Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные векторы ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ» В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Л. И. Лойко в статье «Социальная справедливость в условиях социалистического общества (Методологический аспект)» пишет о том, что представления о социальной справедливости — это совокупность норм, убеждений, теорий о том, как должны распределяться в обществе жизненные блага. Под влиянием экономических условий в обществе формируются межклассовые отношения, которые служат основой для формулировки… Читать ещё >

Основные векторы ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ» В СОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В советском обществоведческом дискурсе понятие «справедливость» появляется не сразу. Примечательным является тот факт, что в первом издании «Большой советской энциклопедии» 1947 г. слово «справедливость» отсутствует. Оно появляется во втором издании, 1957 г. Тем не менее анализ исторических документов, к которым, в частности, относятся письма и личные обращения советских граждан к руководству советским государством (так называемые «письма во власть»), свидетельствует о том, что в советском общественном сознании сформировались и утвердились четкие представления о справедливости. Как правило, поводом для написания таких писем становились факты нарушения справедливости, которые в первую очередь были связаны с наличием социальной дифференциации, отсутствием равного для всех доступа к социальным благам. При этом советское государство мыслилось как конечная инстанция, отвечающая за реализацию принципов справедливости и способная при необходимости ее восстановить[1].

Как указывалось, точкой отсчета, когда понятие справедливости стало составной частью советского обществоведческого дискурса, можно считать 1957 г., когда в 40-м томе «Большой советской энциклопедии» появилась соответствующая статья. В этой статье понятие «справедливость» определяется как морально-правовая категория, подчеркивается исторический характер его содержания и зависимость от экономических отношений. Социалистический строй «представляет собой воплощение социальной справедливости, которая обеспечена общественной собственностью на средства производства, отсутствием эксплуатации человека человеком, ростом материального благосостояния и культурного уровня трудящихся»[2]. В третьем издании «Большой советской энциклопедии» содержание статьи о справедливости претерпело существенные изменения. Прежде всего, справедливость признается категорией не только морально-правового, но и социально-политического сознания. Интерпретация понятия получила новое «человеческое» измерение: «Так, понятие справедливости содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием»[3]. Таким образом, появившись сначала как морально-правовая категория, понятие «справедливость» постепенно переходит в разряд общественно-политических категорий, становится критерием для оценки качества социального порядка.

В целом советские обществоведы признавали тот факт, что тема социальной справедливости начала развиваться с заметным опозданием, что выразилось в первую очередь и в ограниченном числе изданий, и в ограниченном круге авторов, писавших поданной теме. В литературе указывалось несколько причин, объясняющих этот факт. Во-первых, факт необращения к теме справедливости до 50-х гт. связывали с условиями развития советского общества в предвоенные, военные и первые послевоенные годы, когда ставилась задача мобилизации всех сил общества на строительство, защиту и восстановление народного хозяйства, а при этом социальному развитию уделялось недостаточное внимание. В 80-е гг. в советском обществоведении утверждается, что в 30—50-е гг. существовало негласное табу на исследование проблем социальной справедливости. Причем это табу связывалось с аморализмом и безнравственностью самой эпохи, культом личности И. В. Сталина и политическими репрессиями. Иначе говоря, исключение темы справедливости из общественного дискурса объяснялось общим строем эпохи, при котором как бы сама социально-экономическая и политическая ситуация сопротивлялась введению этой темы.

До начала 80-х гг. понятие «справедливость» остается в рамках обществоведения. В это время ведется работа по разработке содержания и интерпретации в рамках марксистско-ленинской методологии. Основное содержание работы сданным понятием велось по нескольким направлениям. Во-первых, изучалось наследие К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина с целью реконструкции их представлений о справедливости. Во-вторых, разрабатывались понятия социалистической и социальной справедливости. В-третьих, устанавливались связи между теоретическим уровнем содержания понятия справедливости и реализацией ее принципов в советском обществе, обоснование того, что построенное советское социалистическое общество является обществом воплощенной справедливости.

Л. И. Лойко в статье «Социальная справедливость в условиях социалистического общества (Методологический аспект)»[4] пишет о том, что представления о социальной справедливости — это совокупность норм, убеждений, теорий о том, как должны распределяться в обществе жизненные блага. Под влиянием экономических условий в обществе формируются межклассовые отношения, которые служат основой для формулировки идей относительно того, как должны распределяться духовные и материальные блага. Идеи о должном распределении благ закрепляются в представлениях о социальной справедливости. Таким образом, основы представлений о социальной справедливости формируются под влиянием экономических, материальных условий жизни общества. Это означает, прежде всего, относительный характер представлений о социальной справедливости, их способность изменяться в зависимости от развития и состояния самого общества.

Согласно утверждениям автора статьи, функции социальной справедливости в обществе такие же, как и любого другого идеологического проекта, а именно: оправдывать и стабилизировать общество. Вместе с тем, так как содержание понятия «социальная справедливость» напрямую связано с социально-экономическими условиями жизни общества, то социальная справедливость при социализме принципиальным образом отличается от социальной справедливости при капитализме.

При капиталистическом общественно-экономическом устройстве социальная справедливость обусловливается законами функционирования капитала. Место в системе распределения (а следовательно, и справедливость этого места) определяется не талантами, не личностными качествами человека и даже не его усилиями, а тем, в какой степени эти качества способствуют наращиванию капитала, увеличению прибыли. Иначе говоря, справедливым считается все то, что приносит прибыль.

При социализме представления о социальной справедливости основываются на изначальном равенстве всех членов общества по отношению к средствам производства, а также равном праве на социальные блага (труд, здоровье, образование и т. д.). Конечной целью общественного развития при социализме провозглашалось преодоление отчуждения и максимальная личностная реализация каждого члена общества: «Основной принцип социализма „от каждого — по способностям, каждому — по труду“ представляет собой одновременно и формулу социальной справедливости в условиях социалистического общества. В указанном принципе выражена его классовая сущность: только социалистическое общество дает возможность каждому человеку наиболее полно раскрывать и развивать свои способности. А ведь именно с этого и начинается подлинная социальная справедливость»[5].

В рассуждениях о социальной справедливости советские обществоведы особое внимание уделяли вопросам диалектического сочетания равенства и неравенства при социализме. Основным типом справедливости, подлежавшим рассмотрению, была дистрибутивная справедливость, в основе которой при социализме был заложен принцип равенства. Вместе с тем провозглашенное правило «каждому — по труду» вынуждало учитывать различия трудового вклада в приращение общественного богатства, подлежащего распределению. Таким образом, советский дискурс о социальной справедливости оказался зажатым между двумя полюсами: с одной стороны, необходимостью признавать изначальное равное право всех на социально значимые блага, с другой, необходимостью учитывать существующие неравенства. При этом советское обществоведение различало два типа неравенств: во-первых, это неравенства «естественные», проистекающие из того факта, что люди рождаются с разными способностями, физическими возможностями и т. д.; во-вторых, неравенства, связанные с социальными различиями, например, с различиями в уровне культурного развития населения городских и сельских поселений, в возможностях получить определенный вид образования и т. д. И если первый вид неравенств признавался неизбежным фактом, то второй вид, социальные неравенства, подлежал устранению. Особая роль в преодолении неравенств, связанных с доступностью социально значимых благ, отводилась системе распределения: «Большая роль в этом принадлежит средствам распределения и особенно фондам общественного потребления»[6].

Примерно с начала 80-х гг. понятие «справедливость» становится частью политического дискурса и начинает фигурировать в официальных партийных документах. Следует также отметить, что если до начала 80-х гг. понятие «справедливость» в основном составляло предмет изучения философов, то с этого времени к работе с ним подключаются экономисты. Наряду с описанием достижений советского общества на пути реализации принципов справедливости появляются первые критические замечания относительно отклонений от этих принципов в народном хозяйстве.

Например, Н. С. Кузнецов в статье «Справедливость как ценность и роль ценностных отношений развитого социализма»[7] исходит из того, что справедливость относится к числу оценочных категорий и охватывает широкий круг общественных явлений. Определив справедливость как интегративную оценку общественных отношений, автор анализирует реализацию принципов справедливости как на макро-, так и на микроуровнях. Макроуровень представлен сферой экономических отношений. При этом понятие «справедливость» становится инструментом критики действующего хозяйственного механизма. Автор приводит ряд случаев, иллюстрирующих нарушение принципов справедливости, которое выразилось в том, что ущерб, понесенный некоторыми предприятиями в результате невыполнения плана другими предприятиями, не был никак компенсирован. На основании приведенных фактов автор приходит к выводу, что «требования справедливости неразрывно связаны с экономической необходимостью и целесообразностью и тем самым выявляют взаимосвязь экономических и нравственнооценочных отношений»[8]. Микроуровень реализации принципов справедливости — это уровень трудовых отношений, в рамках которых происходит «обмен деятельностью и ее плодами между личностью и обществом, регулируемый в условиях социализма принципом: „от каждого — по его способностям, каждому — по его труду“»[9]. Оценка сложившихся трудовых отношений с точки зрения справедливости также предоставляет поводы для критики. Как отклонения от принципов справедливости рассматриваются несовершенства трудового законодательства, начисления заработной платы и премий по формальным признакам, уравниловка в оплате труда.

По мнению Г. Мальцева[10], существующая на тот момент организация распределения не соответствовала производственной системе, что в итоге негативно сказывалось на экономической ситуации, препятствовало повышению ее эффективности. В связи с этим подчеркнем, что примерно с середины 80-х гг. понятие «социальная справедливость» начинает рассматриваться не только как морально-правовая или социально-политическая категория, но и как действенный критерий оценки эффективности экономической системы. При этом выстраивалась следующая цепочка рассуждения:

  • 1. Социальная справедливость напрямую связана с экономикой.
  • 2. Социальная справедливость — критерий обмена и распределения в рамках общественно-экономической формации.
  • 3. Чем в большей степени отлажен механизм распределения, чем правильнее он работает, тем больше справедливости, тем эффективности работает экономика. Следовательно, если экономика плохо работает, одна из причин этого заключается в неправильной работе механизмов распределения, а значит, в недостатке социальной справедливости.
  • [1] См.: Советская повседневность и массовое сознание. 1939—1945. М.:РОССПЭН, 2003.
  • [2] БСЭ. 2-е изд. М., 1957. T. 40. С. 339.
  • [3] БСЭ. 3-е изд. М., 1976. T. 24. Кн. 1. С. 1026.
  • [4] См.: Лойко Л. И. Социальная справедливость в условиях социалистическогообщества (Методологический аспект) // Вестник Харьковского университета. № 281(Проблемы социальной активности, свободы и ответственности в социалистическомобществе). Харьков, 1985.
  • [5] Там же. С. 98.
  • [6] Там же. С. 99.
  • [7] См.: Кузнецов Н. С. Справедливость как ценность и роль ценностных отношений развитого социализма // Общественные отношения развитого социализма. Свердловск, 1984.
  • [8] Там же. С. 149.
  • [9] Там же. С. 150.
  • [10] См.: Мальцев Г. Социальная справедливость и правовые основы распределенияпо труду // Общественные науки. 1985. № 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой