Принципы гражданского гуманизма заложены в творчестве Леонардо Бруни (ок. 1370 — 1444), который в 1427—1444 гг. был канцлером Флорентийской республики (рис. 15.4). Выходец из состоятельной семьи из города Ареццо (отсюда его прозвище Аретипо), он получил образование в университете Флоренции, посещал занятия в доме Салютати, которого считал своим главным наставником. Как гуманист Бруни одним из первых начал переводить на итальянский язык сочинения Аристотеля, в частности «Никомахову этику», которой он предпослал свое «Введение в науку о морали». Этические идеи Бруни были тесно связаны с концепцией республиканизма, отраженной в его работах «Восхваление города Флоренции» и «История флорентийского народа».
Рис. 15.4. Гробница Леонардо Бруни. 1450. Бернардо Росселино (1409—1464). Базилика Санта-Кроче. Флоренция
Этико-политическая концепция Бруни покоилась на тезисе о социальной гармонии, которая требует подчинения личных интересов общему благу, что возможно лишь в условиях республики, построенной на принципах свободы, равенства и справедливости. В «Восхвалении города Флоренция» Бруни создал идеализированный образ республики, однако при этом исходил из реалий, ведь служить родной коммуне на политическом, хозяйственном и военном поприще флорентинцы считали своим гражданским долгом.
Идеи Бруни получили развернутое обоснование у Маттео Пальмиери (1406—1475), видного государственного деятеля Флорентийской республики. В сочинении «Гражданская жизнь» Пальмиери возводит в высшую нравственную норму служение общему благу, когда каждый должен быть готов переносить трудности ради пользы республики. В созданной на склоне лег поэме «Град жизни» Пальмиери пришел к выводу о несправедливости такой социальной системы, при которой слишком велико различие между бедными и богатыми. Отсюда и иные акценты в этике: главными гражданскими добродетелями оказываются справедливость и умеренность, укрощающие алчность и зависть. Выдвинутый в поэме идеал общества, где нет частной собственности, стал одной из первых ренессансных утопий.
В разработку идей гражданского гуманизма внесли вклад и другие флорентинцы, в частности Аламанно Ринуччини (1426—1499). В его «Диалоге о свободе» (1479) этика неотделима от проблем политического устройства, гражданские свободы рассматриваются как главное условие нравственного совершенствования личности и общества, а равенство и справедливость предстают как норма общественной жизни, которую невозможно реализовать вне демократии.
В целом в гражданском гуманизме Флоренции утверждалась ценность земной жизни, совершенство которой зависело от усилий самих людей; создавался идеал волевой, энергичной личности, готовой, руководствуясь разумом, ответственно участвовать в делах общества и государства.