Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление принципов саморазвивающегося университета: мировая практика и специфика трансформации российских вузов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России эта проблема намного острее, но и в Европе потеря университетами 20−30% государственного финансирования, необходимого для их развития в соответствии с требованиями времени, поставила на повестку дня вопрос о пересмотре организационных основ функционирования. Проблема классических вузов значительно усложняется появлением новых образовательных организаций, особенно активно осваивающих… Читать ещё >

Становление принципов саморазвивающегося университета: мировая практика и специфика трансформации российских вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ввиду длительного перехода нашей страны к новому общественному устройству и сопряженных с данным процессом трудностей обостряются и становятся очевидными современные проблемы российской высшей школы. Однако данные проблемы по своей сути нельзя назвать уникальными национальными проблемами российского образования, поэтому их, безусловно, стоит рассматривать в общемировом контексте процесса трансформации образования и его институциональных основ.

В течение XX века мировая система образования решала задачи, связанные с развитием индустриального общества. В то же время глобальное противостояние государств формировало новые потребности, которые данная система должна была удовлетворять [Slaughter, Leslie, 1997]. Тем не менее, в последние десятилетия мировая образовательная система столкнулась с совершенно новыми проблемами, порождаемыми информационным обществом и глобализацией политики и экономики. Новое время для университетов ознаменовалось значительно возросшим спросом на образовательные услуги, его смещением в сторону гуманитарных наук, постоянным появлением новых, в первую очередь междисциплинарных, образовательных задач и объективной системной нехваткой государственных средств для обеспечения качественного бесплатного высшего образования, основанного на научных исследованиях [Хохлов и др., 2002, с. 3−11; Акулич, 2015, с. 28].

В России же специфика переходного периода заключалась во «взрывном» спросе на высшее образование (вызванном также некоторыми общемировыми причинами), соответственно, возникла задача его удовлетворения [Грудзинский, 2004]. Нельзя также не отметить возросшую необходимость массовой переподготовки (второго высшего образования) кадров для новых государственных и общественных институтов, а также коммерческих предприятий. Кроме того, повышенным спросом стали пользоваться всевозможные программы повышения квалификации [Владимиров, 2001, с. 5−11].

Наконец, в России, как уже давно во всем мире, пришло осознание невозможности решить эти новые образовательные задачи лишь за счет средств, собранных у налогоплательщиков. Главной задачей университетов в новых условиях по-прежнему оставалось обеспечение развития образования, науки и культуры. Однако теперь для реализации данной задачи университеты вынуждены были начать применять новые экономические подходы, основанные на коммерциализации отдельных видов деятельности [Горшков, 1999, с. 10−12].

Таким образом, мы стали свидетелями возникновения нового рынка образовательных и научных услуг. Разумеется, вместе с тем возникла глобальная конкуренция между вузами, а их деятельность, соответственно, приобрела черты рыночных предприятий, готовых идти на больший риск [Лазарев, 2002, с 31−34]. Процессы коммерциализации образования и науки стали объективным следствием зарождения нового общества. Глобальный характер изменения общества и экономики привел к необходимости в постановке задачи разработки новых эффективных методов организации и управления вузами [Захариа, Жибер, 2006, с. 106−112]. Подчеркнутая социально-экономическая обособленность университетов постепенно сменялась чертами, общими с другими действующими в рыночных условиях организациями [Сенашко, 2002, с. 28−36].

В США, Канаде, Австралии и Западной Европе сформировалось новое понятие — «entrepreneurial university» (предпринимательский университет). Данное понятие в современных зарубежных исследованиях нередко связывают с диверсификацией источников доходов, развитием гибкой периферии через структуры коммерциализации интеллектуального капитала и созданием общеуниверситетской предпринимательской культуры [Кларк, 2011]. Однако внедрение термина «предпринимательский университет» не означает отождествление университета с рыночным торговым или производственным предприятием. Этот термин символизирует переход к новой парадигме организации и управления развитием университета. Смысл нового подхода заключается в замене иждивенческого расчета на неограниченное финансирование образовательной и научной деятельности университета из бюджета государства задачей активного саморазвития за счет различных (в том числе и государственных) финансовых источников [Smilor et al., 1993, p. 1−10; Neave, 1998]. Для решения этой задачи необходимо совершенствовать, в первую очередь, внутриуниверситетское устройство и методы менеджмента. В качестве образца для соответствующих преобразований при этом целесообразно использовать один из новых современных типов организации — предпринимательская организация [Nunan, 2000, p. 79].

Разумеется, разработка конкретных способов той или иной организации университета является непростой задачей. Напомним, что при всем многообразии способов цель преобразований в настоящее время четко сформулирована: необходимо обеспечить саморазвитие университета. Поэтому наряду с термином «предпринимательский университет», указывающим метод, в данной работе целесообразно также использовать термин, отражающий цели преобразований: «саморазвивающийся университет» [Clark, 2005].

В первую очередь необходимо определиться, относительно какого класса образовательных институтов мы рассматриваем проблему перехода к новым принципам функционирования. В настоящее время в мире имеется внушительное разнообразие учебных заведений высшего образования, а в общественном сознании понятие «университет» несколько размыто в силу многочисленных преобразований вузов и возникновения новых частных учебных заведений с университетским статусом. Обсуждаемая проблема касается в первую очередь крупных государственных университетов, имеющих традиции многопрофильного научного и педагогического развития, фундаментального образования, основанного на научных исследованиях, воспроизводства научных и педагогических кадров и бывших долгое время основным поставщиком образовательных услуг на территориях размещения (последнее в основном относится к крупным региональным университетам). Эти образующие фундамент мирового образования вузы столкнулись с проблемой системной нехватки государственных средств финансирования для решения новых глобальных задач образования [Клюев, Князев, 2008, с. 6−12; Асмолов, 2010, с 4−18].

В России эта проблема намного острее, но и в Европе потеря университетами 20−30% государственного финансирования, необходимого для их развития в соответствии с требованиями времени, поставила на повестку дня вопрос о пересмотре организационных основ функционирования. Проблема классических вузов значительно усложняется появлением новых образовательных организаций, особенно активно осваивающих новые области знаний [Журавлев, 2000, с. 25−31]. В Великобритании, например, за вторую половину двадцатого века прошли, по крайней мере, две волны преобразований вузов разного уровня в университеты, что значительно осложнило в настоящее время для старых классических университетов позиционирование на рынке образовательных услуг, особенно с учетом резко возросшей мобильности западноевропейского населения [Deem, 2001]. Аналогичные процессы в ускоренном варианте развития произошли и в нашей стране.

Таким образом, первоочередной становится проблема разработки новой внутренней организации и методов работы университета, которые бы соответствовали реалиям экономических и социальных условий в стране. Эта проблема нового внутриуниверситетского устройства принадлежит к числу объективных проблем современного развития мировой экономики и, как было показано выше, носит интернациональный характер. Конкуренция на рынке образовательных и научных услуг, борьба за финансирование из самых разных источников стали реальностью жизни вузов, которые выбрали путь активного развития в новых условиях [Scott, 2003, p. 59; Клюев, 2012, с. 83−87]. Перед университетами встали новые в условиях классического вуза, но обычные и хорошо изученные в применении к производственному предприятию вопросы повышения конкурентоспособности, эффективности, интенсификации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой