Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Законы, принципы и методы организационной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рационализация организационной деятельности представляет собой процесс, обеспечивающий улучшенное, а значит, и более качественное состояние системы за счет четкой организации производственной деятельности, использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая его управляющую и управляемую части. Техническое и организационное совершенствование на предприятии… Читать ещё >

Законы, принципы и методы организационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Законы отражают постоянные устойчивые связи явлений, их основные черты. Законы организации впервые сформулированы А. А. Богдановым в «тектологии» — всеобщей организационной науке.

К основным законам организации сегодня относятся законы синергии, самосохранения, развития, единства анализа и синтеза, информированности-упорядоченности, композиции и пропорциональности, наименьших, необходимого разнообразия, обратной связи.

Закон синергии: «Для любой организации возможны как прирост, так и снижение общего потенциала по сравнению с простой суммой потенциалов входящих в нее элементов». Синергия — это совместное функционирование элементов системы. В первом случае речь идет об организованной, во втором — о дезорганизованной системах (положительный и отрицательный синергический эффект). Закон синергии — это закон организационного (совокупного) эффекта. В нейтральной системе этот эффект равен нулю.

Закон самосохранения: «Любой организации присуще стремление к самосохранению (выживанию) за счет оптимального использования ресурса (потенциала)». Выживание организации зависит от ее адаптации к внешней среде, интеграции элементов, наличия цели, смягчения социальной напряженности. Самосохранение достигается сочетанием стабильности и развития организации.

Закон развития: «Каждая организация стремится достичь своего максимального потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла».

Этот закон опирается на 4 основных принципа:

  • 1. Принцип инерции (запаздывания). Инерция организации заключается в использовании устаревших элементов (оборудования, структур), их запоздалом изъятии из производства.
  • 2. Принцип эластичности (взаимозависимость скорости изменения потенциала организации от самого потенциала). Организация всегда стремится сгладить влияние возмущающих воздействий повышением квалификации кадров, унификацией и стандартизацией.
  • 3. Принцип непрерывности.
  • 4. Принцип стабилизации (не допускается выход отклонений за пределы установленных изменений).

Закон единства анализа и синтеза: «Любая организационная система настраивается на оптимальный вариант достижения поставленных целей благодаря использованию в процессах ее управления процедур анализа и синтеза».

Сущность анализа (декомпозиции) и синтеза (агрегирования) сводится к разделению целого на части и, наоборот, соединению в единое целое структурных частей. Анализ и синтез — неразрывные моменты процедуры принятия организационно-управленческих решений, направленных на достижение целей СЭО-предприятия.

Закон информированности-упорядоченности: «Чем большей информацией (полной, достоверной, упорядоченной) обладает организация, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования». Информация способствует переводу организации в равновесное состояние, противодействует энтропии и дезорганизации, повышает эффективность ее функционирования.

Закон композиции и пропорциональности (гармонии): «Для достижения главной цели организации существует ее объективная тенденция к созданию устойчивого объединения с соблюдением соразмерности (композиции) и пропорциональности». При этом имеет место принцип приоритета целого над частью. Под пропорциями, которые необходимо соблюдать в организационной системе, понимаются объективно существующие связи и зависимости между элементами. Инструментами пропорциональности являются конкуренция, планирование, координация и т. п.

Закон наименьших, открытый основателем всеобщей организационной науки (тектологии) А. А. Богдановым, гласит: «Прочность цепи (системы) определяется самым слабым из ее звеньев». Этот закон можно назвать законом «слабого звена» в организации. Данная идея практически реализована в современных методах сетевого планирования и управления (СПУ).

Закон необходимого разнообразия (принцип Эшби): «Каждая организация имеет свой уникальный набор элементов и, соответственно, конкретную организационную структуру». Следствием этого закона является высокая адаптивность организации, т. е. ее реакция на изменения внешней и внутренней среды при сохранении качественной определенности организации.

В литературе часто выделяют закон обратной связи, который характеризуется наличием обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами организации, а также между ней и внешней средой. Обратная связь всегда является реакцией на воздействия, и очень важно, чтобы эта реакция была им адекватна.

Помимо основных в литературе по теории организации обосновывается необходимость учета специфических законов СЭО-предприятия. Эти законы являются составной частью теории организации и определяют правила организации управленческого труда и экономической деятельности предприятия (стратегическое и оперативное планирование, координация всех звеньев организации, организация серийного и массового производства, самоокупаемости и самофинансирования, возмещение затрат на производство и реализацию продукции и др.).

Основные и специфические законы организации смогут эффективно влиять при условии, что руководители СЭО-предприятия сумеют найти методы их разумного использования на практике. Применяя в конкретных условиях работы тот или закон (их сочетание), руководители и менеджеры должны учитывать ограничительные условия любого закона и эффективность комплексного их влияния на хозяйственную деятельность предприятий.

Под методами понимаются совокупность способов и средств организационной деятельности, а принципы представляют устоявшиеся общепринятые правила в организационной теории и практике. Принципы являются важнейшей категорией теории организации. В их основе лежат объективные законы и закономерности рационального осуществления совместной экономической, производственно-хозяйственной деятельности. Они, кроме того, проверяются практикой и вытекают из практической организационной деятельности на предприятиях.

Таким образом, принципы организации есть результат обобщения объективно действующих законов и закономерностей, взаимоотношений людей в процессе совместной организационной деятельности. Следует подчеркнуть функциональное назначение принципов («правила под определенные организационные функции»). В принципах различают их функциональное назначение и конкретное содержание.

Методы в целом выступают в роли способов и средств реализации принципов организации. Любой процесс реализации организационно-управленческих решений обеспечивается на основе определенных принципов с использованием определенных методов. В этом и заключается основная взаимосвязь принципов и методов организации. В комплексе эта взаимосвязь является основой системы эффективной организации производственно-хозяйственной деятельности.

Организационные методы довольно многообразны и подразделяются на группы: организационно-стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные. Все они формируют эффективно функционирующую систему организации на конкретном предприятии. Изучая методы и принципы организации, следует учитывать, что они будут эффективными, если руководители, менеджеры обеспечат их разумное сочетание в зависимости от конъюнктуры рынка и фактического состояния деятельности организации.

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений в стране важным является проведение сравнительного анализа принципов статической и динамической организаций. Первая получила повсеместное распространение в период социализма. Предприятия статической организации, достигнув определенной устойчивости, со временем становились консервативными, стагнирующими системами, для которых характерным является принцип инерционности. Стагнация практически нередко ведет к гибели, банкротству предприятий.

Суть противоречия принципов действия статической организации заключается в том, что достижение стабильности в работе является целью ее существования, но неизбежна инновационная деятельность, необходимая для ее выживания и успешного развития. Второе и определяет переход к динамической организации.

Статическая организация стремится ограничить и свести к минимуму изменения своего поведения. Для нее характерна низкая рефлексивность (реакция на возмущающие воздействия внешней среды) и слабая адаптация к новым рыночным условиям. Оргструктура таких организаций, как правило, консервативна и редко меняется.

Вполне естественным в современных экономических условиях является переход большинства статических организаций к типу организаций, действующих по принципам динамически развивающихся. Для последних характерна высокая адаптация к различным изменениям внешней и внутренней среды. Это позволяет таким организациям прогнозировать будущие изменения и подготовиться к ним заблаговременно. При этом разрабатываются различные варианты возможного поведения организации, с выбором наиболее оптимального из них. Динамическая организация оперативно осуществляет перестройку своей организационно-управленческой системы и наладку нового режима своей работы.

Для динамической организации характерны принципы, ориентированные для работы в условиях глобального рынка: лидерство, поступательное развитие организации, ориентация на потребителя, использование новых (в том числе информационных) технологий, проектирование и внедрение оптимальных оргструктур.

Рассмотрим основные принципы эффективной динамической организации в современных условиях.

Принципы приоритета:

  • • целей: в системе социально-экономических организаций «цель — задачи — функции» высший приоритет имеет цель, затем задачи и далее — функции;
  • • функций над структурой при создании новых организаций;
  • • структур над функциями в действующих организациях;
  • • субъекта управления над объектом при создании нового структурного звена (организаторы-собственники или учредители подбирают под себя команду, персонал);
  • • объекта управления над субъектом в действующих организациях (руководители, менеджеры, главные специалисты подбираются под конкретные структурные звенья организации с учетом их совместимости).

Принципы соответствия:

  • • соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами;
  • • соответствия распорядительства и подчинения (у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных);
  • • соответствия эффективности производства и экономичности (с оптимальным уровнем затрат, в том числе на качество и обеспечение конкурентоспособности);
  • • оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления;
  • • прямоточности (производственно-технологические и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций);
  • • ритмичности (производственно-технологические и информационные процессы должны идти равномерно в заданные интервалы времени);
  • • пропорциональности (производственно-технологические и информационные процессы должны осуществляться по графикам, без простоев и затоваривания);
  • • системной синхронизации (среди процессов организации необходимо выделить центр синхронизации, под который должна подстраиваться деятельность других ее звеньев).

Следует также использовать ряд общесистемных принципов (правил) в деятельности статических и динамических организаций:

  • • эволюционно-экологической необратимости (экосистема, потерявшая часть своих элементов или сменившаяся другой в результате дисбаланса компонентов, не может вернуться к первоначальному состоянию, если в ходе изменений произошли качественные, эволюционные перемены в элементах);
  • • ускорения развития систем в соответствии с уровнем развития производительных сил и ресурсным потенциалом;
  • • ограниченности энергетических и ресурсозатрат (рост энергои ресурсозатрат не может продолжаться бесконечно долго, и необходимо рассчитывать момент неизбежного перехода на новые, энергои ресурсосберегающие технологии);
  • • оптимальной компонентной дополнительности (система не может самостоятельно долго функционировать при значительном избытке или недостатке отдельных компонентов);
  • • «подпитки» системы за счет окружающей среды (ее материальных, энергетических, информационных и других возможностей);
  • • взаимной адаптации системы и внешней среды (система должна совершенствовать механизм регулирования, поддерживающего устойчивость системы и ее способность адаптироваться к изменяющимся внешним условиям);
  • • внутренней непротиворечивости организационной системы (обеспечение баланса элементов системы и их взаимодействия);
  • • системной дополнительности (подсистемы единой организационной системы в своем развитии обеспечивают предпосылки для более успешного развития других подсистем);
  • • толерантности (оптимум пропорций: «все хорошо в меру»);
  • • укрепления слабого звена системы (согласно закону наименьших А. Богданова), позволяющий организации своевременно производить модернизацию, замену слабых или дефицитных элементов более эффективными;
  • • совокупного (совместного) воздействия факторов на систему: эффективность системы зависит не столько от лимитирующего фактора, сколько от всей их совокупности (принцип требует точного учета влияния на систему отдельных факторов в их совокупном воздействии на основе корреляционного анализа или другими методами);
  • • оптимальности размеров системы: размеры, масштабы системы должны соответствовать ее функциям в определенных пространственно-временных пределах (следствие: в условиях конкуренции уступающая система должна найти другую нишу или быть упразднена);
  • • последовательного прохождения системой фаз (этапов, стадий) своего развития (эволюционно-логистический подход);
  • • необходимого разнообразия организационных структур;
  • • смещения равновесия системы и соблюдения динамической устойчивости: при внешнем воздействии, выводящем систему из состояния устойчивого равновесия, последнее смещается в том направлении, в котором эффект внешнего воздействия снижается;
  • • учета общесистемных связей («все связано со всем»);
  • • сочетания противоположных принципов (устойчивости — изменчивости, централизации — децентрализации, дискретности — непрерывности, статичности — динамичности и др.);
  • • непрерывной рационализации организационной деятельности.

Под рационализацией СЭО понимается осуществление более целесообразной организационно-управленческой деятельности. Термин «рационализация» произошел от латинского ratio — разум (т. е. разумная организация).

Рационализация организационной деятельности представляет собой процесс, обеспечивающий улучшенное, а значит, и более качественное состояние системы за счет четкой организации производственной деятельности, использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая его управляющую и управляемую части. Техническое и организационное совершенствование на предприятии неразрывно связано с улучшением условий труда и творческим подходом к решению поставленных задач в этой области.

Рационализация как процесс должна привести к новому состоянию организации, повышению результативности, достижению максимально возможного уровня эффективности в конкретных экономических условиях.

Результативность системы обладает семью основными составляющими:

  • 1. Удовлетворенность потребителей.
  • 2. Настрой в труде и подготовка работников.
  • 3. Внутренняя производительность.
  • 4. Инновации.
  • 5. Подготовка и результативность деятельности руководства, менеджеров.
  • 6. Операционная (финансовая) оценка.
  • 7. Социальная ответственность.

В целом результативность организационной системы характеризуется действенностью и экономичностью затрат, рентабельностью, качеством и конкурентоспособностью, внедрением инноваций.

Принципы и методы рационализации формируют механизм прогрессивных организационных изменений на предприятиях. Данный механизм включает в себя технологию консультационной (консалтинговой) деятельности, социологический и психологический аспекты восприятия инновационных изменений в организации, самоорганизацию работников в виде кружков качества и творческих групп. Руководство организаций должно всегда помнить, что в трудовом коллективе всегда есть возможности для рационализаторской деятельности, и поэтому необходимо создавать предпосылки для ее реализации.

В рационализации организационной деятельности применяется ряд принципов, способствующих эффективности этой работы:

  • • принцип непрерывного поиска и устранения противоречий в системе;
  • • принцип ухода от обманчивого благополучного состояния организации на основе более глубокого, объективного анализа и последующей разработки направлений дальнейшего организационно-технического совершенствования производства;
  • • принцип инстинктивного отрицания или признания («упрощенное толкование фактов нередко инстинктивно осуществляют под сформировавшиеся собственные теории»);
  • • принцип неизбежности цепных реакций в решении организационных проблем, устранения организационных мифов;
  • • принцип организационного прогнозирования, планирования, проектирования и рационализации оргпроектов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой