Подростковый кризис в семье
Однозначная прямая причинно-следственная связь отсутствует и в случае оценки влияния состава семьи на успеваемость подростков в школе. Многочисленные исследования устанавливают достаточно надежные корреляции между низкой академической успешностью, частыми опозданиями, многочисленными замечаниями и отсутствием в семье матери или отца. Познавательное развитие детей из неполных семей или семей… Читать ещё >
Подростковый кризис в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно традиционному стереотипу подавляющее большинство подростков находится в состоянии конфронтации с родителями и их ценностями, но это далеко не так. Объективным содержанием подросткового возраста является достижение независимости, отделение от семьи и формирование самостоятельности, но независимость не тождественна конфликтности. Преодоление зависимости от родителей — процесс во многом болезненный, но совсем не обязательно связанный с отвержением или негативизмом.
Данные опроса 6 тыс. подростков десяти национальностей (табл. 4.2), который показал, что среди подростков лишь немногие проявляют отвержение или отчуждение по отношению к своим семьям, приводит Ф. Райс [62]. Большинство молодых людей в индустриально развитых государствах уважают своих родителей и поддерживают с ними позитивные эмоциональные связи. В других не менее масштабных исследованиях показано, что менее 7% подростков разочарованы в своих родителях и отвергают их ценности. Большинство подростков согласно с представлениями своих родителей по таким важным вопросам, как образование, здоровье, работа, безопасность.
Таблица 4.2
Число подростков — учеников 7—12 классов (доля от общего числа опрошенных), согласных с мнением родителей по различным вопросам [62]
Сфера. | Согласны с матерью, %. | Согласны с отцом, %. |
1. Наркотики. | 82,6. | 75,6. |
2. Образование. | 81,2. | 74,6. |
3. Работа. | 80,4. | 73,0. |
4. Политика. | 77,6. | 69,2. |
5. Выбор друзей. | 74,4. | 66,8. |
6. Религия. | 74,0. | 65,5. |
7. Секс. | 69,4. | 62,4. |
8. Одежда. | 64,5. | 53,0. |
Важно отметить, что чаще всего стычки возникают не в связи с идеологическими вопросами или политическими пристрастиями, а по поводу заурядных бытовых проблем, таких как уборка в комнате, режим дня, школьные уроки или внешний вид. Молодые люди склонны отстаивать независимость именно в этих вопросах. А к концу подростничества (примерно к 17 годам) серьезные конфликты вообще возникают крайне редко.
Большинство подростков не только не конфликтуют с родителями, но сохраняют с ними на протяжении всего отрочества и юности доверительные отношения, обращаются к близким за советом по жизненно важным вопросам и обсуждают свои проблемы. Подростки предпочитают советоваться именно с родителями по таким вопросам, как поступление в учебное заведение, выбор будущей профессии и построение серьезных близких отношений с представителем противоположного пола.
Противопоставление поколений и война отцов и детей во многом преувеличены средствами массовой информации, тогда как целенаправленные исследования не подтверждают типичность бурных протестов и острых конфликтов во взаимоотношениях подростков и их семей. Вопрос о неизбежности подросткового кризиса ставится под сомнение современными зарубежными психологами, склонными оценивать отчуждение скорее как симптом негативного варианта развития, сигнализирующий о проблемах, чем как нормативный кризис.
Вместе с тем наивно было бы ожидать, что подростки полностью примут или поймут позицию старших поколений, переживших не одну смену смыслов и умудренных значительным опытом социальных, профессиональных, супружеских отношений. Как правило, возникающие в семье трения — это не проблемы детско-родительских отношений, а объективные и необходимые различия между поколениями, которые позволяют молодым двигаться вперед. Недавние исследования показывают, что чем активнее жизненная позиция подростка, тем чаще он не соглашается с родителями по различным вопросам, однако это не ухудшает отношений в семье [62]. Но если родители не готовы учитывать растущую потребность подростка в автономии и самоопределении, то противоречия неизбежны.
Влияние взрослых в процессе взросления подростка не сокращается, а перераспределяется: подростки четко разграничивают сферы влияния сверстников и родителей. Мнение сверстников становится ведущим по таким вопросам, как мода, разговорная речь, молодежное общение. Подростки ориентируются друг на друга в тех видах деятельности, где важно сохранять согласие, ориентацию на совместно выработанное мнение, взаимную поддержку. А влияние родителей сохраняет свою актуальность в системе ценностных ориентаций подростков, в моральных принципах и фундаментальных вопросах отношения к жизни. Чем сложнее проблема, с которой сталкивается подросток, тем больше вероятность того, что он обратится за помощью или советом к родителям. Влияние сверстников и влияние родителей совсем не обязательно противоречат друг другу. В группе друзей многие подростки стремятся реализовывать те же нормы поведения, что и в семье.
Отрочество — период достижения определенной зрелости не только для подростков, но и для их семей, которые выходят на новый уровень взаимопонимания, благодаря растущим детям. Взросление — процесс взаимный в детско-родительских отношениях. Часто родительское сопротивление стремлению подростка к независимости вызвано не слишком дерзкими требованиями подростка, а нежеланием взрослых решать собственные возрастные задачи развития и терять роль матери или отца маленького (т.е. зависимого, нуждающегося) ребенка.
Позиция родителей в общении с подростками должна балансировать между партнерским отношением, принятием и авторитетным советом, готовностью поддержать и ненавязчивостыо. Подростки не любят, когда родители напоминают им забавные случаи из детства: как он мочил штанишки или боялся маленькой собаки. Отделяясь от детства, подросток остро переживает все, что напоминает ему о только что разорванных связях. Дистанция между подростком и детством еще слишком мала, чтобы подросток мог взглянуть на себя со стороны.
Многочисленные исследования вредных привычек у подростков из семей разного типа, которые анализирует и обобщает Ф. Райс, показали влияние семейного контекста па опыт курения, употребления алкоголя и наркотиков, а также опыт сексуальных отношений у подростков 12—14 лет (табл. 4.3). Дети из традиционных полных семей, как и следовало ожидать, оказались наиболее устойчивыми и защищенными в отношении вредных привычек.
Таблица 43
Частота появления вредных привычек у подростков из семей различного типа [62].
Тип семьи. | Количество подростков. | Пробовали курить сигареты. | Курят сигареты постоянно. | Употребляют алкоголь. | Курят марихуану. | Опыт интимных отношений. |
Обычная. | 36,1. | 11,2. | 47,3. | 5,5. | 11,4. | |
С отчимом. | 45,8. | 19,2. | 53,4. | 12,3. | 20,6. | |
С мачехой. | 56,9. | 16,3. | 66,7. | 16,0. | 28,0. | |
Оба родителя неродные. | 51,1. | 15,4. | 54,3. | 4,3. | 20,0. | |
С матерьюодиночкой. | 44,8. | 13,3. | 53,9. | 10,1. | 23,0. | |
С отцомодиночкой. | 43,0. | 13,4. | 53,7. | 14,9. | 27,2. | |
Итого. | 40,3. | 12,9. | 50,3. | 7,9. | 16,1. |
Родительское внимание способствует поддержанию доверительных отношений между подростками и родителями, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Подростки оценивают родительскую любовь, основываясь на том интересе, который проявляют родители к их жизни, и судят по готовности близких оказать поддержку. В свою очередь, импульсивные поступки, антиобщественная ориентация и низкая успеваемость — это отчасти следствия родительского равнодушия или игнорирования подростка.
Однако состав семьи не является прямой причиной, определяющей степень благополучия подростка. Склонность подростков из неполных семей к правонарушениям и асоциальному поведению связана не с отсутствием отца или недостаточностью материнского воспитания как таковых, а с наличием глубоких конфликтов, ведущих к распаду семьи и, как следствие, формированию негативных тенденций в развитии подростка.
Однозначная прямая причинно-следственная связь отсутствует и в случае оценки влияния состава семьи на успеваемость подростков в школе. Многочисленные исследования устанавливают достаточно надежные корреляции между низкой академической успешностью, частыми опозданиями, многочисленными замечаниями и отсутствием в семье матери или отца. Познавательное развитие детей из неполных семей или семей, переживших развод, происходит медленнее, кроме того, отстает и процесс формирования моральных установок [62]. Действующим фактором служит эмоциональное переживание по поводу конфликтов в семье, неудовлетворенность базовых потребностей членов семьи, в первую очередь потребности в безопасности. Внутрисемейные отношения в определенной мере влияют и на учебную деятельность подростков, и на развитие их отношений, и на формирование личности.
Одновременно влияют и такие факторы, как большая занятость единственного родителя и отсутствие времени на общение с подростком или помощь ему в учебе. Уровень контроля над поведением и учебой в неполных семьях также, как правило, ниже, а эмоциональное подкрепление достижений ребенка встречается не всегда. Исследовательские работы показывают, что подростки из неполных семей чаще демонстрируют низкую академическую успеваемость и получают более низкое образование [62].
Вместе с тем не все подростки перестают учиться или депрессивно переживают развод родителей. Многие сыновья активно принимают на себя роль «хозяина дома», получая новый статус и возможность доказать свою взрослость. Иногда семейные проблемы не отражаются на учебе подростка и не оказывают негативного влияния на его эмоциональное состояние.
В хорошо известном исследовании самооценки младших подростков С. Куперсмита, была обнаружена следующая тенденция: у детей с высокой самооценкой родители тоже имели высокую самооценку, а родители детей с низкой самооценкой также оценивали себя весьма невысоко. Родители подростков с высокой самооценкой понимали и принимали своих детей, поддерживали их и позитивно настраивали. Эти родители ставили перед детьми четкие, разумные требования и гибкие ограничения их поведению. Отношение родителей к подросткам с низкой самооценкой колебалось между равнодушием и враждебностью, а нормы поведения противоречили друг другу и соответственно плохо усваивались детьми [79].
Родительское отношение к детям во многих семьях сводится к потребительскому уровню: одеть, накормить, определить в школу, записать в кружок. Контакты все больше формализуются и сводятся к осуществлению надзирательной функции в случае нарушения каких-нибудь родительских требований (стал хуже учиться, прогулял школу, неопрятен). Контакты взрослых с подростками обеднены и минимизированы. Данные о преимущественной ориентации подростков на сверстников были восприняты буквально и старшеклассников фактически предоставили самим себе. Однако значение общения со взрослым в отрочестве по-прежнему высоко и крайне необходимо для развития ребенка. Отсутствие понимания, принятия со стороны взрослых ведет к острому внутреннему конфликту и ограничению возможностей построения самосознания.
Бессознательным выходом из кризиса для многих подростков является поиск «родительской фигуры» — взрослого, которому можно довериться, который не будет осуждать, а станет настоящим другом, обладающим авторитетом и мудростью зрелости, которых так не хватает самому подростку. Потребность в доверительном общении со взрослым отмечают у подростков многие исследователи.
Подросткам чрезвычайно важно, чтобы родители оставались для них тем центром, который обеспечивает надежное пристанище и помощь в случае необходимости. Для взрослеющих детей единственным источником безусловной эмоциональной поддержки, сочувствия и принятия остаются родители, и подросток вправе рассчитывать на такую поддержку. Другое дело, что в повседневной жизни для подростков важнее чувствовать собственную независимость, и родителям приходится сдерживать свою любовь и желание «подстелить соломки» испытывающему себя ребенку.