Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Религиозная обстановка в современной России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вряд ли можно приветствовать деятельность доморощенных сект — «богородичной церкви», «белого братства» и др. То же можно сказать и в отношении набирающих активность и численность паств протестантских проповедников корейской национальности, лютеранских миссионеров, харизматических религиозных общин, тенденциозно самоименуемой «Церкви Христовой», «Сознание Кришны» (вайшнавы) и многих других. Какова… Читать ещё >

Религиозная обстановка в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принятая в 1993 г. Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28). В ряде других статей Конституции РФ (ст. 13—19, 29, 30) констатируются общепризнанные нормы международного права, в соответствии с которыми каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. «Это право, — говорится во Всеобщей декларации прав человека (ст. 18), — включает свободу менять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».

Имея конституционные гарантии свободы совести и свободы вероисповеданий, народы России в 1990;е гг. испытали на себе невиданное ранее давление зарубежных проповедников-миссионеров, навязывающих инославные религии, различные секты с непререкаемой категоричностью суждений в претензиях на истину. По свидетельству бывшего в то время Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, среди навязываемых россиянам, прежде всего русским, были «и так называемые тоталитарные, разрушающие психическое здоровье общества»[1]. Практически повсеместно насаждалась вера, которую, по мнению зарубежных религиозных новаторов, русские «должны» исповедовать.

В 1990;е гг. в России возникли не существовавшие ранее религиозные общины, в связи с чем резко изменилась религиозная палитра. Так, появились и официально зарегистрированы общины кальвинистского содержания: так называемый шотландско-английский протестантизм в виде пресвитерианских общин и европейско-континентальные реформаторские общины. Учение других новых для страны общин — методистов — опирается на протестантизм, по содержанию близко к англиканству — одной из протестантских церквей, возникшей в XVI в. и существующей сейчас в Англии. Значительно возросло количество зарегистрированных неденоминированных религиозных общин, а также незарегистрированных, но развернувших свою деятельность. Одна из них — церковь Муна, или «Церковь Унификации», на деятельность которой Евронарламентом наложен запрет в связи с ее антисоциальной направленностью. Неоднозначно оцениваются во многих странах и такие религиозные объединения, как сайентологическая церковь, свидетели Иеговы; они также появились в России.

Вряд ли можно приветствовать деятельность доморощенных сект — «богородичной церкви», «белого братства» и др. То же можно сказать и в отношении набирающих активность и численность паств протестантских проповедников корейской национальности, лютеранских миссионеров, харизматических религиозных общин, тенденциозно самоименуемой «Церкви Христовой», «Сознание Кришны» (вайшнавы) и многих других.

Культивирование новых религиозных убеждений может внести раскол в установившееся равновесие российских конфессий, создать социальные перекосы, разрушить духовное сознание людей. Деятельность религиозных миссионеров направлена на то, чтобы не допустить объединения русских на православной основе, раздробить единую духовную силу народа, воспрепятствовать восстановлению утраченной исторической связи со своими культурными корнями.

Сознавая опасность существующих тенденций в религиозной обстановке, многие российские ученые, общественные деятели выступают за запрет религиозных организаций, деятельность которых сопряжена с посягательством на личность, препятствует исполнению гражданских обязанностей, разрушает психику человека. Очевидно, реальная внутренняя жизнь общины должна быть открытой и свободной для контроля со стороны общества. Во всех случаях, связанных с нетрадиционными общинами, нсевдорелигиозными организациями, нужна экспертная оценка их деятельности. Если эта деятельность противоречит правилам общественного поведения, то необходим запрет этих общин и организаций. Данная рекомендация не противоречит нормам поведения в демократическом обществе — именно так поступают во многих цивилизованных странах мира.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Определите соотношение понятий «религиозное пространство», «религиозная сфера», «региональное геокультурное пространство».
  • 2. Раскройте структуру религиозной подсистемы культурного ландшафта.
  • 3. Перечислите страны, в которых преобладает христианская религия. Назовите основные ветви христианства.
  • 4. В каких странах преобладает мусульманская религия (ислам, магометанство)?
  • 5. Где исповедуют буддизм, иудаизм, конфуцианство, индуизм, синтоизм?
  • 6. Каким образом складывались конфессии в пределах евразийского религиозного пространства?
  • 7. Назовите характерные черты динамики вероисповеданий в России.
  • 8. Какова религиозная обстановка в современной России? В чем таится опасность проникновения в Россию не существовавших ранее религиозных общин?
  • [1] Журнал Московской Патриархии. 1996. № 8. С. 15.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой