Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ и проработка жизненных ценностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сопоставление с практическим образом действий. Зачастую люди ведут себя вовсе не в соответствии со своими ценностями. Это говорит, с одной стороны, о том, что они далеко не убеждены в тех умозаключениях, которые сделали, и, соответственно, должны заново изучить, во что же они действительно верят. Например, вы пришли к выводу, что нужно быть открытым и откровенным с другими людьми. Но в вашей… Читать ещё >

Анализ и проработка жизненных ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Маст-тест, предложенный А. Эллисом и опробированный П. Н. Ивановым и Е. Ф. Колобовой, позволяет провести диагностику индивидуальных представлений субъекта как совокупности «иррациональных» идей, сводящихся к тому, что человек непременно должен получить абсолютизированные требования к миру и себе. Поскольку Эллис предполагает, что иррациональные идеи определяют содержательную сторону направленности личности и составляют ядро жизненной активности, то данная методика используется для выявления ценностно-мотивационных особенностей личности, в частности мотивации, как побуждений, определяющих направленность ее активности.

Ведущие темы в ответах испытуемых сопоставляются со следующим классификатором: 1 — профессиональный рост; 2 — забота о своем здоровье; 3 — общение; 4 — материальное благополучие;

  • 5 — комфорт; 6 — поддержание моральных устоев; 7 — состояние внешней среды; 8 — общественная полезность; 9 — семья; 10 — автономия. Для снижения фактора субъективности желательно привлечь экспертов-психологов.
  • • Метод генограммы в консультировании по вопросам профессионального самоопределения[1] возник как попытка объективировать семейный опыт профессионального выбора и связан с биографическим направлением в психологии и медицине. Метод основан на теории М. Боуэна о «межгенерационном (межпоколенном) процессе трансмиссии». По аналогии, для изучения профессионального самоопределения личности С. А. Котовой была разработана методика, которая апробирована в практике исследования и развития профессиональной идентичности. Методика нашла применение в практике профессионального и организационного консультирования и предоставляет новые ресурсы для развития персонала в организации.

Процедура работы с клиентом заключается в объективации семейной информации. Используется модель семейной структуры, состоящей из трех поколений, как наиболее осознаваемой и удерживаемой в памяти. Клиенту предлагается для заполнения бланк с традиционной символикой обозначения мужских и женских членов семьи; нуклеарная базовая структура семейных связей обозначена прямой линией, расширенная — пунктирной. Работа с бланком может проводиться как при непосредственном консультировании, так и в режиме анонимного анкетирования. Клиент создает профессиональную структуру своей семьи. Далее проводится анализ возможных влияний данной структуры на его профессиональное развитие.

Работа бизнесмена проходит в динамичных, насыщенных событиями, встречами, нестандартными ситуациями условиях. Сложившаяся картина отношений к окружающему миру часто подвергается проверке и требует уточнения. Поэтому индивидуальное консультирование может включать в себя периодический анализ жизненных ценностей.

Инструкция. «Вам предлагается список ценностей. Отметив в списке ценностей собственные ценности, можно подумать дальше, соответствуют ли наши реальные поступки этим ценностям, может, их стоит подкорректировать. Можно постараться вспомнить, каким образом вы отвечали на эти вопросы раньше, при каких обстоятельствах эти вопросы вставали перед вами, что подсказывает вам ваш опыт. Каждая из перечисленных здесь ценностей может по-разному восприниматься нами в зависимости от ситуации, важно осмыслить свое отношение к ценностям в условиях профессионально значимых ситуаций. Например, в вопросе об этническом равенстве мы можем быть толерантными, но при работе с конкретными сотрудниками других национальностей мы можем испытывать эмоциональные трудности или находиться под влиянием этнических стереотипов и т. п.» .

Приведем список ценностей.

  • 1. Жизнь и работа.
  • • Какую часть сил следует тратить на работу?
  • • Насколько важны для вас семья и друзья?
  • • Насколько важно для вас ваше здоровье?
  • 2. Профессиональное положение.
  • • Насколько вы уважаете мнение эксперта?
  • • Насколько сильно влияет на ваше мнение о человеке его образование?
  • 3. Отношение к риску.
  • • Не боитесь ли вы риска?
  • • Пойдете ли вы на риск, зная, что неудача повлияет не только на вашу судьбу?
  • 4. Выигрыш и проигрыш.
  • • Хотите ли вы победить?
  • • Что означает одерживать победу?
  • • Должны ли окружающие проигрывать?
  • • Насколько велики ваши шансы на выигрыш?
  • 5. Поощрения и наказания.
  • • Нормально ли реагируют люди на наказания?
  • • Какой вид наказаний действует лучше всего?
  • • До какой степени можно навязывать свою точку зрения?
  • • Чем можно реально заинтересовать людей?
  • 6. Законность.
  • • Всегда ли нужно следовать духу закона?
  • • Всегда ли нужно следовать букве закона?
  • 7. Участие в управлении.
  • • Стремитесь ли вы к «открытому» управлению?
  • • Насколько активно вы привлекаете к делу окружающих?
  • 8. Власть.
  • • Нужно ли относиться к ней с уважением?
  • • Нужно ли подвергать ее сомнению?
  • 9. Отношение к иолам.
  • • Нужно ли относиться одинаково к мужчинам и женщинам?
  • • Должны ли женщины иметь особые привилегии?
  • • Может ли пол влиять на поведение человека на работе?
  • 10. Равенство наций.
  • • Могут ли расовые различия влиять на отношения людей?
  • • Как вы относитесь к людям иной культуры?
  • 11. Возраст.
  • • Зависит ли ваше отношение к людям от их возраста?
  • • Как ваше представление о возрасте влияет па ваше поведение?
  • 12. Результат работы.
  • • Чем нужно пожертвовать, чтобы добиться результата?
  • • Что вы считаете удовлетворительным результатом?
  • 13. Помощь другим.
  • • До какой степени необходимо помогать тем, кто оказался в затруднении?
  • • Должны ли люди отвечать за последствия своих поступков?
  • • До какой степени необходимо помогать слабым людям?
  • • Является ли оказание эмоциональной поддержки частью вашей работы?
  • 14. Удовольствие.
  • • Должна ли жизнь приносить удовольствие?
  • • Должна ли работа быть вам в радость?
  • • Важен ли для вас творческий подход к работе?
  • 15. Открытость.
  • • До какой степени нужно заботиться о том, чтобы быть откровенным?
  • • Полезно ли демонстрировать свою «слабость» окружающим? Систематизированное прояснение ценностей представляет собой процесс самопознания человека, который осуществляется в следующие пять этапов[2].
  • 1. Решение быть правдивым. Ценности довольно трудно выявить, поэтому добиться изменений в себе можно, только приняв решение быть максимально правдивым, даже если это значит, что временами вы будете чувствовать себя глупым или незрелым. Не взяв на себя такого обязательства, вы вряд ли добьетесь настоящих перемен.
  • 2. Открытое выражение своих сегодняшних взглядов. Выявить ценности можно только в результате их обсуждения, обдумывания. Но это требует полного выражения собственных взглядов по данному вопросу, даже если вам самому не нравится то, что вы говорите, или вы находите эти взгляды непоследовательными. Необходимо знать, какова ваша позиция в настоящий момент. Для открытого выражения собственных взглядов совсем не обязательно выходить на площадь. Можно переговорить с близким человеком, учеником, использовать самоотчет типа дневниковой записи и т. п.
  • 3. Анализ альтернатив. Обычно на одно и то же можно смотреть по-разному, поэтому необходимо изучить иные точки зрения. На первом этапе идентифицируются все взгляды на проблему ценностей. Это значит, что мы каким-то образом для себя определяем взгляды других людей, относим их к той или иной группе. Например, среди коллег можно выявить тех, кто не боится риска или слишком осторожен, готов оказать помощь другому человеку, настроен на коллектив или считает оказание помощи средством навязывания себя, подавления другого человека и т. д. Далее следует этап испытаний, на котором нужно выбрать, какие же ценности более подходят для вас, соответствуют вашим собственным взглядам, привычкам, установкам. Таким образом, глубокое исследование дает вам возможность свободно выбрать из хорошо изученных альтернатив.
  • 4. Проверка на последовательность. Прояснив ценности, вы можете обнаружить непоследовательность, противоречия в общей системе ценностей. Логические или эмоциональные противоречия должны послужить вам указанием на необходимость более глубоко изучить эти вопросы. Например, вы пришли к выводу, что хотите быть независимыми в отношениях с людьми, но одновременно с этим вы чувствуете, что не можете общаться «на равных» с некоторыми людьми, а наоборот, по непонятной причине слишком принижаете себя перед ними. Проанализировав ситуацию, вы обнаруживаете, что среди этих людей в большинстве те, кто наделен какой-то властью. Следовательно, в системе ценностей столкнулись две позиции: «стараюсь быть независимым» и «преклоняюсь перед авторитетом». Для того чтобы быть последовательным в своих действиях, нужно проработать обе позиции, определив собственную меру независимости и уважения к власти.
  • 5. Сопоставление с практическим образом действий. Зачастую люди ведут себя вовсе не в соответствии со своими ценностями. Это говорит, с одной стороны, о том, что они далеко не убеждены в тех умозаключениях, которые сделали, и, соответственно, должны заново изучить, во что же они действительно верят. Например, вы пришли к выводу, что нужно быть открытым и откровенным с другими людьми. Но в вашей жизни произошли неприятные события, которых бы не было, если бы вы не откровенничали до поры до времени с определенными людьми. В этом случае стоит вернуться к осмыслению ценностей и подумать о том, а в каких случаях и с кем не стоит быть откровенными. С другой стороны, может оказаться, что определенные изменения в системе ценностей еще недостаточно сказались на поведении, чтобы изменить давние привычки. Оба объяснения допустимы, однако поведение, не совпадающее с декларируемыми ценностями, свидетельствует о необходимости дополнительной работы над собой. Например, вы решили заботиться о своем здоровье, но не можете бросить курить. Это значит, что стоит еще раз хорошо продумать, почему вы приняли такое решение и каковой является альтернатива.

Для анализа и проработки жизненных ценностей в консультировании используется еще целый ряд методик.

  • • Методика выявления преобладающих ценностей[3]. Испытуемым предлагался для ранжирования по порядку субъективной значимости следующий список ценностей: 1 — демократические ценности; 2 — безопасность, защищенность жизни; 3 — общественная польза; 4 — лидерство, власть; 5 — популярность, известность; 6 — автономия, свобода; 7 — материальное благополучие; 8 — развитие личности и способностей; 9 — успех в делах; 10 — здоровье; 11 — семейное благополучие; 12 — внешняя привлекательность; 13 — разнообразный отдых; 14 — общение; 15 — культурные блага. Проводилось сравнение ранговых мест ценностей у каждого клиента.
  • • Методика «Незаконченные предложения» для изучения социальной идентичности[3]. Относится к группе проективных методик исследования личности и представляет собой развитие словесной ассоциации. Методика «Незаконченные предложения» использовалась для проективного выявления отношения к себе и бизнесу. Испытуемые должны были завершить четыре предложения: «Бизнес — это…», «Люди работают в бизнесе, потому что…», «В бизнесе можно достичь успеха, если…», «Проблемы в бизнесе возникают, потому что…» Методика заполняется индивидуально. Среднее время заполнения — 15—20 мин.
  • • Методики определения типа личности: индикатор типов Майерс — Бриггс (MBTI — Myers — Briggs Type Indicator), опросник Д. Кейрси и др. Так, MBTI позволяет выделить 16 типов личностей, основанных на четырех альтернативных предпочтениях из пар качеств: экстраверт — интраверт, сенсорный — интуитивный, мыслительный — чувствующий, решающий — воспринимающий[5].

Отметим, что в целях консультирования по проблемам самоопределения используются и многие другие методики. Например, методика Будасси, направленная на изучение индивидуальных особенностей профессиональной самооценки, методическая процедура анализа субъективного принятия профессии и др. Примеры Консультирование по вопросам самоопределения. Клиент, менеджер бизнес-организации, обратился к психологу с вопросом о подписании постоянного контракта как основы продвижения в компании. Проблема заключалась в том, что, хотя контракт выгодный с материальной точки зрения, у сотрудника возникает опасение, что он не сможет его выполнить, поскольку работа кажется ему неинтересной, слишком трудной и т. п. В ходе предварительной беседы выяснилось, что подобные ситуации уже имели место в жизни этого человека, он отказывался от выгодных контрактов, но если раньше он был спокоен при этом за свое будущее, то теперь испытывает тревогу. Гипотеза консультанта заключалась в том, что у клиента слабо сформирована профессиональная идентичности и не проработаны необходимые для ответственного выполнения работы личностные качества. Проводился анализ представлений клиента о себе, своей профессиональной сфере деятельности, социально-ролевых позициях.

Анализ социальной идентичности показал, что у клиента в максимальной степени выражены личностная, физическая, локальная и социальные характеристики идентичности. В то время как профессионально-деловые и статусно-ролевые характеристики, необходимые для включения в профессию и преодоление трудностей адаптации, выражены слабо.

В представлениях о своей деятельности у клиента выявились противоречия в понимании того, что хотелось бы делать (чему учили) и тем, что реально приходится делать в компании. Клиент был ориентирован на бизнес как сложную деятельность, требующую обширных экономических, технических и других знаний и предоставляющую независимость и свободу бизнесмену (в общем виде). По мере включения в работу он оказался в статусно-ролевом конфликте, поскольку должен был выполнять много рутинной работы и жестко исполнять требования. Также противоречия возникли и в оценке профессиональной среды, бизнес-сообщества. Он был морально не готов к жесткой конкуренции, специфическим требованиям к статусно-ролевым отношениям, имиджу и т. д. Его ценностные установки расходились со многими реальными требованиями. В то же время он понял, что обладает рядом качеств, которые необходимы в этой работе: ответственность, умение доводить дело до конца и т. д. При этом ему не хватало целеустремленности, нацеленности на развитие. Также мешали и некоторые личностные качества, такие как излишняя чувствительность, обидчивость, иррациональность и неопределенность. Далее необходимо было помочь ему четче выделить свою профессиональную и социальную среду, определить свой реальный и будущий статус и осознать собственные ресурсы, которые могут помочь ему следовать этому знанию, вести себя преимущественно в определенных рамках. Консультирование проходило с использованием теста личностных конструктов Дж. Келли, что позволило построить работу по формированию личностных смыслов и профессиональной идентичности.

Консультирование по вопросам преодоления кризиса самоопределения. Запрос на консультацию поступил от представителя малого бизнеса — предпринимателя, который много лет занимается бизнесом. В последнее время он столкнулся с многочисленными стрессами: борьба с конкурентами за место для продаж, неурядицы в личной жизни, ухудшение здоровья и т. д. Возникло желание что-то кардинально изменить в своей жизни (деятельность, место жительства, семью и т. п.). Проявилось негативное отношение к своей сфере деятельности, вызванное следующими негативными моментами: агрессивность внешней среды развития бизнеса, противоречивость деловых ролей, нечеткость границ «свой — чужой», негативные установки общества по отношению к бизнесу как социальному институту и его представителям, ценностный вакуум. Все это привело к трудностям в управлении бизнесом, принятии решения о его развитии. Клиент оказался в ситуации, когда надо было четко решить, что делать дальше, определиться с новыми направлениями развития бизнеса и потенциальными партнерами в этом вопросе.

Мы диагностировали эту ситуацию как переживаемый кризис самоопределения. Переживание этого кризиса мешало понять ситуацию, принять решение и чувствовать себя свободным в его реализации. Кризис проявляется в размытости ролевых позиций личности, способности генерировать цели и прорабатывать ценности, анализировать проблемные ситуации, чувствовать причастность к профессиональному сообществу, определять требования деятельности и собственные профессионально важные качества и т. д. Субъективное переживание кризиса проявилось в том, что в какой-то момент возникало ощущение потери смысла происходящего, тупика в развитии, чувство непонимания близкими людьми, разочарования в себе или поставленных задачах и т. п. Клиент сильно переживал кризисную ситуацию. Его опыт анализа и преодоления этих проблем не давал возможности преодолеть трудности и вернуть себе целеустремленность. Консультации были направлены на помощь в осознании своего положения, задач выхода из кризиса. Проводилась работа, но формированию социальной идентичности, системы ценностей и развитию навыков принятия решений. Использовались техники беседы, ролевой игры, решения творческих задач.

В ходе консультирования происходило усиление профессиональной и деловой идентичности, «социального Я». Проводилась проработка перспективных аспектов идентичности (по отношению к «деловому Я», «физическому Я»). Эта деятельность сопровождалась снижением эмоционального уровня переживаний, повышением стремления рационализировать стрессы.

  • [1] См.: Котова С. Л. Методы изучения онтогенеза профессиональной идентичности // Известия Российского государственного педагогического университета им. Д. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 2008. № 11 (68). С. 7—18; Иванова Н. Л., Котова С. Л. Профессиональное самоопределение: проблема метода диагностики и консультирования // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. № 3. С. 3−10
  • [2] См.: Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991
  • [3] См.: Иванова Н. Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исследования
  • [4] См.: Иванова Н. Л. Самоопределение личности в бизнесе: проблемы и модели исследования
  • [5] См.: Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. М.: Персей, 1995
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой