Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение персонала на основе компетентностного подхода

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание нового типа подвижного состава железных дорог, организация скоростного и высокоскоростного движения, реализация интеллектуальной транспортной системы железнодорожного транспорта с функциями мониторинга состояния локомотивного парка и железнодорожной инфраструктуры, автоматизированного управления и обеспечения безопасности движения являются приоритетами развития железных дорог в нашей… Читать ещё >

Обучение персонала на основе компетентностного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создание нового типа подвижного состава железных дорог, организация скоростного и высокоскоростного движения, реализация интеллектуальной транспортной системы железнодорожного транспорта с функциями мониторинга состояния локомотивного парка и железнодорожной инфраструктуры, автоматизированного управления и обеспечения безопасности движения являются приоритетами развития железных дорог в нашей стране. Это определено в действующих в настоящее время директивных документах, среди которых, в частности, «Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» (Белая книга ОАО «РЖД») и ряд других.

Вместе с тем, внедрение на железных дорогах новой техники и технологий требуют соответствующей квалификации локомотивных бригад, знаний, умений и навыков персонала депо, диспетчерских служб, ремонтных предприятий и т. д. В связи с этим задачи эффективного обучения и повышения квалификации для работников железнодорожной транспортной системы в настоящее время весьма актуальны.

Компанией ОАО «РЖД» разработана и утверждена «Стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД» на период до 2015 года, целью которой является создание целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, основанной на компетентностном подходе. Для этого развивается сотрудничество с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, другими ведущими российскими образовательными учреждениями при подготовке, повышении квалификации, развитии профессиональных компетенций персонала. Налажена плановая работа по организации обучения и повышению квалификации персонала на базе учебных центров и технических школ. Так, активную работу в этом направлении проводит корпоративный учебный центр Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ).

При этом следует отметить, что современные локомотивы являются чрезвычайно сложными техническими объектами как с точки зрения выполнения поездной работы, так и при осуществлении технического ремонта и обслуживания. Это связано, прежде всего, с большим количеством разнообразного бортового оборудования, устанавливаемого на локомотив. Основные подсистемы (тяговая, тормозная, безопасности, автоведения и т. д.) представляют собой модульные системы со встроенными устройствами управления и диагностики, взаимодействующими друг с другом с помощью специализированных интерфейсов и коммуникационных каналов связи. В этих условиях специализированные знания, умения и навыки локомотивных бригад по эксплуатации и обслуживанию такой аппаратуры являются залогом организации эффективного и безопасного перевозочного процесса.

Основой для решения указанных задач может стать компетентностный подход. Согласно определению Т. Е. Исаевой (РГУПС, г. Ростов-на-Дону) «компетенция» — это способность личности, обладающей гибким и критичным мышлением, из всего объема имеющихся знаний, умений, навыков и предыдущего опыта выбирать оптимальные ресурсы для решения обозначенной проблемы в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

Специфика труда локомотивных бригад и персонала депо связана с наличием большого числа техногенных, а также человеческого факторов, что определяет условия их работы. Известно, что машинист локомотива, как важнейшее звено сложной динамической системы «человек-поезд», выполняет ответственные и сложные управляющие операции, связанные с перемещением на значительные расстояния при больших скоростях пассажирских и грузовых поездов с учётом погодных условий и поездной ситуации. При этом он должен обеспечить безопасное ведение поезда по расписанию, минимальный расход энергоресурсов, поиск и устранение возникающих в процессе движения неисправностей оборудования локомотива, связанных с безопасностью, переключение на резервный комплект и т. д., а также быть готовым оперативно отреагировать на возникающие в процессе вождения нештатные ситуации, связанные с безопасностью. Большое количество электронных устройств и систем, включающих программно-алгоритмическое обеспечение, требуют от локомотивных бригад и персонала депо соответствующих компетенций.

В связи с этим, по мнению автора, в процессе подготовки программ обучения и повышения квалификации локомотивных бригад и персонала депо при внедрении в эксплуатацию нового тягового подвижного состава по аналогии с общекультурными и профессиональными компетенциями, используемыми в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, должны выделятся общепрофессиональные, связанные со спецификой эксплуатации подвижного состава и выполнения поездной работы, и специализированные профессиональные, определяемые специализацией обучаемого (локомотивная бригада, сервисные службы, а также специализация, связанная с типом обслуживаемого оборудования на локомотиве). Такой подход позволит сформировать соответствующие паспорта компетенций и связать их с необходимыми для проведении обучения техническими средствами (тренажеры, стенды, обучающие программные комплексы и т. д.). Элементы данного подхода были опробованы при проведении обучающих курсов в некоторых локомотивных депо СКЖД и показали свою эффективность.

Во втором разделе рассказывается о системе обучения персонала, производственные задачи эксплуатационного депо, также компетентный подход к подготовке рабочего персонала.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой