Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Третий этап в развитии КНДР

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эта конференция, прошедшая в сентябре 2010 г., стала важным политическим мероприятием в процессе передачи высшей власти в КНДР (партийные форумы в КНДР не созывались 30 лет, а последний VI съезд ТПК состоялся в 1980 г.). На партконференции Ким Чен Ир был переизбран Генеральным секретарем ТПК, его сын Ким Чен Ын утвержден преемником верховного руководителя, сформированы руководящие органы (ЦК ТПК… Читать ещё >

Третий этап в развитии КНДР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данный этап формально наступил в 2010 г., когда на III конференции ТПК 28-летний сын Ким Чен Ира Ким Чен Ын (Kimjong-un) был назначен его преемником и избран па важный пост заместителя председателя Военной комиссии ТПК (председателем комиссии был Ким Чен Ир). Ранее Киму-младшему было присвоено воинское звание генерала армии.

Эта конференция, прошедшая в сентябре 2010 г., стала важным политическим мероприятием в процессе передачи высшей власти в КНДР (партийные форумы в КНДР не созывались 30 лет, а последний VI съезд ТПК состоялся в 1980 г.). На партконференции Ким Чен Ир был переизбран Генеральным секретарем ТПК, его сын Ким Чен Ын утвержден преемником верховного руководителя, сформированы руководящие органы (ЦК ТПК, Политбюро ЦК и его Президиум, секретариат ЦК ТПК). Анализ кадрового состава ЦК ТПК и других партийных структур свидетельствует об омоложении партаппарата. На руководящие посты пришли дети и внуки «первого поколения революционеров», т. е. родственники соратников Ким Ир Сена. Важные посты в ЦК и его органах заняли родственники самого Ким Чен Ира (жена, родная сестра, ее муж — Чан Сон Тхэк, двоюродный браг и т. д.) и его ближайшие доверенные лица. Таким образом, процесс престолонаследия был запущен.

После смерти Ким Чен Ира в декабре 2011 г. лидером страны стал Ким Чен Ын, ставший Председателем Центрального комитета Трудовой партии Северной Кореи и Верховным главнокомандующим. Многие полагали, что правление страной Ким Чен Ын разделит с Чан Сон Тхэком (Jang Sungtaek), которого западные эксперты нередко называли технократом и экономическим реформатором, но тот в конце 2013 г. был казнен по обвинению в государственной измене.

В 2010—2014 гг. обстановка в КНДР оставалась напряженной, но контролируемой властями. Руководство страны предприняло меры с тем, чтобы улучшить экономическую ситуацию. Правительством КНДР разработан «10-летний стратегический план экономического развития» до 2020 г. Образован специальный орган — Государственный комитет по экономическому развитию, на который возложен контроль над реализацией плана. Десятилетка предусматривает решение следующих задач:

  • — обновление инфраструктуры;
  • — решение острой продовольственной программы путем ускоренного развития сельского хозяйства;
  • — модернизация основных отраслей промышленности;
  • — развитие регионов.
  • 2011 г. сложился для КНДР очень сложно. Страна вновь оказалась на грани голода. В этом году было собрано 3,8 млн т зерновых (в том числе 1,6 млн т риса). Однако для обеспечения населения (23,5 млн чел.) ежегодно требуется не менее 5 млн т, а нехватка продовольствия составляет более 1 млн т. Иными словами, 7 млн человек лишены возможности нормально (по северокорейским стандартам) питаться. Особенно большие трудности с продовольствием испытывают северные и северо-восточные районы КНДР, где гористая местность и мало земель, пригодных для возделывания сельскохозяйственных культур.

После инцидентов с южнокорейским судном «Чхонан» и обстрелом острова Енпхендо правительство РК прекратило поставки в КНДР продуктов питания (до инцидентов Северная Корея ежегодно получала по 300— 400 тыс. т продовольствия).

В 2012 г. в Северной Корее упор был сделан именно на экономической сфере, а особое значение придавалось специальным экономическим зонам, созданным совместно с КНР. Заявлялось также о проведении в ближайшем будущем новой аграрной и промышленной политики для развития производства и о создании условий для роста иностранных инвестиций. Однако после резкого ослабления позиций реформаторов в конце 2013 г. все эти планы оказались под угрозой.

Внешнеполитическая стратегия КНДР базируется на трех постулатах — «самостоятельность, мир и дружба», зафиксированных в конституции. КНДР декларирует готовность развивать отношения с другим странами на основе международно признанных принципов — «полное равенство, самостоятельность, взаимное уважение и невмешательство во внутренние дела других стран, взаимная выгода». Эти принципы также имеют конституционный статус.

Практическая дипломатия Пхеньяна отличается заметным прагматизмом. В КНДР внимательно наблюдают за происходящими в мире процессами и стремятся найти такие формы отношений с государствами, которые были выгодны северокорейскому режиму. КНДР поддерживает дипломатические отношения с более чем 160 государствами, в том числе со всеми странами ЕС. В 1991 г. КНДР вступила в ООН, она является членом более 250 международных организаций. КНДР участует в работе Асеановского регионального форума, АТСБ. С 1975 г. КНДР — член Движения неприсоединения.

Пхеньян стремится к нормализации отношений с США и Японией, однако стороны не могут найти взаимопонимания из-за нерешенности проблем северокорейского ядерного оружия и похищенных северокорейскими спецслужбами японских граждан.

Северная Корея в целом позитивно воспринимает многополярную модель современного мироустройства. КНДР выступает против международного терроризма, она присоединилась к Конвенции по борьбе с терроризмом и предотвращению инцидентов, связанных с похищением заложников.

Северная Корея уделяет первостепенное внимание развитию отношений с Китайской Народной Республикой. Между двумя странами продолжает действовать Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (1961). КНР является крупным экономическим донором КНДР. Ким Чен Ир регулярно посещал КНР, дважды в 2010 г. и еще раз в 2011 г.

КНДР развивает добрососедские связи с Российской Федерацией. В феврале 2000 г. между двумя странами был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. В июле 2000 г. Пхеньян посетил Президент России В. В. Путин. В 2001, 2002 и 2011 гг. в России побывал руководитель КНДР Ким Чен Ир.

Это важно!

Россия активно выступает за безъядерный статус Корейского полуострова, негативно относится к ядерным амбициям Пхеньяна. Она осудила испытания ядерных устройств, произведенных Пхеньяном в 2006 и в 2009 гг., приняла самое непосредственное участие в выработке и принятии СБ ООН резолюций № 1718 и № 1874, требующих от КНДР прекращения военных ядерных программ. Москва ввела санкции против Пхеньяна в соответствии с резолюциями Совбеза ООН.[1][2]

нии ядерного оружия, восстанавливает отношения с МАГАТЭ, допускает инспекторов Агентства на свои ядерные объекты. Со своей стороны другие участники «шестерки» предоставляют КНДР экономическую и энергетическую помощь. Однако глубокое недоверие, существующее между КНДР и США, невыполнение некоторыми участниками переговорного процесса взятых на себя обязательств по поставкам в Северную Корею энергоносителей по существу сорвали выполнение договоренностей, зафиксированных в Совместном заявлении.

Усугубляют ситуацию сообщения о наличии в КНДР еще одной ядерной программы — урановой, а также весьма напряженные отношения между Пхеньяном и Сеулом.

Россия и Китай предпринимают меры по возобновлению шестисторонних переговоров, прекращенных в 2008 г. Благодаря их усилиям в ходе работы Асеановского регионального форума (АРФ) на индонезийском острове Бали в июне 2011 г. удалось договориться о проведении переговоров между Пхеньяном и Сеулом по ядерной проблематике Корейского полуострова. КНДР и США начали двусторонний диалог на предмет нормализации отношений. В случае прогресса на указанных направлениях предполагается возобновить шестисторонние переговоры.

Во время российско-северокорейского саммита, прошедшего в УланУдэ в конце августа 2011 г., руководитель КНДР Ким Чен Ир согласился вернуться к шестисторонним переговорам без предварительных условий. В ходе переговоров Северная Корея объявила о готовности решить вопрос о моратории на испытания и производство ракетно-ядерного оружия. Правда, как отмечалось, в период лидерства Ким Чен Ына Пхеньян выбрал курс на ужесточении своих подходов по ядерно-ракетной проблематике. Особо активно новые ракеты испытывались в середине 2014 г.

На сегодняшний день шестисторонний механизм является наиболее подходящим форумом для решения ядерной проблемы Корейского полуострова, а также других вопросов безопасности в Северо-Восточной Азии, включая вопрос создания механизма мира и стабильности в этом регионе.

Более чем 60-летний период развития двух корейских государств — РК и КНДР показал, что Северная Корея полностью проиграла соревнование Южной Корее по социально-экономическим показателям и не имеет шансов в ближайшей перспективе приблизиться к РК, если не приступит к глубоким структурным преобразованиям.

За последние десятилетия РК добилась заметных успехов в развитии рыночной экономики. Постепенно укрепляются демократические институты в этой стране. Однако процесс демократизации идет непросто, со сбоями и трудностями. Предстоит еще пройти длительный путь, чтобы укрепить демократические устои южнокорейского общества.

Построенный в Северной Корее так называемый чучхейский социализм демонстрирует свою неспособность к решению острых социальноэкономических проблем. Продолжение нынешнего стратегического курса в виде политики «сонгун» не способно, как становится очевидным, вывести КНДР из перманентного экономического кризиса, решить сложные проблемы в экономике, социальной и политической жизни Северной Кореи.

Список рекомендуемой литературы

Основная

Денисов, В. И. Корейская проблема: пути урегулирования. 70—80-е годы / В. И. Денисов. — М.: Международные отношения, 1988.

История Кореи (новое прочтение) / под ред. А. В. Торкунова. — М.: РОССПЭН, 2003.

Торкунов, А. В. Загадочная война: корейский конфликт 1950—1953 годов / А. В. Торкунов. — М.: РОССПЭН, 2000.

Торкунов, А. В. Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории / А. В. Торкунов, В. И. Денисов, Вл. Ф. Ли. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Дополнительная

Готтемюллер, Р. Корейский ядерный кризис: перспективы урегулирования / Р. Готтемюллер, Ю. Федоров; под ред. А. В. Торкунова и Д. Т. Мэтьюс // Аналитические доклады НКСМИ: МГИМО-Университет. — 2005. — Вып. 5. — URL: http:// old.mgimo.ru/fileserver/books/ad-05.pdf.

Денисов, В. И. Корейская ядерная проблема: возможности политического урегулирования сохраняются / В. И. Денисов // Аналитические записки НКСМИ МГИМО (У) МИД России. — 2006. — Вып. 8 (20), сентябрь. — URL: http://old. mgimo.ru/fileserver/books/az-20.pdf.

Денисов, В. И. Особенности внешнеполитического процесса в Корейской Народно-Демократической Республике / В. И. Денисов // Внешнеполитический процесс в с транах Востока / отв. ред. Д. В. Стрельцов. — М.: Аспект Пресс, 2011. — С. 284—305.

Денисов, В. И. Политическая система и политическая элита КНДР: генезис, эволюция, проблемы / В. И. Денисов // Элиты стран Востока / под ред. А. Ю. Другова, Н. П. Малетина, О. В. Новаковой. — М.: Ключ-С, 2011. — С. 116−138.

Курбанов, С. О. Курс лекций по истории Кореи. С древности до конца XX в. / С. О. Курбанов. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.

Торкунов, А. В. Корейская проблема: новый взгляд / А. В. Торкунов, Е. П. Уфимцев. — М.: Анкил, 1995.

  • [1] Однако Пхеньян в 2012—2014 гг. только ужесточил свои подходы. В конце 2012 г. КНДР вошла в клуб космических держав, нарушив резолюции Совета Безопасности ООН. В феврале 2013 г. Северная Корея провелатретье ядерное испытание. Совет Безопасности ООН ужесточил санкциипротив Пхеньяна, который после этого пригрозил возможным превентивным ядерном ударом по США и аннулировал договор о ненападениис Южной Кореей, подписанный в 1953 г. Объемы торгово-экономического сотрудничества между РФ и КНДРвесьма скромные. Не урегулирована проблема северокорейского долга РФ (более 11 млрд долл.). В межкорейских отношениях после «золотого десятилетия» (1998—2008), когда Пхеньян и Сеул заметно продвинулись в развитии двустороннего сотрудничества (состоялось два саммита в 2000 и 2007 гг.).Но с 2009 г. наблюдается рост напряжения. Потопление южнокорейскогокорвета «Чхонтан», ответственность за которое Сеул возлагает на КНДР, и обстрел северокорейцами южнокорейского острова Енпхендо в 2010 г. едва не привели к военному конфликту на полуострове. Конструктивнаялиния России и Китая позволила отвести реальную военную угрозу в этомрегионе, но отношения между двумя корейскими государствами остаютсясложными, нельзя исключать новых обострений ситуации на полуострове. Правда, в сентябре 2014 г. Пхеньян даже сделал предложению Сеулу
  • [2] образовании единой Кореи на принципах конфедерации с сохранением различных политических и экономических моделей. Ядерная проблема Корейского полуострова представляет большую угрозудля Северо-Восточной Азии, для всей международной системы ядерногонераспространения. Более 20 лет предпринимаются попытки урегулироватьэту проблему на двусторонней (КНДР—США) и шестисторонней основе (РФ, КНР, США, Япония, КНДР, РК), но сделать это пока не удается, хотя на шестисторонних переговорах выработан компромиссный вариантрешения проблемы, содержащийся в Совместном заявлении от 19 сентября2005 г. участников шестистороннего переговорного процесса. Главный смысл этого документа состоит в том, что КНДР отказываетсяот плутониевой программы, возвращается в Договор о нсраспростране-
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой