Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сословный строй и латифундиальное рабовладение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Владельцы латифундий (с пахотными, пастбищными и лесными угодьями, водоемами, садами и т. д.) могли позволить себе вести за счет применения рабского труда самодостаточное хозяйство с выгодной продажей излишков. Организация такого хозяйства была описана в трактатах по агрикультуре, написанных с интервалом примерно в век сенаторами Катоном Цензором (около 234−149 гг. до н.э.) и Варроном (около… Читать ещё >

Сословный строй и латифундиальное рабовладение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После захватной приватизации фонда общественных земель и начала заморской экспансии римский патрициат и зажиточная верхушка плебса образовали два высших сословия — сенаторов, или нобилей (от лат. nobilitas — знать), и всадников, превратившихся в крупных торговцев и ростовщиков. Всадники широко развернули работорговлю, сортировку и размен монет, а также выдачу кредитов (от лаг. creditum — «ссуда») под большие проценты (от лат. pro cento — «сотая доля»).

В число низших римских сословий входили мелкие свободные земледельцы — колоны (от лат. colonus — «земля»), часто вынужденные прибегать к денежной аренде участков у крупных собственников; разнообразные ремесленники, часто из вольноотпущенников, объединенные по занятиям-дрофессшш в коллегии', городские неимущие — пролетарии. Колоны могли использовать наряду с рабочей силой своей семьи и труд рабов, но доходность таких предприятий была низка, и они разорялись, не выдерживая конкуренции со стороны владельцев крупных вилл (от лат. villa — «загородный дом») и латифундий.

Рабы оставались вне сословий. Область применения рабского труда в Римском государстве была разнообразна по тягости и умениям — от нолевых и ремесленных работ в колодках и цепях до домашнего услужения в образовании и музицировании. Довольно велико было число государственных рабов, занятых в рудниках и каменоломнях, при постройках дорог, водопроводов, общественных зданий и т. д.

Владельцы латифундий (с пахотными, пастбищными и лесными угодьями, водоемами, садами и т. д.) могли позволить себе вести за счет применения рабского труда самодостаточное хозяйство с выгодной продажей излишков. Организация такого хозяйства была описана в трактатах по агрикультуре, написанных с интервалом примерно в век сенаторами Катоном Цензором (около 234−149 гг. до н.э.) и Варроном (около 116−27 гг. до н.э.). Из их сочинений можно заключить, что римские плантаторы (от лат. plantator — «насадитель»): использовали систему улучшенного двуполья, деля пашни на две половины — посевную и паровую, но подсевая к пару растения, идущие на корм скоту, — бобы и люцерну; применяли труд специализированных рабов (пахари, виноградари, возделыватели маслин, погонщики ослов, свинопасы, овчары и т. д.), над которыми надзирал управляющий-вилик (от «вилла»); считали скотоводство более выгодным, чем земледелие, а культивирование плодовых растений (маслин и винограда) более выгодным, чем хлебопашество. Большой популярностью пользовалось устройство садков для разведения рыб и других питательных морских животных (миног, устриц).

Иные рабовладельцы наживались за счет продажи по высокой цене труда своих обученных рабов, как, например, известный своей жадностью полководец Красс[1], усмиритель знаменитого восстания рабов под предводительством Спартака (74−71 гг. до н.э.).

Варрону принадлежит определение рабов как " говорящих орудий" (наряду с «мычащими» — тягловым скотом). Но в то же время он, переживший спартаковское восстание рабов, отговаривал хозяев полагаться на бич и колодки, считая более предпочтительным поощрение рабов хорошей пищей, одеждой и даже разрешением пасти свою скотину. Для жатвы и сбора плодов рекомендовал нанимать окрестных бедняков.

Поскольку плодородные земли африканских провинций обеспечивали Рим дешевым хлебом, то италийские латифундисты стали все больше площадей отводить под пастбища, луга, охотничьи загоны, посадки кустарников. Значительная часть когда-то урожайных пашенных угодий пришла в запустение, зато появилась буйная прослойка рабов-пастухов. Знаменитый государственный деятель и натуралист Плиний Старший (23−79 гг.) сетовал в своей «Естественной истории», что «латифундии погубили Италию» .

  • [1] Красс попал в плен после неудачного похода против парфян, и, по преданию, они, зная об алчности Красса, казнили его, залив горло расплавленным золотом. Р. Камерон в своем учебнике экономической истории перепутал Красса с лидийским царем Крезом, написав, что взятого в плен Креза указанным способом казнил персидский царь Кир.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой