Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция формирования новой модели корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В деле А40—17 159/12—13—154, которое рассматривалось Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в 2013 г., было установлено, что Росимущество обратилось к иском к ООО «ТехИнвест» и ОАО «Сервисэлектронполиграф» о признании недействительным договора купли-продажи векселей от 07.04.2010 № 1004/7 как крупной сделки, сумма которой превышает 50% балансовой стоимости активов ОАО «Сервисэлектронполиграф… Читать ещё >

Концепция формирования новой модели корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием

На момент начала приватизации (начало 1990;х гг.) проблема организации государственного участия в корпоративном управлении не ставилась, поскольку предполагался полный и последовательный уход государства из всех сфер, имеющих перспективы прибыльного функционирования и не связанных непосредственно с выполнением государственных функций[1].

В современных условиях при сохраняющемся участии государства в АО вопросы корпоративного управления приобрели прикладное значение. Вместе с гем АО с государственным участием характеризуются недостаточным уровнем корпоративного управления и сталкиваются с целым рядом системных проблем в сфере корпоративного управления.

Участвуя в АО, государство осуществляет все права акционера (в том числе права на участие в управлении, на получение дивидендов и др.) наряду с другими частными акционерами. При этом государство остается носителем публичной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование соответствующих отношений, что приводит к двойственности и противоречивости положения государства как акционера АО с государственным участием и как регулятора, т. е. к смешению функций по осуществлению государством прав акционера с функциями по осуществлению нормативно-правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью АО, а это существенно влияет на качество корпоративного управления.

Государство в сфере корпоративного управления обычно рассматривается с двух позиций: а) регулятор, формирующий правила игры (законодательство) и отвечающий за их исполнение (правоприменение), и б) собственник активов, непосредственный участник внутрикорпоративных отношений, подчиняющийся этим и некоторым дополнительным правилам в случае государственного участия в капитале АО. В рамках государственного сектора экономики эти две роли часто вступают в противоречия[2]. В период экономического роста постепенно шло улучшение и корпоративного законодательства, и — в некоторой степени — правоприменения[3]. Государство в роли регулятора корпоративных отношений добилось определенных успехов, однако как акционер — собственник акций — оно зачастую отстает от частных собственников, сосредоточившись на реализации исключительно своих прав и достижении своих целей, забывая об интересах других участников корпоративных отношений.

Такое положение противоречит основополагающему принципу корпоративного управления о равном и справедливом отношении ко всем акционерам при реализации ими права на участие в управлении обществом, независимо от того, каким пакетом акций они обладают. Кроме того, ОЭСР определено, что в организациях с государственным участием функции государства как акционера и регулятора должны быть четко разделены[4].

Вопрос разграничения прав государства как собственника и его властных полномочий — наиболее сложный в юридической науке. На этот счет В. К. Андреев отмечает следующее: «Осознавая реально существующее противоречие между государством как носителем власти и его участием в имущественных отношениях, составители ГК РФ вынуждены были прибегнуть к юридическим фикциям в тех случаях, когда надо было объяснить участие государства в имущественных отношениях или предпринимательской деятельности. Так, согласно ст. 124 ГК Российская Федерация и ее субъекты называются субъектами гражданского права, а к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. При этом, как следует из ст. 125 ГК РФ, и Российская Федерация, и субъекты непосредственно в гражданском обороте не участвуют: в нем выступают органы государственной власти в рамках их компетенции»[5].

Являясь акционером, государство вступает в отношения, регулируемые корпоративным законодательством, наряду с частными физическими и юридическими лицами. Но от имени государства права акционера реализуют органы государственной власти. При этом государство остается носителем публичной власти и выполняет функции регулятора. Иными словами, как регулятор государство формулирует определенные правила поведения, которым обязано следовать, являясь акционером и осуществляя права управления АО.

В мировой практике встречаются различные схемы управления АО с государственным участием. Зарубежные авторы выделяют следующие варианты организации управления компаниями с государственным участием:

  • 1) децентрализованная или отраслевая модель (decentralized or sector model)]
  • 2) двойная модель (dual model);
  • 3) централизованная модель (centralized model);
  • 4) альтернативная модель управления[6].

Децентрализованная модель уже давно применяется на практике. Она характеризуется распределением прав по управлению АО между несколькими профильными министерствами и ведомствами. Данная модель управления используется в Финляндии и Великобритании. Несмотря на то что узконаправленные ведомства лучше разбираются в специфике управляемых ими компаний, чем иные структуры, тем не менее ее серьезным минусом является смешение как функций по управлению (определенным предприятием), так и по регулированию (соответствующей отраслью).

Двойная модель является наиболее распространенной среди стран — участниц ОЭСР (например, Италия, Южная Корея, Греция, Турция, Швейцария, Мексика, Новая Зеландия). Здесь управление осуществляется совместными усилиями профильных и так называемых общих министерств. При этом в большинстве государств развитие двойной модели стало результатом возрастания силы и влияния их национальных министерств финансов. Серьезным плюсом этой модели является возможность эффективного использования системы сдержек и противовесов, учитывая интересы как определенных отраслей, так и экономики в целом. Негативными моментами данной модели является возможность размывания ответственности в связи с наличием двух источников формирования управленческих решений, а также дезориентация руководителей компаний, которые вынуждены принимать к сведению руководящие указания нескольких министерств.

Централизованная модель характеризуется созданием единого центра управления большинством компаний с государственным участием — министерства или агентства. В большинстве случаев в этом качестве выступает министерство финансов (Дания, Королевство Нидерландов, Испания), министерство промышленности (Норвегия и Швеция). Наряду с плюсами данной модели — возможность проведения единой государственной политики в отношении компаний с государственным участием — имеются и минусы — возможность игнорирования специфики отдельных отраслей.

Существует и еще одна альтернативная модель управления, которая основывается на передаче акций, принадлежащих государству, специально созданным холдингам, контроль над которыми также находится в руках государства. Подобная схема широко используется в Австрии.

В российской практике также можно встретить использование холдинговой структуры в целях управления акциями, принадлежащими государству. Например, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Как видно, указанные холдинги образовывались по отраслевому признаку. Правда, холдинговая конструкция не стала широко применяться в управлении акциями государства, возможно, причиной этого стало отсутствие закрепления на законодательном уровне понятия холдинга[7].

Какая модель управления АО с участием государства применяется в России? Согласно ст. 39 Закона о приватизации права акционеров ОАО, участников ООО, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации и не закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, от имени Российской Федерации осуществляют:

  • — Правительство РФ;
  • — и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • — или в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная корпорация.

Например, согласно ст. 5 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» полномочия акционера ОАО «РЖД» осуществляет от имени Российской Федерации Правительство РФ. Соответственно Правительством РФ утверждаются годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет прибылях и убытках и распределение прибыли и убытков. Распоряжением Правительства РФ определяется численность совета директоров ОАО «РЖД» и назначаются члены совета директоров, а также численность и члены ревизионной комиссии.

Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2003 № 91-р (с изменениями на 30.01.2016) утверждены два перечня ОАО, в отношении которых определение позиции акционера — Российской Федерации — по вопросам управления ОАО осуществляется Правительством РФ, Председателем Правительства РФ или по его поручению заместителем Председателя Правительства РФ. В специальные перечни включены крупнейшие системообразующие организации, организации, являющиеся субъектами естественных монополий, ключевые управленческие решения по которым принимает Правительство РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами.

(«золотой акции») (с изменениями на 30.04.2015) утверждено одноименное Положение об управлении акциями и определено, что права акционера ОАО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Например, 100% капитала ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) принадлежит Российской Федерации в лице Росимущества.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О федеральном агентстве, но управлению государственным имуществом» (в ред. от 25.12.2015) Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника ООО, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 77 Закона об АО[8].

Следует обратить внимание на то, что осуществление отдельных прав акционера — Российской Федерации делегировано территориальным органам Росимущества на основании приказа Росимущества от 13.04.2010 № 90 «О закреплении федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с государственным участием за структурными подразделениями Росимущества» (в ред. от 31.03.2011). Целью такого делегирования является децентрализация управления АО с государственным участием.

Вместе с тем Росимущество не является единственным федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет от имени Российской Федерации права акционера.

Во-первых, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (в ред. от 22.10.2014) Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению акциями ОАО (долей ООО), созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности. Кроме того, по решению Правительства РФ Министерство обороны РФ осуществляет права акционера от имени Российской Федерации и в отношении иных АО, акции которых находятся в федеральной собственности.

Во-вторых, Положение об управлении акциями не применяется в тех случаях, когда осуществление прав государственного акционера передано государственным корпорациям в соответствии с федеральными законами о государственных корпорациях. В частности, речь идет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями ОАО атомного энергопромышленного комплекса, где права акционера осуществляет Государственная корпорация «Росатом», а также об управлении находящимися в федеральной собственности акциями АО, которые передаются Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций[9].

В-третьих, Положение об управлении акциями не применяется к случаю управления находящимися в федеральной собственности акциями ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания». В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 № 93 «Об осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера открытого акционерного общества „Государственная транспортная лизинговая компания“» полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера ОАО «ГТЛК» наделено Министерство транспорта РФ. В свою очередь Министерство транспорта РФ представляет ежегодно, до 10 марта, в Министерство экономического развития РФ отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания».

В-четвертых, полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера ОАО «Особые экономические зоны», 100% акций которого находятся в федеральной собственности, наделено Министерство экономического развития РФ[10]. Соответственно Положение об управлении акциями также в этом случае не применяется.

В-пятых, с соответствии с Положением об осуществлении от имени Российской Федерации прав акционера ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.03.2010 № 147, права акционера ОАО от имени Российской Федерации осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

Наконец, в-шестых, постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1150 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления федеральным имуществом» предусмотрено, что «Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права акционера акционерных обществ, созданных в процессе приватизации подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности».

Данный перечень не исчерпывается приведенными выше нормативными актами Правительства РФ. По данным из Отчета Росимущества по управлению государственным имуществом по итогам 2014 года права акционера в 980 АО от имени государства осуществляет 39 (!) федеральных органов исполнительной власти[11].

Таким образом, права акционера от имени государства осуществляют как само Правительство РФ, так и различные федеральные органы исполнительной власти (не только Росимущество и его территориальные управления), а в случаях, установленных законами, — и государственные корпорации. Поэтому такую организацию управления следует рассматривать как децентрализованную, при этом права акционера-государства в определенных случаях передаются отраслевым министерствам (например, Министерству транспорта РФ, Министерству связи и массовых коммуникаций РФ), которые в некоторой степени могут учитывать специфику АО с государственным участием. С одной стороны, это является положительной чертой такой системы управления. С другой стороны, такие АО, прежде всего АО со 100%-иым участием государства, напрямую подчиняются федеральным министерствам (агентствам), не всегда понимающим цели, которые преследует государство, сохраняя свое участие в АО.

Как следует из Указа Президента РФ от 03.09.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22.06.2010), федеральное министерство: а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности; б) на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ; в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ; г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. В частности, функции по управлению государственным имуществом, включая и осуществление прав акционера, за исключением функций по контролю и надзору, возложены на Росимущество. Однако Росимущество находится в ведении Министерства экономического развития РФ, которое также в определенных случаях осуществляет права акционера (например, в отношении ОАО «Особые экономические зоны»).

Для ответа на вопрос: почему на сегодняшний день крайне большое количество федеральных органов исполнительной власти осуществляет права акционера — Российской Федерации?, следует проанализировать нормативные акты, принятые на протяжении 1990;х — начала 2000;х гг.

Прежде всего, постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020−1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (ред. от 24.12.1993) предусматривалось, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ, осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ может делегировать министерствам и ведомствам следующие полномочия в отношении объектов федеральной собственности, в том числе в отношении подведомственных им предприятий:

  • — заключение договоров с руководителями предприятий, организаций и учреждений;
  • — утверждение уставов предприятий, организаций, учреждений;
  • — заключение договоров аренды имущества и учредительных договоров — в соответствии с законодательными актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 04.12.1995 № 1190 было утверждено Положение о Государственном комитете по управлению Российской Федерации государственным имуществом[12], в соответствии с которым Комитет (Госкомимущество России) являлся федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области приватизации, управления и распоряжения федеральной собственностью. В своей деятельности Госкомимущество России было подотчетно Правительству РФ.

В соответствием с Положением о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3.06.2002 № 377 (в ред. от 04.07.2003) Министерство осуществляет от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ права акционера (участника) АО (хозяйственных обществ), акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности.

На основании постановления Правительства от 27.11.2004 № 691 Министерство имущественных отношений РФ было преобразовано в Росимущество[13]. В соответствии с данным постановлением Агентство осуществляло полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти); с 2004 г. Росимущество находится в ведении Министерства экономического развития РФ.

К слову сказать, первоначальная редакция постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N° 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами („золотой акции“)» предусматривала, что права акционера ОАО, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, от имени Российской Федерации осуществляет Росимущество. После 2007 г. и в последующие годы права Росимущества по осуществлению прав акциопера-государства были ограничены, и осуществление прав акционера было возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ, а именно, постановлениями Правительства РФ.

Складывается ситуация, когда осуществление отраслевыми федеральными органами исполнительной власти функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию той или иной отраслевой сферы деятельности приходит в противоречие с осуществлением ими прав акционера от имени государства. В действиях федерального органа исполнительной власти подчас превалируют интересы именно регулятора в ущерб интересам акционеров АО с государственным участием, в том числе и государства-акционера. Федеральные органы исполнительной власти, решая отраслевые задачи, не всегда понимают цели государства в АО, не всегда учитывают интересы частных инвесторов в АО с государственным участием. Так, по данным Отчета об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых АО и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении ОАО («золотой акции») по итогам 2014 г., по 151 АО с контрольным и блокирующим участием Российской Федерации комиссией по отбору профессиональных директоров и независимых экспертов не приняты решения по утверждению таких директоров и экспертов в состав органов управления и контроля АО. Одной из причин этого Росимущество называет наличие позиций отраслевых федеральных органов исполнительной власти, настаивающих на сохранении государственных служащих в составах советов директоров АО[14].

Более того, при такой организации управления государственными пакетами акций АО со 100%-ным участием государства напрямую подчиняются тому или иному федеральному органу исполнительной власти, который формирует органы такого АО, отчитывающиеся о своей деятельности перед соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Если права акционера-государства переданы государственным корпорациям, то последние, действуя в лице своих органов, формируют органы АО. Складывается ситуация, когда государство, являясь либо единственным акционером, либо имея контрольные пакеты акций, фактически лишено права управления и контроля над деятельностью АО, поскольку такой контроль осуществляет даже не уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а органы самой госкорпорации.

АО с государственным участием, как и все российские акционерные общества, следуют закрепленной Законом об АО смешанной модели корпоративного управления. В российских АО коллегиальный орган называется, как правило, совет директоров, но в отличие от совета директоров в американских корпорациях он не является исполнительным органом[15]. Вместе с тем в АО с государственным участием он не выполняет контрольные функции. Кандидаты для избрания в состав исполнительного органа от государства выдвигаются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными действовать от имени государства как акционера. Соответственно, отчитываются они также перед уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

При осуществлении федеральными органами исполнительной власти прав акционера от имени государства нарушаются такие принципы корпоративного управления, как принцип равного отношения ко всем акционерам (федеральные органы исполнительной власти, осуществляя нормативно-правовое регулирование, так или иначе используют свой административный ресурс), принцип подотчетности, т. е. четкого разделения исполнительных и контрольных функций органов корпорации, подотчетности исполнительного органа коллегиальному органу корпорации.

Порядок, в соответствии с которым государством реализуются право на управление, предусмотрен Положением об управлении акциями. Как следует из содержания данного Положения, управление акциями, находящимися в федеральной собственности, осуществляется по принципу «двух ключей» (Росимущество — федеральный орган исполнительной власти). Это означает, что Росимущество осуществляет права акционера — Российской Федерации не самостоятельно, а либо по согласованию с федеральным министерством либо федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по управлению государственным имуществом, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ — в отношении АО, входящих в специальный перечень, либо на основании предложений федерального агентства, находящегося в ведении федерального министерства, либо федерального органа — в отношении иных АО с государственным участием.

Министерством обороны РФ и Управлением делами Президента РФ права акционера — Российской Федерации осуществляются самостоятельно.

В АО, входящих в специальный перечень, позиция акционера — Российской Федерации по внесению вопросов в повестку дня общего собрания акционеров и выдвижению кандидатов для избрания в органы управления, ревизионную и счетную комиссии АО, предъявлению требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, голосованию по вопросам повестки дня общего собрания акционеров определяется решением Правительства РФ, Председателем Правительства РФ или по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства РФ либо заместителем Председателя Правительства РФ.

Как отмечается в Отчете по итогам 2014 г., управление федеральным имуществом, построенное по принципу «двух ключей», с делегированием отдельных прав акционера — Российской Федерации территориальным управлениям Росимущества, в субъектах РФ обеспечивает существенное повышение эффективности системы государственного управления в целом[16]. Вместе с тем применительно к управлению государственными пакетами акций в АО данный принцип «двух ключей» не способствует в полном мере соблюдению принципов корпоративного управления, и прежде всего, принципа равного и справедливого отношения ко всем акционерам и принципа защиты интересов заинтересованных лиц (прежде всего — кредиторов АО).

Сами же уполномоченные федеральные органы исполнительной власти не всегда надлежащим образом осуществляют нрава акционера от имени государства. В этом отношении показательно дело № А55—414/2009 по иску Территориального управления Росимущества в Самарской области к ОАО «Полиграфическое предприятие „Современник“» о взыскании в доход федерального бюджета 433 200 руб. дивидендов за 2007 г. и 15 426,25 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, отказывая Территориальному управлению в удовлетворении кассационной жалобы, указал, что решение акционера о распределении годовой прибыли путем объявления дивидендов может быть принято в совокупности с решением об утверждении годового отчета и бухгалтерской отчетности общества. Распоряжением акционера ОАО «Полиграфическое предприятие „Современник“» «О решениях годового общего собрания акционеров» было принято решение не утверждать годовой отчет и годовую бухгалтерскую отчетность, в том числе отчет о прибылях и убытках за 2007 г., и одновременно принято решение о распределении прибыли общества за 2007 г., в том числе на выплату дивидендов. При этом было отмечено, что до 2008 г. ревизионной комиссии ОАО «Полиграфическое предприятие „Современник“» не было создано; до 11 июня 2008 г. совет директоров ОАО сформирован не был. Все это послужило основанием для суда сделать вывод о том, что несоблюдение Территориальным управлением установленного Законом об АО порядка принятия решения о выплате дивидендов нарушает законные права и интересы АО, нс обладающего правом обжалования решения собрания акционеров.

В деле А40—17 159/12—13—154, которое рассматривалось Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в 2013 г., было установлено, что Росимущество обратилось к иском к ООО «ТехИнвест» и ОАО «Сервисэлектронполиграф» о признании недействительным договора купли-продажи векселей от 07.04.2010 № 1004/7 как крупной сделки, сумма которой превышает 50% балансовой стоимости активов ОАО «Сервисэлектронполиграф». Однако договор не был одобрен единственным акционером — Росимуществом. Как следовало из материалов дела, по итогам работы ОАО «Сервисэлектронполиграф» в 2010 г. Росимущество не принимало решения по вопросам, относящимся к компетенции годового общего собрания акционеров, а также по вопросу об одобрении совершенных обществом о отчетном периоде крупных сделок. Росимущество указано, что о спорном договоре ему стало известно 23.08.2011 после смены единоличного исполнительного органа ОАО и получения от вновь избранного генерального директора сведений о спорном договоре.

Роль советов директоров АО со 100%-ным участием государства в части подготовки и созыва общего собрания акционеров, утверждения повестки дня общего собрания акционеров, рассмотрения требования о созыве внеочередного собрания акционеров, образованию исполнительного органа АО носит чисто формальный характер.

В обществах, акции которых принадлежат государству, кандидатура единоличного исполнительного органа определяется Росимуществом и в некоторых случаях согласовывается с другими федеральными министерствами. В отношении стратегических предприятий на этот счет необходимо решение Правительства РФ. По сути, речь идет о назначении представителей государства в исполнительные органы общества. Советы директоров в таких АО полностью отстранены от образования (назначения, избрания) исполнительных органов.

  • [1] Лякин А. Н. Российская приватизация и формирование национальной модели корпоративного управления. СПб., 2003. С. 251.
  • [2] Ружанская Л. С. Государство и изменение стратегических аспектов корпоративногоуправления в российских компаниях // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10. № 1. С. 14.
  • [3] Национальный доклад по корпоративному управлению / под ред. А. Е. Шаститко.Вып. 2. М.: Национальный совет, но корпоративному управлению, 2009; Национальныйдоклад по корпоративному управлению / под ред. А. Е. Шаститко. Вып. 3. М.: Национальный совет по корпоративному управлению, 2010. URL: http://www.nccg.ru.
  • [4] Руководящие принципы ОЭСР, но корпоративному управлению на государственныхпредприятиях. URL: http://www.oecd.org./daf/ca/… ownedenterprises/45 885 495.pdf.
  • [5] Андреев В. К. Право государственной собственности в России: учеб, пособие. М., 2004.С. 156−157.
  • [6] Подробнее см.: Vagliasindi М. Governance Arrangements for State Owned EnterprisesWorld Bank Policy Research Working Paper. № 4542. March 2008 (http://ssrn.com/abstract=l 102 837). См. также: Авдашева С. Б., Долгопятова Т. Г., Пляйнес X. Корпоративноеуправление в АО с государственным участием: российские проблемы в контексте мировогоопыта. Препринт WP1/2007/01. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 11 — 14; Молот-ников А. Е. Особенности реализации государством права на управление акционерным обществом // Предпринимательское право. 2009. № 3. С. 32—33; Его же. Зарубежные корпорации: специфика управления // Приложение к журналу «Хозяйство и право». 2011. № 1. С. 55—64;Корпоративное право: учебный курс / отв. ред. И. С. Шиткина. М., 2011. С. 768.
  • [7] Молотнихов Е. А. Особенности реализации государством права на управление акционерными обществами. С. 33.
  • [8] В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 (в ред. от 17.12.2012), Министерство экономического развития РФ осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральнойслужбы по аккредитации, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
  • [9] См.: Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 № 831 «Об осуществлении Государственной корпорацией „Ростехнологии“ от имени Российской Федерации прав акционераакционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и передаютсяГосударственной корпорации „Ростехнологии“ в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций».
  • [10] Постановление Правительства РФ от 05.08.2009 № 641 «Об осуществлении от имениРоссийской Федерации прав акционера открытого акционерного общества „Особые экономические зоны“».
  • [11] См. официальный сайт Росимущества. URL: http://rosirn.ru. Наибольшее количество АО находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ — 276 АО, или 28,16% от общего числа АО, Министерства сельского хозяйства РФ — 128 АО, или 13,06%от общего числа АО: Министерства энергетики РФ — 105 АО, или 10,71% от общего числаАО. В ведении Министерства промышленности и торговли РФ находится также 12 стратегических АО с государственным участием.
  • [12] В 1997 г. Госкомимущество России был преобразован в Министерство государственного имущества РФ, а в 2000 — в Министерство имущественных отношений РФ.
  • [13] На основании постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 Федеральноеагентство по управлению федеральным имуществом было переименовано в Федеральноеагентство по управлению государственным имуществом.
  • [14] URL: https://mvpt.rosim/ru/documents/270 607.
  • [15] Е. А. Суханов отмечает, что в современном американском корпоративном праве советыдиректоров корпораций постепенно утрачивают характер их исполнительных органов, превращаясь в органы контроля за деятельностью их корпоративного менеджмента. См.: Суханов Е. А. Сравнительное корпоративное право. С. 207.
  • [16] URL: https://mvpt.rosim/ru/documents/270 607.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой