Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эргономический подход определения функционального состояния

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, способ оценки функционального состояния с точки зрения эргономического подхода полезен при решении задач повышения эффективности труда, позволяет прогнозировать развитие нежелательных функциональных состояний (монотония, утомление, стресс). Однако такой подход не позволяет подойти к решению проблемы механизмов формирования и смены функциональных состояний. Также была показана возможность… Читать ещё >

Эргономический подход определения функционального состояния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С точки зрения эргономического подхода функциональное состояние определяется по эффективности деятельности. Считается, что чем лучше функциональное состояние, тем эффективнее деятельность человека. Причем максимально эффективной деятельность будет при таком функциональном состоянии, которое обеспечивается неким средним уровнем активации нервной системы, которое обозначается как оптимальное функциональное состояние (рис. 6.1).

Зависимость эффективности деятельности от уровня активации нервной системы.

Рис. 6.1. Зависимость эффективности деятельности от уровня активации нервной системы:

ФС — функциональное состояние Экспериментальные данные с фармакологическими препаратами и электрической стимуляцией ретикулярной формации показали, что с изменением уровня активации нервной системы эффективность деятельности и обучения смещается по куполообразной кривой[1]. Так, при низком уровне активации ЦНС (при введении седативных средств, во время сна или потери сознания) деятельность невозможна, как и при слишком высоком уровне активации (введение амфетамина или других психостимуляторов, эпилептический припадок, электрошок). Состояние сонливости ухудшает деятельность не меньше, чем состояние стресса и нервозности.

Также была показана возможность оптимизации обучения детей за счет управления их функциональным состоянием. Успевающие дети работают в определенном оптимальном коридоре функциональных состояний. Изменяя функциональное состояние детей с задержкой развития, можно добиться ускорения у них формирования ряда когнитивных навыков и повышения успеваемости.

В эргономике и инженерной психологии изучаются функциональные состояния человека-оператора. В рамках данных наук функциональное состояние оператора определяется как интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем организма по критериям надежности и внутренней цены деятельности1. При работе у оператора принято выделять благоприятные и неблагоприятные функциональные состояния (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Признаки функциональных состояний оператора2

Виды состояний.

Признаки состояний.

психологические.

физиологические.

Благоприятные.

Оптимальная работоспособность.

Наивысшее проявление всех рабочих функций.

Готовность к действию.

Коэффициент рабочей установки более 0,45[2][3][4]

В пределах нормы.

Внимание.

В пределах нормы.

Стабилизация сердечного ритма, повышение амплитуды альфа-ритма ЭЭГ, возрастание напряжения мышц.

Неблагоприят! i ые.

Утомление.

Появление зрительных иллюзий, ослабление памяти, снижение продуктивности мышления.

Изменение вегетативных функций, возбудимости головного мозга, уменьшение амплитуды альфа-ритма.

Эмоциональная напряженность.

Дезорганизация поведения, торможение прежних навыков, ошибки восприятия, провалы памяти, увеличение вариативности показателей работы.

Увеличение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания, падение кожного сопротивления, изменение спектра речи.

Итак, способ оценки функционального состояния с точки зрения эргономического подхода полезен при решении задач повышения эффективности труда, позволяет прогнозировать развитие нежелательных функциональных состояний (монотония, утомление, стресс). Однако такой подход не позволяет подойти к решению проблемы механизмов формирования и смены функциональных состояний.

  • [1] Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. СПб.: Питер, 2012.
  • [2] Душков Б. Л. Основы инженерной психологии. М.: Академ, проект, 2002.
  • [3] Сост. по: Там же.
  • [4] Коэффициент рабочей установки определяется по формуле исходя из времени реакции (среднего времени в данный момент). При нормальном состоянии его значения лежатв пределах от 0,45 до 0,65.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой