Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предположим, правительство в экономике из примера 7.2 решает стимулировать выпуск и занятость, увеличив государственные закупки товаров и услуг на 100 млрд руб. При значении мультипликатора государственных закупок 2,5 (он совпадает по величине с мультипликатором автономных расходов, который был рассчитан в примере 7.2), увеличение государственных закупок на 100 млрд руб. вызовет увеличение… Читать ещё >

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как было показано в гл. 6, существуют три инструмента дискреционной бюджетно-налоговой политики: государственные закупки, налоги и трансферты. Их изменение вызывает соответствующее мультипликативное изменение выпуска. В этой связи выделяют три мультипликатора, отражающих воздействие дискреционной БНП на равновесный выпуск: мультипликатор государственных закупок, мультипликатор налогов и мультипликатор трансфертов. Рассмотрим подробнее действие каждого мультипликатора.

1. Мультипликатор государственных закупок (mG) — коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение равновесного дохода превышает первоначальное изменение величины государственных закупок.

Чтобы вывести значение мультипликатора государственных закупок, запишем уравнение равновесного выпуска (7.24) для двух разных значений государственных закупок — G1 и G2:

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Разность (Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.) показывает изменение равновесного выпуска (?Y*) в результате изменения государственных закупок, так как все прочие факторы, определяющие равновесный выпуск, остались неизменными:

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. (7.25).

Из уравнения (7.25) следует, что величина мультипликатора государственных закупок Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. совпадает со значением мультипликатора автономных расходов из уравнения (7.24). Это так, поскольку государственные закупки являются частью автономных расходов, их влияние на равновесный выпуск аналогично влиянию инвестиций, которое было рассмотрено в двухсекторной модели «кейнсианского креста» .

Проанализируем воздействие государственных закупок на выпуск на следующем примере. Предположим, правительство приняло решение увеличить государственный оборонный заказ, повысив соответствующую статью расходов федерального бюджета. При этом пропорционального увеличения налогов не произошло, т. е. правительство финансирует возросшие государственные закупки либо за счет накопленных государственных сбережений прошлых лет, либо наращивает государственный долг, прибегая к заимствованиям. Увеличение расходов на оборону означает также увеличение доходов оборонных предприятий и военнослужащих. Предприятия оборонного комплекса в свою очередь увеличивают спрос на соответствующих рынках на необходимые им товары промежуточного потребления. При наличии свободных мощностей и вынужденной безработицы на рынке труда предприятия, производящие соответствующую продукцию, могут удовлетворить возросший спрос «оборонки», нарастив выпуск и наняв дополнительных рабочих, тем самым снизив уровень безработицы в экономике. В то же время возросшие доходы военнослужащих позволяют им увеличить потребительские расходы. Растут также потребительские расходы наемных работников и предпринимателей, занятых в отраслях, на продукцию которых вырос спрос со стороны «оборонки». Рост потребительского спроса побуждает предприятия, производящие потребительские товары, увеличивать выпуск, для чего им потребуется также нанимать дополнительных работников, сокращая тем самым уровень безработицы в экономике. Возросшие доходы вновь нанятых работников трансформируются в их расходы, что дает вторичный импульс на рынках потребительских товаров и т. д. Таким образом, первоначальное повышение государственных расходов на оборону вызвало мультипликативное расширение доходов и расходов в экономике в целом.

2. Мультипликатор налогов (тT) — коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение равновесного дохода превышает первоначальное изменение величины автономных налогов.

Для вывода мультипликатора налогов снова воспользуемся уравнением (7.24), но подставим в него разные значения автономных налогов:

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Разность (Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.) показывает изменение равновесного выпуска (Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.) в результате изменения автономных налогов, так как все прочие факторы, определяющие равновесный выпуск, остались неизменными:

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. (7.26).

Из уравнения (7.26) следует, что значение налогового мультипликатора Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.. Знак «минус» в формуле мультипликатора свидетельствует о том, что изменение равновесного выпуска отрицательно зависит от изменения автономных налогов: с ростом автономных налогов равновесный выпуск сокращается, и наоборот. При этом по абсолютной величине мультипликатор налогов меньше, чем мультипликатор государственных закупок. Это связано с тем фактом, что изменение автономных налогов в кейнсианской модели влияет прежде всего на потребление, а не на совокупный доход. Так, повышение автономных налогов на 1 руб. приведет к снижению располагаемого дохода домашних хозяйств на 1 руб., но к сокращению их потребления только на величину трс, что послужит запуском процесса дальнейшего мультипликативного снижения выпуска в экономике. Если бы государственные закупки сократились на 1 руб., то первоначальное снижение выпуска также составило бы 1 руб., что больше, чем трс. В этом случае в результате дальнейшего мультипликативного процесса сокращения доходов и расходов равновесный выпуск снизится на бо? льшую величину.

3. Мультипликатор трансфертов (mF) — коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение равновесного дохода превышает первоначальное изменение величины трансфертов.

Вывод мультипликатора трансфертов аналогичен выводу мультипликатора налогов. Изменение равновесного выпуска в результате изменения трансфертов составит.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. (7.27).

Из уравнения (7.27) следует, что значение мультипликатора трансфертов Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. по абсолютной величине совпадает со значением мультипликатора налогов, однако в отличие от последнего мультипликатор трансфертов является величиной положительной. Это означает, что увеличение трансфертных выплат приводит к росту равновесного дохода в отличие от повышения автономных налогов. При этом трансферты, так же как и автономные налоги, влияют прежде всего на потребление: рост трансфертных выплат на 1 руб. приведет к росту располагаемого дохода домашних хозяйств также на 1 руб. и к росту потребительского спроса на величину трс, что запускает процесс мультипликативного расширения выпуска, которое в итоге окажется меньше, чем в случае, если бы на 1 руб. были повышены государственные закупки.

Если государство одновременно изменяет величины государственных закупок, автономных налогов и трансфертов, то итоговое изменение равновесного выпуска можно определить путем суммирования результатов воздействия каждого инструмента БНП на выпуск:

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. (7.28).

Следует также отметить влияние системы встроенных стабилизаторов на значение мультипликаторов БНП. Встроенные стабилизаторы являются инструментами недискреционной БНП, т. е. они предназначены для автоматического сглаживания циклических колебаний выпуска и занятости без специальных мер воздействия на экономику со стороны государства. К встроенным стабилизаторам относится система подоходного налогообложения, система пособий по безработице (см. гл. 6). В рассмотренной выше трехсекторной модели «кейнсианского креста» по умолчанию предполагалось наличие в качестве встроенного стабилизатора подоходного налогообложения, что следует из кейнсианской налоговой функции (7.17). Полученные выше значения мультипликаторов государственных закупок, налогов и трансфертов уже учитывали действие эффекта подоходного налогообложения в качестве встроенного стабилизатора. Однако в отсутствие системы подоходного налогообложения (т.е. когда все налоги представлены только величиной автономных налогов) значение мультипликаторов изменится.

Мультипликатор государственных закупок в экономике без встроенных стабилизаторов примет значение.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. (7.29).

Мультипликатор налоговв экономике без встроенных стабилизаторов будет равен.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. (7.30).

Мультипликатор трансфертов в экономике без встроенных стабилизаторов будет равен.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. (7.31).

Нетрудно заметить, что по абсолютной величине мультипликаторы БНП в экономике без встроенных стабилизаторов выше, чем в экономике со встроенными стабилизаторами. Это объясняется тем, что в экономике, в которой помимо автономных налогов существует еще система подоходного налогообложения, в ходе мультипликативного расширения выпуска, вызванного соответствующим применением инструментов дискреционной БНП, располагаемый доход будет увеличиваться медленнее, так как величина налоговых выплат растет по мере роста дохода. В результате расширение потребительского спроса замедлится по сравнению с его расширением в экономике без встроенных стабилизаторов, в которой домашние хозяйства при любом уровне дохода выплачивают в бюджет одну и ту же сумму налогов.

Одновременное изменение государством величин государственных закупок, автономных налогов и трансфертов в экономике без встроенных стабилизаторов также вызовет результирующее изменение равновесного выпуска согласно уравнению (7.28), с той разницей, что значения мультипликаторов БНП будут описываться уравнениями (7.29)-(7.31).

Следует подчеркнуть, что при выводе каждого мультипликатора БНП прочие факторы предполагались неизменными. В случае мультипликатора государственных закупок это означает, что государство увеличивает расходы бюджета без увеличения его доходов. На практике эго приводит, как правило, к возникновению бюджетного дефицита, который необходимо так или иначе финансировать (см. гл. 6). Однако правительство может поставить цель стимулировать совокупный спрос, сохраняя сбалансированный бюджет. В этом случае любой прирост государственных закупок должен покрываться приростом налоговых поступлений в бюджет на ту же самую величину. Каковы будут последствия такой политики для экономики в целом?

Рассмотрим сначала простой случай, когда в экономике отсутствует система подоходного налогообложения в качестве встроенного стабилизатора и все налоги являются автономными. В этом случае любое увеличение государственных закупок на AG финансируется за счет повышения автономных налогов на ?Тп, причем ?G = ?Тa. Также предположим, что изменения трансфертных выплат не происходит. Итоговое изменение равновесного выпуска согласно уравнению (7.28) в этом случае примет вид.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Заменяя АТа на AG и вынося AG за скобки, в итоге получим.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Таким образом, итоговое изменение равновесного выпуска в точности равно первоначальному изменению государственных закупок, финансируемых повышением автономных налогов на ту же величину. Другими словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Данный вывод, известный как теорема Хаавельмо, имеет большое практическое значение для проведения БНП в рамках кейнсианской модели. БНП оказывается эффективной лишь в случае дефицитного бюджета, однако в перспективе это может привести к наращиванию государственного долга и повышению долгового бремени. Тем не менее в краткосрочном периоде, на который сделан акцент в кейнсианской модели, дефицитное финансирование дает существенный мультипликативный эффект и позволяет (в случае стимулирующей БНП) увеличить выпуск на большую величину, чем в случае, когда правительство придерживалось бы сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не изменится, если ввести в анализ подоходное налогообложение, — доходы государственного бюджета будут расти уже не только за счет повышения автономных налогов, но и за счет роста индуцированных налоговых поступлений по мере роста выпуска, т. е. увеличение государственных закупок финансируется теперь за счет совокупных налоговых поступлений в соответствии с налоговой функцией (7.17):

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Отсюда изменение автономных налогов составит.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Снова воспользуемся уравнением (7.28):

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Перенесем слагаемые с ?Y* в левую часть уравнения, вынеся ?Y за скобки:

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Множитель при ?Y* в левой части уравнения равен множителю при ?G в правой части уравнения. После сокращения получим.

Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики.

Таким образом, и в экономике, в которой наряду с автономными налогами действует система подоходного налогообложения, мультипликатор сбалансированного бюджета также равен единице. Однако если правительство при планировании бюджета не будет учитывать индуцированные налоговые поступления, автоматически пополняющие доходы бюджета в ходе увеличения выпуска, а повысит автономные налоги на всю величину изменения государственных закупок (т.е. ?G = ?Ta), то совокупный мультипликативный эффект окажется даже меньше единицы, а бюджет в итоге сформируется с незапланированным профицитом.

ПРИМЕР 7.3

Предположим, правительство в экономике из примера 7.2 решает стимулировать выпуск и занятость, увеличив государственные закупки товаров и услуг на 100 млрд руб. При значении мультипликатора государственных закупок 2,5 (он совпадает по величине с мультипликатором автономных расходов, который был рассчитан в примере 7.2), увеличение государственных закупок на 100 млрд руб. вызовет увеличение равновесного дохода на 2,5? 100 = 250 млрд руб. А что произойдет, если правительство решит сократить автономные налоги на 100 млрд руб. (т.е. ограничится только взиманием подоходного налога)? Мультипликатор налогов равен Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели «кейнсианского креста». Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. Таким образом, сокращение автономных налогов на 100 млрд руб. вызовет увеличение равновесного дохода на величину (-1,875)? (-100) = = 187,5 млрд руб. Аналогичный результат будет достигнут, если при прочих равных условиях правительство решит повысить трансферты на 100 млрд руб. Мультипликатор трансфертов mF = = 0,75/(1 — 0,75(1 — 0,2)) = 1,875. Изменение равновесного дохода составит: 1,875? 100 = 187,5 млрд руб. Обратите внимание, что изменение величин автономных налогов и трансфертов порождает меньший эффект, чем изменение величины государственных закупок товаров и услуг.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой