарты устанавливают, впрочем, и те и другие, см. табл. 6.1; мы опираемся на классификацию, которая дается СФС).

по В свою очередь, разработанные международными структурами документы (стандарты, принципы, директивы (в рамках ЕС) и пр.) служат неким эталоном или образцом для национальных регуляторов и в той или иной мере раньше или позже включаются в национальную регулятивную систему. Связь между международными органами и национальными обеспечивается, в т. ч. и за счет того, что в работе первых принимают непосредственное участие представители национальных регуляторов. В работе СФС, например, участвуют представители 3 российских регулятивных органов: Банка России, Министерства финансов и ФСФР.

  • [1] Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Европейский союз, Индия, Индонезия, Италия, Канада, КНР, Япония, Мексика, Республика Корея, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР.
  • [2] В 2000 г. — в Монреале, 2001 г. — Оттаве, 2002 г. — Дели, 2003 г. —Морелиа (Мексика), 2004 г. — Берлин, 2005 г. — Пекин, 2006 г. — Мельбурн, 2007 г. — Кейп-Таун, 2008 г. — Сан-Пауло. Наступление кризиса сделалоэти встречи более частыми: в 2009 г. встречи проходили в Великобританиитрижды (март — Хоршэм, сентябрь — Лондон, ноябрь — Сент-Эндрюз), в 2010 г. в Корее трижды (февраль — Инчхон, июнь — Пусан, ноябрь —Сеул). В 2011 г. трижды во Франции (Париж и Канны) и дважды в Вашингтоне (одна из них в рамках ежегодной встречи МВФ и МБ). В 2012 г. — Вашингтони Мехико.
  • [3] Очередной саммит состоится в июне 2012 г. в Лос Кабос (Мексика).Когда острая фаза кризиса миновала, было решено после Сеула проводитьсаммиты один раз в год.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой