Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Расчет критерия ФСА эффективности ГМК (условно)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важно также обеспечить методическое, хозрасчетное и организационное единство анализа. Обеспечение методического единства анализа предполагает установление в отраслевых стандартах и в стандартах предприятия взаимосвязанных требований, учитывающих полезный эффект машины и совокупные затраты на его получение по всем стадиям жизненного цикла машины за оптимальный срок ее службы. Любое требование… Читать ещё >

Расчет критерия ФСА эффективности ГМК (условно) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Показатель (в расчете на одну единицу).

11омер компрессора.

1-й.

2-й.

3-й.

4-й.

5-й.

6-й.

Полезный эффект на 1-й год эксплуатации, млн м3/год.

121,0.

121,7.

121,3.

122,7.

156,6.

155,7.

То же, на 15-й год.

78,6.

79,8.

79,1.

81,5.

118,0.

116,8.

Затраты на разработку, тыс. руб.

3,12.

3,12.

3,12.

3,12.

8,00.

8,00.

Затраты на освоение, тыс. руб.

1,87.

1,87.

1,87.

1,87.

4,00.

4,00.

Затраты на изготовление, тыс. руб.

40,0.

40,0.

39,0.

39,0.

45,0.

45,0.

Затраты в сфере обращения, тыс. руб.

44,4.

44,2.

44,3.

44,1.

43,3.

42,4.

Затраты на эксплуатацию в 1-й год, тыс. руб.

14,68.

15,43.

15,18.

14,73.

13,51.

13,36.

То же, в 15-й год.

30,83.

32,40.

31,88.

30,93.

22,97.

22,71.

Затраты на ремонт в 1-й год, тыс. руб.

6,56.

6,69.

6,41.

6,36.

5,44.

5,27.

Расчет критерия ФСА эффективности ГМК (условно).

Аналогично определяем показатели и по другим компрессорам. Результаты расчетов сводим в таблицу.

Показатель (в расчете на одну единицу).

Номер компрессора.

1-й.

2-й.

3-й.

4-й.

5-й.

6-й.

То же, в 15-й год.

13,78.

14,05.

13,46.

13,35.

9,25.

8,96.

Совокупные затраты на весь жизненный цикл машины (начиная с разработки и кончая списанием), тыс. руб.

765,0.

807,6.

770,0.

758,2.

584,7.

580,0.

Полезный эффект за 15 лет эксплуатации, млн м3

Критерий ФСА эффективности машины за ее жизненный цикл, млн м3/тыс. руб.

2,06.

1,96.

2,05.

2,10.

3,48.

3,49.

Анализ данных таблицы показывает, что критерий эффективности отличается, как по отдельным машинам одной марки, так и по годам их эксплуатации. Например, эффективность 1-го компрессора через 15 лет снизилась в 3,2, а последнего, более совершенного компрессора — в 2,3 раза. Для выявления причин снижения эффективности машин необходимо наладить учет не только полезного эффекта и всех элементов затрат ресурсов по каждому году жизненного цикла машин, но и факторов, влияющих на эти показатели.

Кроме прогнозирования и планирования полезного эффекта, элементов совокупных затрат и критерия ФСА необходимо на перспективный период по каждому виду машин планировать нормы расхода важнейших ресурсов по формуле Расчет критерия ФСА эффективности ГМК (условно).

где И#* — норма расхода i-го вида ресурса по j-й стадии жизненного цикла данной машины на t-й год, натуральный измеритель (руб.) на единицу полезного эффекта; Pjjr — расход г-го вида ресурса (материалы, электроэнергия, топливо, трудоемкость и т. п.) на j-й стадии жизненного цикла машины на t-й год, натуральный измеритель (кг, кВт • ч, нормо-ч и т. д.) или руб.; П} полезный эффект машины на t-й год, единица полезного эффекта.

В целом по всем стадиям жизненного цикла машины норма расхода ресурса определяется, но формуле.

Расчет критерия ФСА эффективности ГМК (условно).

где т — количество стадий жизненного цикла машины.

В себестоимости продукции рекомендуется планировать и анализировать коэффициенты использования металлов при производстве и ремонте машин.

Коэффициент использования металлов при производстве машины определяется, но формуле Расчет критерия ФСА эффективности ГМК (условно).

где Мд — масса всех металлических деталей (без покупных) машины, кг; М3 — масса заготовок (включая потери металла при их подготовке) этих же деталей.

Коэффициент использования металлов на стадии ремонтов определяется аналогично.

Коэффициент использования металлов на стадии ремонтов определяется аналогично.

где М3 ч — масса всех металлических запасных частей к машине, израсходуемых за ее жизненный цикл (в среднем за год), кг; Мззп — масса заготовок (включая потери металла при их подготовке) этих же запасных частей, кг.

Рекомендуется также определять коэффициент использования металлов по всем стадиям жизненного цикла машины

где Мм — масса машины (без неметаллических изделий), кг; Мр — масса расходуемого по всем стадиям жизненного цикла машины металла, кг. Учитываются удельные (на одну машину) расходы металла при разработке новой машины (на опытные образцы и т.п.), при ее освоении (на технологическую оснастку), при изготовлении, внедрении, эксплуатации и ремонтах.

где Мм — масса машины (без неметаллических изделий), кг; Мр — масса расходуемого по всем стадиям жизненного цикла машины металла, кг. Учитываются удельные (на одну машину) расходы металла при разработке новой машины (на опытные образцы и т. п.), при ее освоении (на технологическую оснастку), при изготовлении, внедрении, эксплуатации и ремонтах.

Одним из направлений повышения коэффициента использования металлов в целом по машине является расчет и анализ аналогичных коэффициентов по каждой детали, разработка и внедрение организационно-технических мероприятий по их повышению.

Эффективность использования отдельных видов ресурсов (материалы, энергия, живой труд) по машинам следует планировать с учетом всех стадий их жизненного цикла, а не только производства.

Практика применения ФСА за рубежом и в промышленности нашей страны показывает, что для координации выполнения работ по ФСА необходимо создание специальной службы из высококвалифицированных специалистов (конструктор, технолог, экономист, системщик-программист). Эта служба (отдел, бюро, группа), как правило, подчиняется непосредственно главному экономисту (заместителю директора по экономическим вопросам) или главному инженеру. Основными ее функциями являются планирование работ по ФСА, подготовка приказов о проведении анализа отдельных объектов, разработка методических документов (стандартов) по прогнозированию полезного эффекта и элементов затрат, оценке эффективности объектов, классификации основных и вспомогательных функций объектов различного вида, экспертиза выполненных работ, оформление документов по стимулированию работ и т. п. Таким образом, служба ФСА не проводит непосредственный анализ эффективности объектов, а организационно и методически помогает научно-техническим службам своевременно выполнять эти работы.

В стандартах предприятия по ФСА должны содержаться классификаторы основных и вспомогательных функций типовых объектов (машин, их сборочных единиц, деталей, технологических процессов, материалов и т. п.), правила отнесения функций объектов к основным, вспомогательным или ненужным, нормативы затрат различных ресурсов на типовые детали и операции, методы прогнозирования полезного эффекта и элементов затрат, порядок расчета показателей эффективности объектов, примеры проведения анализа различных объектов и др.

Важно также обеспечить методическое, хозрасчетное и организационное единство анализа. Обеспечение методического единства анализа предполагает установление в отраслевых стандартах и в стандартах предприятия взаимосвязанных требований, учитывающих полезный эффект машины и совокупные затраты на его получение по всем стадиям жизненного цикла машины за оптимальный срок ее службы. Любое требование в стандартах или конструкторской документации должно быть увязано с конечной целью создания и функционирования объекта. Повышение промежуточных показателей (например, снижение себестоимости производства машины) не должно быть самоцелью, главное — улучшить конечный показатель — эффективность машины.

Сократить суммарную продолжительность проведения анализа можно используя принципы непрерывности, параллельности и оптимальной последовательности. Организация работ будет максимально отвечать требованиям непрерывности, если отношение рабочего времени анализа к общей его длительности будет близко единице, т. е. время прохождения анализируемой документации между рабочими местами специалистов-аналитиков будет минимальным. Оптимальная последовательность процесса анализа сокращает время прохождения документации, данных и т. п. от одного рабочего места к другому. Для количественной оценки упомянутых принципов организации рекомендуется рассчитать коэффициенты непрерывности и оптимальной последовательности. Анализ этих коэффициентов служит снижению продолжительности и трудоемкости проведения ФСА.

При ФСА эффективности нескольких машин, очередность проведения анализа устанавливается по величине ожидаемого экономического эффекта от их использования. Анализ машины с наибольшим эффектом проводится в первую очередь. При невозможности такого расчета очередность устанавливается по расчетной или фактической стоимости машины.

Установление основных и вспомогательных функций машины осуществляется на основе анализа условий применения машины и технического предложения на ее разработку. Сначала определяется, что нужно сделать, а затем — какими средствами. На этих ранних стадиях создания объекта весьма эффективны многовариантные разработки будущих машин, предназначенных для выполнения заданных работ с минимальными совокупными затратами. Это требование относится как к машине в целом, так и к ее составным частям и технологии производства.

Следует также учитывать принцип субоптимизации, который означает, что оптимальность всех элементов машины не гарантирует оптимальности машины в целом. Например, при высоком уровне технологичности всех составных частей машины уровень технологичности ее в целом может быть невысоким из-за нерациональной кинематической схемы.

Одним из организационных мероприятий проведения ФСА является подготовка форм сбора данных прогнозирования полезного эффекта машин и необходимых затрат. В формы включаются только те данные, которых нет в статистической отчетности или паспорте предприятия. В формах, рассылаемых сторонним организациям и предприятиям, должна применяться терминология, принятая для статистической отчетности. В формы следует вводить абсолютные значения, по которым при необходимости могут быть рассчитаны удельные и относительные показатели. Данные должны охватывать период не менее чем за пять лет. В сравнительные аналитические таблицы должны включаться показатели по аналогичным зарубежным и отечественным машинам.

Важный аспект эффективности ФСА — это выявление так называемых ненужных функций машин, т. е. таких, без которых они могут в полной мере и качественно выполнять основные и вспомогательные функции.

Одним из направлений повышения эффективности ФСА и сокращения времени его проведения является соблюдение принципа преемственности, т. е. учета при проектировании и анализе достижений научно-технического прогресса, отечественного и зарубежного передового опыта, а также ранее разработанных технических решений (элементов объекта). Отметим, что уровень преемственности технического решения прежде всего оказывает влияние на величину затрат ресурсов на стадиях его разработки и освоения, так как при высоком уровне преемственности многие технические решения по объекту (сборочные единицы, детали, технологические процессы, методы организации и т.и.) повторно не надо разрабатывать и осваивать в производстве.

Однако по крупносерийной массовой продукции или многократно применяемому техническому решению удельные затраты (на единицу продукции или одно решение) на разработку и освоение в совокупных затратах ресурсов незначительны (например, по автомобилям, газовым плитам они составляют менее 1%). Поэтому к подобным изделиям не может применяться требование о максимальной преемственности решения. Это требование может привести, во-первых, к продолжению применения устаревших технических решений, во-вторых, к избыточности технических параметров и материалоемкости объектов. Для массовой продукции эффективно применение принципов межвидовой унификации агрегатирования.

Таким образом, уровень преемственности ранее разработанных технических решений в новых решениях должен уменьшаться по мере повышения повторяемости или серийности выпуска (применения) этих решений.

Необходимо также определять степень заимствования, которое может быть не только по отношению к изделию, но и по отношению к производству. Поскольку одна и та же конструкция может изготавливаться на нескольких предприятиях, то наряду с коэффициентом применяемости следует рассчитывать и коэффициент освоенности конструкции в данном производстве.

Уровень унификации объектов должен быть оптимальным. В противном случае унификация может привести не только к экономической эффективности, но и к возможным потерям.

Источники возникновения экономического эффекта и возможных потерь от унификации объектов приведены в табл. 2.3.

Таблица 23

Источники экономического эффекта и возможных потерь от унификации объектов по стадиям их жизненного цикла.

Стадия жизненного цикла объекта.

Источники получения экономического эффекта от унификации объекта.

Возможные потери от унификации объектов.

Разработка.

Сокращение затрат и сроков выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ. Сокращение затрат на изготовление опытных образцов и макетов, на их испытания и доводку.

Увеличение объема работ на поиск необходимой информации.

Увеличение затрат на составление типовых технологических процессов. Заимствование устаревших технических решений.

Производство.

Сокращение затрат на разработку технологии изготовления серийного объекта, на разработку и изготовление оснастки и инструмента, на складские помещения путем пересмотра номенклатуры объектов.

Сокращение условно-постоянной части накладных расходов. Сокращение потребности в основных средствах, производственных запасов. Высвобождение производственных площадей и мощностей. Повышение фондоотдачи. Высвобождение производственных рабочих.

Дополнительное капитальное вложение на новое оборудование, оснастку и инструмент при увеличении серийности производства.

Повышение мощности технологического оборудования при сокращении параметрического ряда. Увеличение затрат на складские помещения за счет увеличения габаритов объектов.

Рост норм расхода материалов.

Обращение.

Сокращение затрат на транспортирование и хранение объектов, на изготовление, содержание и ремонт необходимого количества тары. Сокращение потребности в запасах продукции и площади складских помещений.

Сокращение потерь при улучшении условий хранения продукции.

Сужение круга потребителей. Увеличение затрат на транспортирование объекта и складские помещения вследствие увеличения массы и габаритов объекта.

Стадия жизненного цикла объекта.

Источники получения экономического эффекта от унификации объекта.

Возможные потери от унификации объектов.

Потребление.

Сокращение затрат в результате улучшения показателей качества объекта, в связи с уменьшением номенклатуры и объема запасных частей. Сокращение затрат на проверки испытываемого после ремонта объекта. Применение экономичных методов ремонта.

Неполное использование паспортных данных унифицированных объектов. Увеличение затрат на эксплуатацию при увеличении массы объекта. Увеличение косвенных расходов.

Важен в функционально-стоимостном анализе также принцип учета взаимосвязей технических, организационных, экономических, социальных и психологических аспектов управления эффективностью машин.

Прогрессивные технические решения могут иметь различный уровень эффективности в зависимости от параметров других сторон управления. Например, точный метод изготовления детали будет эффективным при значительной программе ее выпуска. Для единичных методов организации производства невыгодно проектировать и изготавливать дорогостоящую технологическую оснастку. Граница эффективности применения прогрессивной технологии определяется только экономическими расчетами. Транспортные средства большой грузоподъемности, например, эффективно использовать на больших расстояниях, на малых же расстояниях, наоборот, эффективны транспортные средства малой грузоподъемности и т. д.

На практике возникают и такие ситуации, когда прогрессивное техническое решение выгодно внедрять в данных организационных условиях, а необходимые материальные условия для этого еще не созданы (отсутствует новое технологическое оборудование или нет финансовых ресурсов на его проектирование и т. д.).

Показатели и критерии эффективности машины рассчитываются на каждом этапе конструкторской подготовки производства и согласовываются с заказчиком (основным потребителем). На каждом этапе должны проводиться многовариантные расчеты.

На действующих объектах по результатам проведения ФСЛ их эффективности разрабатываются и согласовываются со всеми предприятиями и организациями, входящими в отдельные стадии жизненного цикла объекта, организационно-технические мероприятия по повышению полезного эффекта и снижению совокупных затрат (возможно при повышении затрат на отдельной стадии жизненного цикла объекта). Эти мероприятия должны учитывать все показатели качества объекта, виды ресурсов, стадии жизненного цикла объекта, различные аспекты управления его эффективностью.

На Западе, в отличие от нашей страны, этот метод быстро завоевал всеобщее признание. И сегодня, на крупнейших фирмах, каждый доллар, затраченный на проведение ФСА, дает экономию от 7 до 20 долл, в зависимости от отрасли и объекта исследования. У нас этот метод достиг достаточно высокого уровня лишь в электротехнической промышленности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой